г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А21-4483/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24378/2023) ООО "Новик Логистик" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2023 по делу N А21-4483/2023, принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Новик Логистик"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российской железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; адрес: 107174, г. Москва, муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новик Логистик" (ОГРН 1153926032369, ИНН 3914021390, адрес: 238152, Калининградская область, р-н Черняховский, г. Черняховск, ул. Станция новый Черняховск, д. 7; далее - общество, ответчик) о взыскании 116 467 руб. 20 коп. задолженности, 2 129 руб. 56 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2023 по 18.04.2023 с последующим доначислением процентов на сумму долга 116 467 руб. 20 коп., начиная с 19.04.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.06.2023 в виде резолютивной части иск удовлетворен.
29.06.2023 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и обществом (клиент) заключен договор от 02.03.2021 N 6/КП об оказании услуги по организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда, сформированного на путях общего пользования станции Черняховск (в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2022N 3, далее - договор), которым регулируются взаимоотношения сторон при организации в соответствии с телеграммами ОАО "РЖД" от 30.12.2021 NИСХ-31923/ЦЦ, от 20.09.2021 N ИСХ-22310/ЦЦ перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерного поезда (далее - КП) со станции Черняховск Калининградской железной дороги на станцию Белый Раст Московской железной дороги, условной длиной 57 вагонов (далее - услуга), погруженных на вагоны в местах общего пользования.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения от 09.02.2022 N 1 к договору срок действия договора продлен до 31.12.2022.
Пунктами 2.1.1, 2.1.3 договора предусмотрена обязанность ОАО "РЖД" по формированию контейнерных поездов на путях общего пользования станции Черняховск и обеспечению проставления в перевозочных документах отметок "Контейнерный поезд".
В пункте 2.2.1 договора предусмотрена обязанность клиента по направлению в ОАО "РЖД" в соответствии с приложением N 1 к договору обращения на формирование контейнерных поездов.
Расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 11.12.2017 N 1490-КЛГ/С (пункт 3.2 договора).
Клиент оплачивает ОАО "РЖД" платежи за оказанные услуги по организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов на условиях приложений N N 1, 2 к договору (пункт 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 05.03.2022 N 2).
В декабре 2022 года истец оказал ответчику услуги по формированию трех контейнерных поездов с датами отправления 19.12.2022, 29.12.2022 и 31.12.2022.
Претензия истца от 03.02.2023 N ИСХ-494/КЛНГ ТЦФТО с требованием оплатить сбор за формирование контейнерных поездов оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим иском.
Суд, признав заявленные ОАО "РЖД" требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Довод ответчика о том, что в отношении заявленных грузовых вагонов были выполнены работы по подаче и уборке на грузовые фронты, а не услуги по формированию контейнерных поездов на путях общего пользования, опровергается представленными в дело доказательствами: железнодорожными накладными, заявками формы ГУ-12, натурными листами поездов, памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки.
Согласно пункту 2.7.11 Постановления ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (тарифное руководство N3)" за подачу и уборку груженых и порожних вагонов в места общего пользования при осуществлении погрузки (выгрузки) груза грузоотправителями (грузополучателями) взимается сбор по ставкам, приведенным в части 1 таблицы N 11 настоящего тарифного руководства, за расстояние подачи и уборки от стрелки примыкания пути общего пользования до мест выполнения грузовых операций.
Согласно пункту 9 раздела 1 единого перечня основных работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 08.11.2022 N 2879/р, формирование контейнерных поездов на путях общего пользования станции отправления осуществлялось и осуществляется на основании статей 10, 13 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и договора, при этом формирование стоимости работ и услуг - договорное.
Таким образом, взимание сбора за подачу и уборку вагонов предусмотрено тарифным руководством N 3, в то время как спорный сбор является договорным и предусмотрен единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
В соответствии со статьей 10 Устава грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров утверждены Приказом Минтранса России от 18.12.2019 N 405 (далее - Правила N 405).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 405 перевозка грузов в контейнерах, порожних контейнеров может осуществляться в составе поезда, имеющего установленные перевозчиком длину, вместимость, маршрут следования (далее - контейнерный поезд, КП).
Согласно пункту 24 Правил N 405 контейнерный поезд может быть сформирован на железнодорожных путях общего и необщего пользования. Формирование контейнерного поезда на железнодорожных путях общего пользования, расположенных на станциях осуществляется по соглашению между перевозчиком и организатором контейнерного поезда на организацию контейнерного поезда.
