г. Чита |
|
25 августа 2023 г. |
дело N А10-7257/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года по делу N 10-7257/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" (ОГРН 1070326000392, ИНН 0326041034) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773) о признании недействительным отказа,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Дагуда" (ОГРН 1190327014096, ИНН 0326572564),
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" - Косова И.И. - представителя по доверенности от 08.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" (далее - заявитель, ООО "БГГК" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее также - Минприроды РБ или Министерство) о признании недействительным отказа от 17.08.2022 N 08-03-22-И5436/22, об обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения надлежащим образом заявления общества о включении в план предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона N 08-01-04-В6366/21 на 2023 год участка недр: Сужа участок 3, содержащий песчано-гравийные породы, расположенный в пределах Иволгинского района Республики Бурятия, находящийся в 0,5 км. к юго-западу от п. Исток, со следующими географическими координатами угловых точек участка недр:
Географические координаты угловых точек участка недр (ГСК-2011) | ||||||
N |
С.Ш. |
В.Д. |
||||
1 |
51 |
46 |
48,8306 |
107 |
29 |
8,3184 |
2 |
51 |
46 |
48,4406 |
107 |
29 |
14,3384 |
3 |
51 |
46 |
47,5706 |
107 |
29 |
32,0084 |
4 |
51 |
46 |
40,0684 |
107 |
29 |
39,5252 |
5 |
51 |
46 |
39,3441 |
107 |
29 |
32,8634 |
6 |
51 |
46 |
40,0306 |
107 |
29 |
29,4797 |
7 |
51 |
46 |
40,9150 |
107 |
29 |
21,9715 |
8 |
51 |
46 |
40,8194 |
107 |
29 |
18,8044 |
9 |
51 |
46 |
40.8194 |
107 |
29 |
14,2468 |
10 |
51 |
46 |
40,6958 |
107 |
28 |
58,6637 |
11 |
51 |
46 |
42,2518 |
107 |
28 |
56,4172 |
12 |
51 |
46 |
43,7917 |
107 |
28 |
57,0769 |
13 |
51 |
46 |
43,4334 |
107 |
29 |
7,7021 |
Определением суда от 16.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дагуда" (далее - ООО "Дагуда").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, выражая свое несогласие с ним.
Из апелляционной инстанции следует, что суд первой инстанции дал неверную оценку доводу общества о том, что согласно пункту 3.7.1 Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Бурятия предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 13.07.2012 N 176-ПР (далее - Административный регламент), при несоответствии заявления и прилагаемых документов указанным в настоящем пункте Административного регламента критериям специалист отдела до истечения 30 дней со дня регистрации заявления готовит и подписывает у министра или его заместителя письменное уведомление о несоответствии представленных документов установленным требованиям. Результат фиксируется путем регистрации уведомления.
Специалист Минприроды РБ, ответственный за делопроизводство, регистрирует письменные уведомления в электронной базе Минприроды РБ и обеспечивает их отправку по указанному в заявлении адресу заявителя.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.12.2021 ООО "БГГК" обратилось в Минприроды РБ с заявлением о включении в план предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона N 08-01-04-В6366/21 на 2022 год с целью геологического изучения участка недр в целях поиска и оценки месторождений ОПИ, а именно: Сужа участок 3, содержащий песчано-гравийные породы, расположенный в пределах Иволгинского района Республики Бурятия, находящийся в 0,5 км к юго-западу от п. Исток, со следующими географическими координатами угловых точек участка недр:
Географические координаты угловых точек участка недр (ГСК-2011) | ||||||
N |
С.Ш. |
В.Д. |
||||
1 |
51 |
46 |
48,8306 |
107 |
29 |
8,3184 |
2 |
51 |
46 |
48,4406 |
107 |
29 |
14,3384 |
3 |
51 |
46 |
47,5706 |
107 |
29 |
32,0084 |
4 |
51 |
46 |
40,0684 |
107 |
29 |
39,5252 |
5 |
51 |
46 |
39,3441 |
107 |
29 |
32,8634 |
6 |
51 |
46 |
40,0306 |
107 |
29 |
29,4797 |
7 |
51 |
46 |
40,9150 |
107 |
29 |
21,9715 |
8 |
51 |
46 |
40,8194 |
107 |
29 |
18,8044 |
9 |
51 |
46 |
40.8194 |
107 |
29 |
14,2468 |
10 |
51 |
46 |
40,6958 |
107 |
28 |
58,6637 |
11 |
51 |
46 |
42,2518 |
107 |
28 |
56,4172 |
12 |
51 |
46 |
43,7917 |
107 |
28 |
57,0769 |
13 |
51 |
46 |
43,4334 |
107 |
29 |
7,7021 |
12.08.2022 ООО "БГГК" направило в Минприроды РБ запрос N 08-01-04- В4566/22 о результатах рассмотрения заявления от 10.12.2021.N 08-01-04-В6366/21.
