г. Челябинск |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А47-14236/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2023 по делу N А47-14236/2022
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт": Головяшкина О.М. (паспорт, доверенность N 01-2023/1-Ю от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023, диплом),
публичного акционерного общества "Т Плюс": Липкович Я.Г. (паспорт, доверенность N 56 АА 3019815 от 07.09.2022 сроком действия по 31.12.2025, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" (далее - истец, ООО "УК "Форт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик, ПАО "Т Плюс") об урегулировании разногласий возникших при заключении договора теплоснабжения N ТГЭ1807-00097 от 01.09.2022 по пунктам 2.3.2., 2.3.4., 2.3.5., 2.3.7.,2.3.9, 2.3.18., 2.3.20., 2.5.5., 3.6., 4.4., 4.6., 5.8., 5.9. (с учетом уточнения исковых требований от 26.04.2023, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 15.06.2023 урегулированы разногласия, возникшие между ООО "УК "Форт" и ПАО "Т Плюс" при заключении договора теплоснабжения N ТГЭ1807-00097 от 01.09.2022.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Форт" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что при урегулировании пунктов 2.3.2. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9, 2.3.18, 2.3.20, 2.5.5, 3.6, 4.4, 4.6, 5.8, 5.9 договора суд первой инстанции необоснованно принял редакцию ответчика, не дав оценку доводам истца.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в городе Оренбурге.
Общество "Т Плюс" является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Оренбурга. Схема теплоснабжения утверждена Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.11.2014 N 866 и размещена на официальном сайте Администрации г. Оренбурга.
При заключении договора теплоснабжения (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) N ТГЭ1807-00097 между сторонами возникли разногласия относительно условий договора по пунктам от 01.09.2022 по пунктам 2.3.2., 2.3.4., 2.3.5., 2.3.7.,2.3.9, 2.3.18., 2.3.20., 2.5.5., 3.6., 4.4., 4.6., 5.8., 5.9.
Поскольку разногласия, возникшие при заключении договора, не урегулированы сторонами, истец обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Таким образом, пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса относится договор энергоснабжения.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Кодекса).
Разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421, 422 Гражданского кодекса).
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия. Условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ по предоставлению, приостановке и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах (части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (статьи 16, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (статьи 161, 162 ЖК РФ). Поэтому при наличии управляющей компании прямые расчеты граждан не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнюю от обязанности оплачивать поставленный в дом энергоресурс.
В пункте 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Настоящими Правилами установлен порядок определения в расчетах между управляющей и ресурсоснабжающей организациями объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и (или) на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 124, существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: а) предмет договора (вид коммунального ресурса); б) дата начала поставки коммунального ресурса; в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса; г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Рассмотрев возникшие между столонами разногласия, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания апелляционной жалобы и пояснений сторон в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, неурегулированными являются условия пунктов 2.3.2. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9, 2.3.18, 2.3.20, 2.5.5, 3.6, 4.4, 4.6, 5.8, 5.9 договора.
Рассмотрев доводы сторон по спорным пунктам договора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пункт 2.3.2 договора.
Истец просит принять указанный пункт договора в следующей редакции: "Оплачивать потребляемый энергетический ресурс в том объеме, в котором его оплатили в совокупности конечные потребители".
Редакция ответчика: "Оплачивать потребляемый энергетический ресурс в соответствии с настоящим Договором".
При разрешении разногласий по данному пункту суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 155), подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354.
Частями 1, 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата вносится на основании платежных поручений, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Требования N 253) настоящий документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.
По смыслу и содержанию указанные требования направлены на немедленное и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги.
Положения пункта 5 Требований N 253 о том, что к перечислению управляющей организацией ресурсоснабжающим организациям подлежат средства в общем объеме средств, полученных управляющей компанией от потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, не свидетельствуют об отсутствии у общества "УК "Форт" обязанности оплачивать оказанные обществом "Т Плюс" услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в большем объеме, чем оплатило ему население. Истец в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирные дома), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по оплате ресурсоснабжающей организации поставленных ими энергоресурсов.
При этом неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед управляющей организацией не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации.
Пункты 2.3.4, 2.3.7, 2.3.9, 3.6 договора.
Указанные положения договора закрепляют заблаговременное (за 3 рабочих дня) уведомление управляющей организации о проведении проверок показаний, опломбировке, снятии контрольных показаний приборов учета.
