г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А56-119266/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Орловой Н.Ф.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой ДС
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1555/2024) товарищества собственников жилья "Невский берег" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2023 по делу N А56-119266/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Невский берег"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Невский берег" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, утоненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество, Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1262715-2022/ТКО от 30.12.2021 (далее - договор) в части пунктов 1.3, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 4.2, пунктов 2 и 3 Приложения 1 к Договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - третье лицо, Комитет).
Решением суда от 08.12.2023 разногласия, возникшие при заключении договора N 1262715-2022/ТКО от 30.12.2021, урегулированы, спорные пункты договора изложены в редакции Регионального оператора.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что положения Правил N 505 не содержат ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО, а также не содержат указаний на раздельный сбор ТКО. Также, по мнению истца, предоставление контейнеров входит в обязанности ответчика.
В судебном заседании истец доводы жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения жалобы возражал по доводам отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Дальневосточный, д. 69, корп. 4 (далее - МКД).
Общество на территории Санкт-Петербурга осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
От Общества в адрес Товарищества поступил проект договора N 1262715-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор).
Товарищество не согласилось с рядом условий, изложенных в договоре, в связи с чем направило в адрес Общества протокол разногласий к договору от 30.03.2022.
Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении Договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно уточненному требованию Товарищество просило урегулировать разногласия в части п. 1.3, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 4.2, п. 2, 3 Приложения N 1.
Однако разногласия по пункту 3.3.9 договора не рассмотрены судом ввиду отсутствия направления в адрес ответчика протокола разногласий по данному пункту.
Рассмотрев разногласия сторон в части п. 1.3, 3.3.8, 4.1, 4.2, п. 2, 3 Приложения N 1 по договору N 1262715-2022/ТКО от 30.12.2021, распространяющего свое действие на период с 01.01.2022 по 30.06.2023, суд первой инстанции, оставляя спорные пункты договора в редакции ответчика, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила N 1156, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В данном случае при рассмотрения спора апелляционным судом разногласия сторон договора связаны с определением порядка коммерческого учета ТКО - по нормативу накопления отходов (в редакции ответчика) и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (в редакции истца).
Суд первой инстанции, принимая редакцию ответчика, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы истца о том, что истец как потребитель имеет безусловное право выбора способа коммерческого учета ТКО, предусмотренных пунктом 5 Правил N 505, являются необоснованными в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее по тексту - Порядок N 371-р).
С учетом изложенного, спорное условие договора о порядке накопления объема ТКО подлежит определению с учетом действия Порядка N 371-р.
Товарищество приобщило в материалы дела договор N 1312927-2023/ТКО от 22.06.2023, подписанный сторонами, распространяющий свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.07.2023, а также дополнительное соглашение N 1 от 22.06.2023, распространяющее свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.07.2023, которым согласован раздельный сбор ТКО; учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, предназначенных для накопления ТКО как раздельно накопленного, так и смешанного, установленных в местах накопления; представило протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., д. 69, корп. 2, проводимого в форме заочного голосования, N 2/2023 от 10.05.2023, которым утверждено решение об организации раздельного сбора коммунальных отходов и согласования с региональным оператором данного вида (метода) накопления ТБО и КГО.
Учитывая, что истцом в материалы дела не представлено доказательств организации в спорный период (с 01.01.2022 по 30.06.2023) в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р, оснований для определения объема накопления ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется, пункт 4.1. подлежит принятию в редакции ответчика, предусматривающей способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
Товарищество просило изложить пункт п. 1.3 договора в следующей редакции:
"Способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, предоставляемые региональным оператором и расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (или на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов)".
Вместе с тем, ни Правила N 1156, ни типовая форма договора не возлагают на регионального оператора обязанности по предоставлению контейнеров. Товариществом не приведено нормы, которая возлагала бы на регионального оператора, деятельность которого является тарифицируемой, обязанности по приобретению контейнеров в каждом случае заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом в договоре N 1312927-2023/ТКО от 22.06.2023, подписанном сторонами, пункт 1.3 договора изложен в редакции Регионального оператора.
При таких обстоятельствах пункт 1.3 договора правомерно изложен судом в редакции Регионального оператора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2023 по делу N А56-119266/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119266/2022
Истец: ТСЖ "НЕВСКИЙ БЕРЕГ"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности