город Москва |
|
22 сентября 2023 г. |
дело N А40-53855/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 22.09.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Микаеляна В.С.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2023 по делу N А40-53855/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Микаеляна В.С.
к ИФНС России N 29 по г. Москве
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Мусаряков Д.А. по доверенности от 09.03.2023;
от заинтересованного лица - Рубайлов В.В. по доверенности от 12.04.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2023 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Микаелян В.С. требований о признании недействительным решения ИФНС России N 29 по г. Москве от 24.11.2022 N 12615 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении недоимки, штрафа и пени, отказано.
Предприниматель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители предпринимателя и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 23.01.2019 заявителем представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018, по результатам камеральной налоговой проверки которой составлен акт от 14.05.2019 N 5827 и вынесено решение, согласно которому заявителю доначислены сумма налога по упрощенной системе налогообложения в размере 347.231 руб., пени в размере 122.579, 14 руб., предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность в виде штрафа в размере 34.723, 50 руб.
23.04.2019 инспекцией в адрес предпринимателя выставлены требования N 1386 о предоставлении пояснений и 11.12.2020 повторно.
14.05.2019 по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018, составлен акт налоговой проверки N 5827.
24.11.2022 инспекцией вынесено решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения N 12615.
Решением УФНС России по г. Москве от 01.02.2023 N 21-10/010499@ апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель не согласился с выводами налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 23, 38, 39, 100, 101, 248, 249, 346.11, 346.14, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что реализация товаров осуществлена предпринимателем в рамках предпринимательской деятельности, доходы от которой подлежат обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 346.14 Кодекса объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
При определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 Кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам относятся, в том числе, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В силу п. 2 ст. 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу п. 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, гражданин - индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод, и в этом смысле его имущество юридически не разграничено.
В связи с этим для квалификации полученных предпринимателями доходов от использования имущества применяются следующие критерии: цель приобретения имущества, характер использования имущества, его функциональное назначение, систематичность продажи имущества либо систематическое использование его для получения дохода и другие.
Бремя доказывания обстоятельств, дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, возложено на налоговый орган.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде предприниматель Микаелян В.С. применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и осуществлял деятельность - торговля оптовая одеждой и обувью.
В представленной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения за 2018 предпринимателем заявлены расходы в сумме 2.865.591 руб. При этом в рамках процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и досудебного урегулирования спора документы, подтверждающие обоснованность заявленных сумм расходов, предпринимателем не представлены.
По результатам налоговой проверки инспекция пришла к выводу о наличии оснований для доначисления предпринимателю налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с дохода, полученного им от продажи товаров, соответствующих сумм пеней и штрафа.
В обоснование своих доводов предприниматель указывает на нарушения органом налогового контроля процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и истечение срока привлечения к налоговой ответственности.
Доводы предпринимателя судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из следующего.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, в ходе которых выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 101 Кодекса, принимает одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6.1 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи (абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. п. 6, 6.1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий.
По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 101 Кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Из содержания решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 следует, что с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса налоговый орган обязан в силу прямого указания в данном Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Согласно п. 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из положений ст. ст. 88, 89, 100, 101, 139 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки, ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае из проведения) в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки вместе с извещением от 12.05.2022 N 7060 о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки направлен в адрес предпринимателя посредством почты 24.05.2022 с присвоением внутрироссииского почтового идентификатора N 11928570651285.
По сведениям официального сайта АО "Почта России" указанное почтовое отправление вручено адресату 01.06.2022.
Согласно извещению заявителю предлагалось явиться 12.07.2022 в адрес инспекции для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.
Письменные возражения по акту поступили в инспекцию 20.07.2022 (вх. N 029438ог от 20.07.2022).
27.09.2022 инспекцией в адрес предпринимателя посредством почты повторно направлено извещение от 15.09.2022 N 23253 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, с присвоением внутрироссииского почтового идентификатора N 80103576536228.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО "Почта России" указанное почтовое отправление вручено адресату 03.10.2022.
24.11.2022 инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 12615, которое направлено в адрес предпринимателя Микаелян B.C. по почте 09.12.2022 с присвоением внутрироссийского почтового идентификатора 80091779393536.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО "Почта России" указанное почтовое отправление вручено адресату 13.12.2022.
Таким образом, налоговым органом соблюдены права и законные интересы налогоплательщика, связанные с порядком рассмотрения материалов налоговой проверки.
Направление решения позже срока, установленного п. 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, равно как и проведение камеральной налоговой проверки за пределами установленного срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением сроков взыскания.
В силу п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из данных положений закона следует, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.
Срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.
При толковании данной нормы необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.
Принимая во внимание изложенное, срок давности привлечения к налоговой ответственности в связи с неуплатой налога за 2018, уплачиваемого в срок до 30.04.2019, подлежит исчислению с 01.01.2020 и истекает 01.01.2023 соответственно.
Оспариваемое решение принято инспекцией 24.11.2022, в связи с чем, срок давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не истек.
Судом первой инстанции оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2023 по делу N А40-53855/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53855/2023
Истец: Микаелян Вардан Сергеи
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО Г. МОСКВЕ