Условия формирования контейнерного поезда на железнодорожных путях общего пользования устанавливаются перевозчиком с учетом технических и технологических возможностей станций отправления, назначения, а также маршрута следования контейнерного поезда.
Пунктом 28 Правил N 405 предусмотрено, что до предъявления грузов в контейнерах и порожних контейнеров для перевозки в составе контейнерного поезда организатор контейнерного поезда по поручению грузоотправителя или от своего имени (если он является грузоотправителем) подает перевозчику заявку на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - заявка ГУ-12) в соответствии с приложением N 1 к Правилам приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
В заявке ГУ-12 в графе "Примечание" указывается полное наименование, почтовый адрес и код ОКПО организатора контейнерного поезда, сведения о соглашении на организацию контейнерного поезда перевозчика с организатором контейнерного поезда. Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в контейнерах или порожних контейнеров в составе контейнерного поезда осуществляется организатором контейнерного поезда по поручению от имени грузоотправителя или от своего имени (если он является грузоотправителем).
В соответствии с пунктом 7 Порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2191 /р, договором на организацию КП предусматриваются: диапазон длин/длина формируемого КП; маршрут курсирования КП; условия вместимости КП; условия формирования КП на путях общего пользования; порядок возмещения затрат ОАО "РЖД", связанных с формированием КП; ответственность сторон за неисполнение обязательств, предусмотренных договором наорганизацию КП; размер и порядок компенсации ОАО "РЖД" за невыполнение условия вместимости КП при его перевозке на расстояние свыше 2300 км; иные условия, в том числе условия реализации транспортных продуктов требующих высокой скорости и надежности доставки.
Довод ответчика о том, что данный порядок не применяется, не соответствует действительности.
Согласно пункту 9 Распоряжения ОАО "РЖД" от 02.10.202 N 2191/р установленный настоящим распоряжением порядок, предусматривающий обязательность заключения договора на формирование КП, не применяется.
Соответственно, заключение соответствующего договора на формирование контейнерных поездов по отношению к перевозкам из/на Калининградскую железную дорогу является правом, а не обязанностью сторон рассматриваемого правоотношения.
15.10.2021 между ОАО "РЖД", АО "LTG Cargo", ГП "Железная дорога Молдовы" заключено соглашение о перевозке контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении, предметом которого является порядок организации перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении.
В соответствии со статьей 3 соглашения о перевозке контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении настоящее соглашение не препятствует заключению между заинтересованными сторонами двух- и многосторонних соглашений по вопросам, касающимся организации и осуществления перевозок контейнеров в составе контейнерных поездов. Эти соглашения не должны затрагивать интересы других сторон настоящего соглашения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами заключен договор на формирование контейнерного поезда, услуга по формированию КП фактически была оказана, расчет произведен в соответствии с пунктами 2.35.1 и 2.35.3 прейскуранта 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (тарифное руководство N 1).
Довод общества о то, что клиент отказывается платить за оказанную услугу, потому что им не подавались предусмотренные договором обращения на формирование контейнерных поездов за 48 часов до отправления, несостоятелен, поскольку общество оплачивает провозную плату именно как за перевозку грузов в составе контейнерных поездов, а не как за отдельные контейнерные отправки.
Материалами дела подтверждается, что общество обращалось за услугой именно об отправке грузов согласованным контейнерным поездом, расчет провозной платы по его оправкам осуществлен с применением понижающего коэффициента, предусмотренного для отправителей контейнерных поездов, что прямо следует из сведений, внесенных отправителем в заявки ф. ГУ-12 N 0040181212, N 0040214427, N 0040183151, N 0040175219, N 0040221199, N 0040214423, N 0040183184, N 0040191667, N 0040187043, N 0040214420, N 0040193538, N 0040183644, N 0040151649, N 0040200876, N 0040127534, N 004127534, N 0040279298, N 0040279378, N 0040279184, N 0040040269710, N 0040282580, N 0040303375, N 0040281033, N 0040099175, N 0040214422, N 0040288888, N 0040288919, N 0040288841, N 0040183644, N 0040282535, N 0040282580, N 0040282583, N 0040266269, N 0040280589, N 0040282580, N 0040181212, N 0040282580, N 0040266280, N 0040287384, N 0040296733, N 0040214422, и подтверждается железнодорожными накладными СМГС, приложенными к исковому заявлению.
Так, в вышеуказанных заявках ф. ГУ-12 в графе 12 "Примечания" клиентом проставлены отметки "КО-КП", что явиляется основанием для расчета платы за перевозку по тарифу для контейнерных поездов и оказания услуг по формированию контейнерных поездов (пункт 28 Правил N 405).
Как следует из железнодорожных накладных СМГС, приложенных к исковому заявлению, в графах 64 проставлена отметка "КО-КП" и, соответственно, расчеты платы за указанные перевозки произведены в соответствии с пунктами 2.35.1 и 2.35.3 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47- т/5 (тарифное руководство N 1, части 1 и 2), с применением понижающего коэффициента.
Пунктом 2.35.1 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (тарифное руководство N 1, части 1 и 2) установлено, что плата за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определяется в зависимости от типоразмера контейнера, его принадлежности, а также принадлежности вагона по правилам подпунктов 2.11.1 - 2.11.3, 2.11.5 - 2.11.7 с учетом положений подпункта 2.11.10 настоящего тарифного руководства.
При указанных перевозках в графе "Место для особых отметок и штемпелей" перевозочного документа указывается "контейнерный поезд", а в графе "Тарифные отметки" в строке "Вид отправки" проставляется отметка "КО-КП" (контейнерная отправка в составе контейнерного поезда).
Пунктом 2.35.2 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (тарифное руководство N 1, части 1 и 2) установлены понижающие коэффициенты к плате за перевозку грузов в контейнерах" порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, дополнительно применяются коэффициенты.
Согласно пункту 2.35.3 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 тарифное руководство N 1, части 1 и 2) плата за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определенная по правилам подпунктов 2.35.1 и 2.35.2, уменьшается в размере, указанном в таблице 11 приложения 5 настоящего Тарифного руководства, с применением к размеру уменьшения платы коэффициентов, указанных в подпункте 2.11.10.
В соответствии с пунктом 2.35.4 прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (тарифное руководство N 1, части 1 и 2) в плате за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, определенной по правилам настоящего пункта, не учитывается и оплачивается дополнительно, при необходимости выполнения ее силами РЖД, работа по формированию и расформированию контейнерных поездов на железнодорожных станциях.
Договор и дополнительные соглашения к ему подписаны обществом без разногласий и замечаний.
В дополнительном соглашении N 2 к договору стороны согласовали условие о твердой цене услуги по формированию КП.
Согласно пункту 2.1.3 договора перевозчик обязуется проставлять в перевозочных документах отметки "Контейнерный поезд", разделом 3 договора авансирование по договору не предусмотрено.
Довод подателя жалобы о несогласии с условиями и порядком, установленным внутристанционным документом - технологией формирования КП на путях общего пользования N 620 от 05.03.2022, несостоятелен, так как цена и порядок формирования КП согласованы сторонами в пункте 1.2 приложения N1 к договору в редакции дополнительного соглашения от 05.03.2022 N 2 к договору.
Так, в соответствии с Методикой определения эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации и ставок договорных плат за формирование прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования средствами железных дорог, утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.07.2015 N 1714р, величина полных затрат ОАО "РЖД", приходящихся на час работы маневрового локомотива, по отчетным данным за 2014 год в среднем по сети составляет 3 232 руб. 39 коп.
Указанный размер ставки маневрового локомотиво-часа включается в договор с учетом ежегодной индексации (с 2014 года) в размере работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов с учетом рентабельности перевозок.
В 2022 году ставка маневрового локомотиво-часа составляла 6 740 руб.
Соответственно, при формировании контейнерного поезда на путях общего пользования Ново - Западного парка станции Черняховск Калининградской железной дороги с учетом времени работы маневрового локомотива - 4,8 часа, ставка за формирование контейнерного поезда с учетом индексации на 2022 год составляет 32 352 руб.
Данная цена услуги согласована сторонами без разногласий и каких- либо замечаний в дополнительном соглашении от 05.03.2022 N 2 к договору.
В нарушение условий договора клиентом не были поданы согласно пункту 2.2.1 приложения N 1 к договору обращения на формирование КП, однако данное обстоятельство не освобождает клиента от обязанности оплатить оказанные ему услуги.
Отказ клиента оплачивать оказанную услугу в данном случае является неправомерным односторонним отказом от исполнения условий договора со стороны клиента.
Довод подателя жалобы о том, что в заявленных истцом требованиях указаны отправки, не относящиеся к отправкам, оформленным обществом, и неверная номенклатура груза, не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил иск.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2023 по делу N А21-4483/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4483/2023
Истец: Калининградская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Новик Логистик"