17.08.2022 Минприроды РБ направило в адрес общества уведомление об отказе в приеме заявления от 10.12.2021.
Полагая, что данный отказ, изложенный в уведомлении от 17.08.2022, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО "БГГК" обратился в арбитражный суд с настоящим с заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения в числе прочих относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Согласно статье 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.07.2006 N 217 был утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия (далее - Порядок N 217), действовавший до 30.08.2023.
Подпунктом 4 пункта 1.2 Порядка N 217 установлено, что без проведения аукциона право пользования недрами предоставляется, в том числе для геологического изучения участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее также - ОПИ).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 217 право пользования участками недр без проведения аукциона предоставляется в случае указанном в подпункте 4 пункта 1.2 настоящего Порядка, в соответствии с планом предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона (далее - план), который утверждается на очередной год до 20 декабря текущего года приказом уполномоченного органа. Уполномоченный орган до 1 июля текущего года размещает информацию о сборе предложений для подготовки плана на очередной год на официальном сайте уполномоченного органа. Уполномоченный орган до истечения 5 рабочих дней со дня утверждения плана размещает его на официальном сайте уполномоченного органа.
Внесение изменений в утвержденный план в течение текущего года осуществляется уполномоченным органом в случае поступления заявлений либо по инициативе уполномоченного органа и оформляется приказом уполномоченного органа. Уполномоченный орган до истечения 5 рабочих дней со дня утверждения изменений в план размещает информацию об изменениях на официальном сайте уполномоченного органа.
Заявление о включении в план составляется по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку. К заявлению на включение в план прилагаются предложения по условиям пользования, составленные по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Таким образом, предоставлению участка недр в пользование без аукциона предшествует его включение в План предоставления участков недр без проведения аукциона.
При этом для включения участка недр в указанный План необходимо наличие двух условий:
- данный участок недр включен в Перечень в установленном федеральным законодательством порядке, вовлечение участка недр в пользование не противоречит требованиям действующего законодательства;
- условия пользования, разработанные уполномоченным органом по данному участку, согласованы с заинтересованными органами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.12.2021 в Минприроды РБ поступило заявление ООО "БГГК" о включении в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона, участка "Сужа 3", не включенного в Перечень участков местного значения в установленном порядке. При этом поданное заявление составлено по установленной форме.
В связи с поступлением заявления ООО "БГГК" и на основании Распоряжения от 10.03.2022 N 15-Р уполномоченным органом разработаны условия пользования по указанному участку, согласованы с заинтересованными органами, о чем вынесен приказ от 20.04.2022 N 142-ПР "Об утверждении условий пользования".
Следовательно, для включения участка недр "Сужа 3" в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона необходимо соблюдение условия о его включении в Перечень участков недр местного значения в установленном порядке.
Пунктом 3.7 Административного регламента определена последовательность действий Минприроды РБ в случае включения участка недр в план проведения аукционов или план предоставления без аукциона включающая в себя следующие логически обособленные административные процедуры:
- прием, регистрацию и рассмотрение заявления на включение в план (пункт 3.7.1);
- включение участка недр в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия (пункт 3.7.2);
- разработка и согласование условий пользования по участку недр (3.7.3);
- принятие решения о включении участка недр в план (3.7.4).
Согласно пункту 3.7.2 основанием для начала административной процедуры является подготовка проекта внесения дополнений в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия (далее - Перечень).
Уполномоченный специалист отдела до истечения 5 рабочих дней со дня подписания министром проекта внесения дополнений в Перечень готовит и подписывает у министра письмо о направлении на согласование с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами дополнений в Перечень. Критерии и сроки согласования включения участка недр в Перечень осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным приказом Роснедр от 15.06.2012 N 687.
Результатом административной процедуры является принятие решения о включении участка недр в Перечень, оформленное приказом Минприроды РБ. Приказ Минприроды РБ готовится до истечения 10 рабочих дней со дня поступления согласования от федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Результат фиксируется путем регистрации приказа.
В случае отказа в согласовании включения участка недр в Перечень, специалист отдела до истечения 5 рабочих дней со дня поступления отказа в согласовании от федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа готовит и подписывает у министра или его заместителя письменное уведомление о невозможности включения участка недр в план. Результат административной процедуры фиксируется путем регистрации письменного уведомления.
Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней (далее - Порядок N 428), регламентирующий процедуру подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании перечней участков недр местного значения.
Согласно пункту 2 Порядка N 428 в перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения).