Принимая указанные пункты в редакции ответчика, суд первой инстанции обоснованно указал, что нормативные правовые акты не содержат положений об обязательном уведомлении теплоснабжающей организацией абонента за три рабочих дня.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для принятия названных пунктов в редакции истца, в отсутствие соответствующего правового обоснования, не имеется.
Пункт 2.3.5 договора.
Редакция истца: "При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) во внутридомовых инженерных системах и (или) тепловых сетях Исполнителя и (или) субабонентов:
- немедленно уведомить Теплоснабжающую организацию об аварии;
самостоятельно отключить поврежденный участок на своих сетях, или, при отсутствии возможности, подать заявку на отключение в Теплоснабжающую организацию;
принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок Исполнителя;
- устранить аварию в разумный срок с момента выявления неисправностей.
В случае возникновения аварии составляется акт, подписываемый Теплоснабжающей организацией и Исполнителем, в котором указываются сведения о неисправности (аварии, порыве, утечке и т.п.), дата и время обнаружения и отключения поврежденного участка, а также, по возможности, дата и время устранения неисправности, дата и время повышенного расхода теплоносителя, принимаемые меры, размеры повреждения и т.п.
Об устранении неисправности также составляется акт, подписываемый Теплоснабжающей организацией и Исполнителем.
Акты составляются Теплоснабжающей организацией, при этом Исполнитель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа Исполнителя от подписания акта, об этом делается запись в акте, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств. Отказ Исполнителя от подписания акта должен быть зафиксирован подписью незаинтересованного лица (собственника помещения МКД).".
Редакция ответчика: "При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) во внутридомовых инженерных системах и (или) тепловых сетях Исполнителя и (или) субабонентов:
- немедленно уведомить Теплоснабжающую организацию об аварии; самостоятельно отключить поврежденный участок на своих сетях, или, при отсутствии возможности, подать заявку на отключение в Теплоснабжающую организацию;
принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок Исполнителя;
- устранить аварию в разумный срок с момента выявления неисправностей.
В случае возникновения аварии составляется акт, подписываемый Теплоснабжающей организацией и Исполнителем, в котором указываются сведения о неисправности (аварии, порыве, утечке и т.п.), дата и время обнаружения и отключения поврежденного участка, а также, по возможности, дата и время устранения неисправности, дата и время повышенного расхода теплоносителя, принимаемые меры, размеры повреждения и т.п. Об устранении неисправности также составляется акт, подписываемый Теплоснабжающей организацией и Исполнителем. Акты составляются Теплоснабжающей организацией, при этом Исполнитель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа Исполнителя от подписания акта, об этом делается запись в акте, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств".
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено условие об обязательной фиксации отказа какой-либо из сторон подтверждать спорные обстоятельства, оснований для принятия спорного условия в редакции истца не имеется.
Пункт 2.3.18.
Редакция ответчика пункта 2.3.18.: "Предоставлять Теплоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 25-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме Исполнителю".
Истец просит исключить указанный пункт из текста договора, ссылаясь на отсутствие у исполнителя обязанности по предоставлению указанных сведений.
Принимая указанный пункт в редакции ответчика, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 18 п.п.(д) Правил N 124, согласно которому у потребителя имеется обязанность по предоставлению достоверных сведений по потребленным энергоресурсам, а значит и их оплате, таким образом, принимая спорный пункт договора в редакции общества Т Плюс", суд исходил из внесения определенности в правоотношения сторон и отсутствия его противоречия действующему законодательству, что отвечает интересам обеих сторон.
Пункт 2.3.20.
Редакция ответчика: "Предоставлять сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.".
Редакция истца пункт 2.3.20.: исключить ввиду отсутствия обязанности у "Исполнителя" на предоставление таких сведений.
Суд первой инстанции правомерно урегулировал спорный пункт в редакции ответчика в силу следующего.
Согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, шестнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения является юридическое лицо; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению МКД, Компания обладает или должна обладать в отношении собственников (пользователей, нанимателей) помещений сведениями, указанными в пункте 6 Правил N 354.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 N АКПИ21-732 пункт 6 Правил N 354 признан соответствующим жилищному и гражданскому законодательству, а также законодательству в области персональных данных.
Пунктом 6(1) Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация предоставляет РСО сведения из реестра собственников помещений в МКД, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения. Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе.
Кроме того, в силу пункта 6 Правил N 354 в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил управляющая организация обязана предоставить РСО сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе: фамилию, имя, отчество (при наличии), каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в МКД мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе.
