г. Владивосток |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А24-3705/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-4782/2023
на решение от 22.06.2023
судьи Ю.С. Бискуп
по делу N А24-3705/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании 1 002 242,14 руб.,
третьи лица: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения; федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края",
при участии:
от истца: представитель Е.С. Ванжуло (в режиме веб-конференции) по доверенности от 01.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 01317), паспорт;
от ответчика: представитель А.М. Тимошкова (в режиме веб-конференции) по доверенности от 02.12.2022, сроком действия до 09.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 16815), паспорт,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", ответчик, учреждение) о взыскании задолженности за потребленные энергоресурсы в период апрель - май 2022 года в рамках государственного контракта от 28.12.2018 N 473ТС в размере 949 613 руб. 59 коп. долга со взысканием пени начиная с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 11.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения и федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края"
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.06.2023 с учреждения в пользу общества взыскано 130 927 руб. 28 коп. долга, 16 311 руб. 11 коп. пени. Решено производить взыскание пени на сумму долга в размере 130 927 руб. 28 коп., начиная с 16.06.2023 по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обосновании своих доводов истец ссылается, что актами разграничения балансовой принадлежности от 01.08.2022 стороны договорились изменить границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности в отношении объектов, расположенных по адресу: г. Петропавловск - Камчатский, ул. Аммональная падь, д.1, ул. Свердлова, д.2а, ул. Солнечная ЦТП, ул. Кутузова, д.30, ул. Солнечная, д.28, ул. Тургенева, д.54.с 01.08.2022. Отмечает, что ранее акты балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 15.11.20218 были заключены на постоянный срок и действовали в спорный период, не были оспорены или изменены. При этом, ответчик в адрес ресурсоснабжающей организации не представил соответствующие документы, в том числе не заявлял о получение новых технических условий о переносе узла учета тепловой энергии. Апеллянт отмечает, что письмом 25.04.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" филиал констатирует факт самовольного переноса узлов учета, без соблюдений регламентированной процедуры и указывает на необходимость зафиксировать актом факт переноса узлов учета, пересмотреть размер потерь по таким участкам теплотрасс. Истец считает, что суд первой инстанции самостоятельно изменил границу эксплуатационного ответственности и границу балансовой принадлежности в рамках спорного контракта.
ПАО "Камчатскэнерго" считает, что до подписания актов от 01.08.2022 в спорный период действовали акты разграничения балансовой принадлежности, составленные и согласованные сторонами в ноябре 2018 года.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
По тексту письменного отзыва ответчик по доводам апелляционной жалобы возразил. Ответчик считает, что истцом незаконно предъявлена ко взысканию стоимость потерь за всю протяженность тепловых сетей, а не за протяженность сетей до места установки прибора учета тепловой энергии. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отношение к апелляционной жалобе не выразили, отзывы на неё не представили.
В заседание суда третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ приступила к рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика отклонил их по мотивам, изложенные в отзыве на нее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с заключенным между ПАО "Камчатскэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" (потребитель) контрактом N 473ТС общество в период с май-апрель 2022 года (спорный период) поставило тепловую энергию (мощность), теплоноситель и горячую воду на согласованные в контракте объекты учреждения.
Дополнительными соглашениями контракт был продлен на 2020-2022 годы.
В приложении к государственному контракту стороны согласовали, в том числе балансовую принадлежность сетей и размер потерь тепловой энергии в них.
На оплату поставленного ресурса истцом выставлены счета-фактуры, которые ответчиком оплачены в части. Наличие на стороне ответчика задолженности в размере 849 613 руб. 59 коп. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований), фактически составляющей стоимость потерь тепловой энергии в сетях ответчика, послужило основанием для обращения истца с рассматриваемыми требованиями в Арбитражный суд Камчатского края.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции при рассмотрении спора верно квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения, как регулируемые нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении, а также общими положениями об обязательствах, содержащимися в главе 22 указанного Кодекса.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии и потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Пунктом 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В силу пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании (пункт 2 Правил N 808).
При этом граница эксплуатационной ответственности в силу пункта 2 названных Правил устанавливается соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяется по границе балансовой принадлежности.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Факт принадлежности тепловых сетей ответчику, за исключением сети теплоснабжения, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Пограничная, д. 22б (14-м), ответчиком не оспаривался. Указанный факт также установлен Арбитражным судом Камчатского края при рассмотрении дела N А24-4619/2022, имеющего при рассмотрении настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
На основании пунктов 1, 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034), согласно пункту 5 которых коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета; нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 31 Правил N 1034).
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе, расчетным путем.
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в соответствии с которой осуществляется, в том числе, определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета (пункт 114 Правил N 1034).
Во исполнение указаний Правительства Российской Федерации, данных в пункте 3 Правил N 1034, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приказом от 17.03.2014 N 99/пр утвердило Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика N 99/пр).
В пункте 10 Методики N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденном приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Материалами дела, в том числе актами (повторной) периодической поверки узлов учета тепловой энергии от 13.10.2021, от 18.10.2021, от 08.09.2022, от 12.09.2022 подтвержден факт установки и введения в эксплуатацию на сетях ответчика приборов учета тепловой энергии подтвержден представленными в материалы дела.
В акте от 17.05.2022 стороны в ходе совместного обследования зафиксировали изменение длины тепловых сетей до места установки узлов учета.
В силу положений статей 168, 170 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС16-8324 от 19.10.2016 проверка представленного сторонами расчета исковых требований является обязанностью арбитражного суда и входит в стандарт всестороннего и полного исследования судом первой инстанции имеющихся в материалах дела доказательств.
Апелляционным судом установлено, что расчет объема потерь тепловой энергии в сетях ответчика, произведен истцом в соответствии с согласованными сторонами при заключении государственного контракта от 07.12.2018 N 473ТС величинами.
Вместе с тем, как верно заключил суд первой инстанции, истцом при расчете не учтены установленные позднее (в 2021 году) на сетях ответчика узлов учета тепловой энергии.
Пунктом 7.3 контракта сторонам согласовано, что при установке узла (прибора) учета тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) горячей воды не в точке поставки количество учтенной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) горячей воды увеличивается на величину потерь тепловой энергии мощности и (или) теплоносителя и (или) горячей воды от места установки узла учета до границы раздела балансовой принадлежности сетей.
При этом, вопреки доводам апеллянта, учитывая положения контракта, изложенные в пункте 7.3, который предусматривает порядок расчета потерь тепловой энергии от места установки узла учета до границы раздела балансовой принадлежности сетей, ПАО "Камчатскэнерго" осуществляя периодические проверки, не могло не знать об изменении расстояния и соответственно размера потерь в тепловых сетях ответчика в связи с установкой узлов учета.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании долга в размере 130 927 руб. 28 коп.
Кроме того, истцом также были заявлены требования о взыскании пени начиная с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 Постановления 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку нарушение ответчиком денежного обязательства нашло свое подтверждение, требование истца о взыскании пени заявлено правомерно.
Судом первой инстанции произведен перерасчет неустойки на сумму долга 130 927 руб. 28 кот., который составил 16 311 руб. 11 коп., начисленной за период с 02.10.2022 по 15.06.2023.
Повторно проверив перерасчет суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признает его верным арифметически и по праву.
Требования истца о взыскании длящейся пени до фактического погашения долга также является обоснованными, соответствуют статье 330 ГК РФ и разъяснениям пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.06.2023 по делу N А24-3705/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3705/2022
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатский городского округа - муниципального учреждения, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Камчатского края"