Пунктами 4 - 5 Порядка N 428 установлен перечень документов, которые представляются в целях включения участка недр в перечень участков недр местного значения.
В силу пункта 8 Порядка N 428 орган государственной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые документы на предмет соответствия установленным Порядком требованиям в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения).
В случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, или на рассмотрении находится заявка (обращение) на включение в перечень участков недр местного значения участка недр, границы которого полностью или частично совпадают с границами участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, представленная заявка (обращение) и прилагаемые к ней документы возвращаются заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки (обращения), с указанием причин возврата.
В пункте 10 Порядка N 428 предусмотрены основания для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения, к которым отнесено следующее:
1) получение информации о наличии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения;
2) запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах";
3) предлагаемый к включению в перечень участков недр местного значения участок недр не относится к участкам недр местного значения, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 2.3 Закона Российской Федерации "О недрах";
4) отказ пользователя недр в предоставлении согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае, если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках административной процедуры включения участка недр "Сужа 3" в Перечень участков недр местного значения Министерством 21.02.2022 направлены запросы в Минобороны РФ, Управление ФСБ по РБ, Минприроды РФ, ответы получены соответственно 08.04.2022, 31.03.2022, 22.07.2022 (т. I, л.д.23-30).
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, у Министерства обязанность по направлению проекта внесения дополнений в Перечень на согласование в федеральный орган управления государственным фондом недр (Отдел геологии и лицензирования по РБ Дальнедра) могла возникнуть не ранее 22.07.2022, а по включению участка "Сужа 3" в Перечень участков недр местного значения только после поступления согласования в течение 10 рабочих дней.
При этом установленные обстоятельства, свидетельствуют о том, что Минприроды РБ начало процедуру по включению участка недр "Сужа 3" в План предоставления без аукциона, то есть фактически заявление ООО "БГГК" находилось в стадии рассмотрения.
Однако, как следует из оспариваемого уведомления от 17.08.2022, в приеме заявления ООО "БГГК" отказано, поскольку согласно представленным географическим координатным данным произошло наложение (пересечение) на участок недр, который предоставлен в пользование третьим лицам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что при подготовке проекта внесения дополнений в Перечень участков недр местного значения в рамках рассмотрения заявления ООО "БГГК" о включении участка "Сужа 3" в План предоставления без аукциона на 2022 год установлено, что в рамках рассмотрения заявления ООО "Дагуда" от 26.10.2021 о включении в План предоставления без проведения аукциона участка недр "Сужа 2", границы которого частично совпадают с границами участка, заявленного ООО "БГГК", принято решение о включении участка недр "Сужа 2" в Перечень участков недр местного значения (пункт 455), оформленное приказом Минприроды РБ от 14.04.2022. Кроме того, приказом Минприроды РБ от 15.04.2022 N 140-ПР участок недр "Сужа 2" включен в План предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона на 2022 год (т. I, л.д.23-30)
В данном случае, учитывая правовое регулирование процедуры предоставления участка недр без проведения аукциона, а также процедуры включения в План предоставления без аукциона, включения участка в Перечень участков недр местного значения, является правомерным вывод суда первой инстанции, что установление факта наложения (пересечения) границ участка недр "Сужа 3" с участком "Сужа 2", включенным в Перечень участков местного значения, влечет невозможность завершения процедуры включения участка недр "Сужа 3" в Перечень участков недр местного значения и, как следствие, невозможность его включения в План предоставления без проведения аукциона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в приеме заявления ООО "БГГК" о включении в План предоставления без аукциона от 10.12.2021, изложенный в оспариваемом уведомлении от 17.08.2022, соответствует закону и не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции правомерно указал, что процедура включения участка недр в План предоставления без аукциона предшествует процедуре предоставления права пользования участком недр без аукциона, а основанием предоставления права является самостоятельное заявление, подаваемое в соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 217. При этом после включения участка недр в План предоставления без аукциона, любое лицо, заинтересованное в получении права на его использование вправе подать соответствующее заявление.
В данном случае План предоставления участков недр местного значения без аукциона на 2022 год размещался на официальном сайте уполномоченного органа в соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 217, что свидетельствует об отсутствии препятствий у заявителя для подачи заявления на предоставление права пользования участком "Сужа 2" без аукциона, после его включения в План и до его предоставления ООО "Дагуда". При этом факт направления или не направления уведомления об отказе в приеме заявления ООО "БГГК" о включении в План предоставления без аукциона участка "Сужа 3" не влияет на указанное право по участку недр "Сужа 2".
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года по делу N А10-7257/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А. Сидоренко |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7257/2022
Истец: ООО БУРЯТСКАЯ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Третье лицо: ООО "ДАГУДА", Арбитражный суд Республики Бурятия