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации РСО в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности: принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с РСО договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг; сохранение ранее принятого порядка внесения собственниками помещений в МКД платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО (пункт 27 Правил N 124) до наступления условий, предусмотренных частью 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
С учетом изложенного спорный пункт обоснованно принят в редакции ответчика.
Пункт 2.5.5 договора.
Редакция истца: "Отказаться от исполнения Договора в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Для реализации данного права Исполнитель обязан:
-Уведомить об этом теплоснабжающую организацию в письменном виде за 20 (двадцать) рабочих дней до планируемой даты расторжения настоящего договора способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения Теплоснабжающей организацией указанного уведомления. В случае предоставления Исполнителю собственниками МКД протокола ОСС о смене управляющей организации, уведомление о расторжении Договора направить в Теплоснабжающую организацию в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения указанного протокола.
- оплатить теплоснабжающей организации поставленные энергетические ресурсы в том объеме, в котором его оплатили в совокупности конечные потребители. При наличии задолженности, оплачивать поставленный энергетический ресурс в течение 1 (одного) рабочего дня с момента поступления денежных средств от конечных потребителей.".
Редакция ответчика: "Отказаться от исполнения Договора в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Для реализации данного права Исполнитель обязан:
-Уведомить об этом теплоснабжающую организацию в письменном виде за 20 (двадцать) рабочих дней до планируемой даты расторжения настоящего договора способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения Теплоснабжающей организацией указанного уведомления. оплатить теплоснабжающей организации не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до заявленной даты расторжения настоящего Договора в полном объеме поставленные энергетические ресурсы и обеспечить исполнение иных возникших до момента расторжения Договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение условий настоящего Договора". Спорный пункт обоснованно принят судом первой инстанции в редакции ответчика, поскольку нормативного обоснования редакции истца не представлено.
Редакция ответчика по данному пункту соответствует тому же регулированию, что и пункт 2.3.2 договора.
Пункт 4.4 договора.
Редакция истца: "Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации".
Редакция ответчика: "Расчет за потребленные энергетические ресурсы производится Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации".
Согласно подпункту "а" пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного спорный пункт обоснованно принят судом в редакции ответчика.
Пункт 4.6 договора.
Редакция истца: "Теплоснабжающая организация оформляет Акт поданной-принятой тепловой энергии за фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет-фактуру.
Теплоснабжающая организация обязана до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить Исполнителю посредством ЭДО счет-фактуру и Акт поданной-принятой тепловой энергии. Если исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения не направит в адрес Теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой энергии, а также не предоставит мотивированных возражений на акт, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан Исполнителем.".
Редакция ответчика: "Теплоснабжающая организация оформляет Акт поданной-принятой тепловой энергии за фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет-фактуру.
Исполнитель обязан до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, получить в Теплоснабжающей организации счет-фактуру и Акт поданной-принятой тепловой энергии, который в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в Теплоснабжающую организацию. Если исполнитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес Теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой энергии, а также не предоставит мотивированных возражений на акт, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан Исполнителем".
Спорный пункт обоснованно принят в редакции ответчика как соответствующий положениям абзаца 3 пункта 34 Правил N 808.
Пункт 5.8 договора.
Редакции ответчика: "Исполнитель несет ответственность за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных настоящим договором показателей качества энергетических ресурсов и объемов поставляемых энергетических ресурсов". Редакция истца: исключить указанный пункт.
В пунктах 3, 18, 21 "Правил N 124, предусмотрено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей. Причем исполнитель несет ответственность, в том числе, за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил N 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
С учетом изложенного спорный пункт обоснованно принят в редакции ответчика.
Пункт 5.9 договора.
Редакция ответчика: "В случае непредоставления сведений, указанных в п. 2.3.21 настоящего Договора, и (или) предоставления Исполнителем недостоверных сведений убытки, понесенные Теплоснабжающей организацией в связи с уплатой штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению Исполнителем, не предоставившим сведения и (или) предоставившим недостоверные сведения".
Редакция истца: исключить указанный пункт.
В соответствии с абзацем 16 Правил N 354 в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
С учетом изложенного оснований для исключения спорного пункта не имеется.
Иные аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, могли бы повлиять на его обоснованность и законность либо опровергнуть выводы суда, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы апеллянта по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2023 по делу N А47-14236/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Форт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е.Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14236/2022
Истец: ООО "Управляющая компания "Форт"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд