г. Челябинск |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А34-5993/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машиной Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 01.08.2023 по делу N А34-5993/2023.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области приняли участие представители:
Департамента финансов Курганской области - Колеватов Денис Денисович (паспорт, доверенность от 12.07.2023, диплом),
акционерного общества "Водный Союз" - Ячейкина Наталья Алексеевна (паспорт, доверенность от 01.01.2022, срок действия 31.12.2024, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истца и ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Акционерное общество "Водный союз" (далее - истец, АО "Водный союз", ОГРН 1104501002209) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области (далее - ответчик, Департамент, ОГРН 1024500526940) о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате холодного водоснабжения и водоотведения за февраль 2023 года в размере 285 465 руб. 72 коп. (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 49-50).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.08.2023 (резолютивная часть от 25.07.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме; распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих оказание коммунальных услуг. В качестве доказательств оказания услуг истцом представлен диск с информацией о лицевых счетах граждан в редактируемом формате Excel. Вместе с тем, представленные сведения не заверены и не подписаны уполномоченными лицами. Так, указанные сведения не являются документами и, следовательно, доказательствами в рамках заявленных исковых требований. Таким образом, в материалах дела отсутствует платежный документ, содержащий в себе все необходимые сведения и сформированный в соответствии с примерной формой, установленной Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (пункт 71 Правил N 354). Более того, доказательств направления данных документов абонентам (если их считать документами) не представлено. Отсюда следует, что в материалах дела отсутствуют требуемые платежные документы. Само по себе указание в расчете исковых требований на конкретный объем потребляемого ресурса не является подтверждением фактически предоставленного ресурса.
Апеллянт также отмечает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность произведенных начислений - заверенная надлежащим образом первичная бухгалтерская документация (статья 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") по начислению коммунальных платежей (договоры с потребителями, выставленные счета на оплату, сведения о показаниях приборов учета каждого потребителя за каждый спорный месяц, оборотно-сальдовая ведомость, справка с лицевого счета АО "Водный союз" с отражением на ней движения денежных средств) и иные доказательства поставки определенного объема коммунального ресурса и предоставления льготы в обозначенном истцом размере.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что в период февраль 2023 года истец исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, в результате чего у истца образовались убытки в общей сумме 285 465 руб. 72 коп., поскольку данный вывод не подтвержден документально. Более того, доказательств о том, что платежные документы предъявлялись абонентам и что они впоследствии платили с указанной скидкой, также не представлено. Кроме того, по указанной серии дел, Департамент указывает на то, что расчет требований, представленный истцом в материалы дела невозможно проверить, поскольку в нем отсутствуют такие сведения, как объем поставленного энергоресурса потребителям и размер тарифа, на основании которого рассчитывается плата за потребленный ресурс.
Апеллянт полагает, что убытки взысканы необоснованно. Вывод суда о том, что Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ N 431) для многодетных семей предусмотрена скидка в виде 30% от установленной платы за коммунальные услуги, неправомерен, поскольку в настоящее время порядок и условия возмещения расходов по предоставлению льгот многодетным семьям не принят. В Курганской области нормативный правовой акт, устанавливающий данную льготу, также не принят. Курганская область не может отвечать по возложенным на нее расходам, поскольку расходное обязательство Курганской области по вопросу предоставления скидки на коммунальные услуги отсутствует. Таким образом, поскольку мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена правовым актом Президента Российской Федерации, и при этом органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на ее предоставление, расходы на реализацию вышеуказанных льгот относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, которые в силу пункта 2 статьи 84 БК РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Следовательно, судом первой инстанции не принято во внимание, что надлежащим ответчиком по данному делу должна выступать Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
От АО "Водный Союз" поступило ходатайство о приобщении копии платежных документов. Документы приобщены к материалам дела.
От АО "Водный Союз" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
От Департамента поступили письменные пояснения по делу. Пояснения приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Водный союз", являясь поставщиком холодной воды, а также водоотведения на территории Курганской области, в период февраль 2023 года осуществляло меры социальной поддержки в отношении потребителей - многодетных семей, путем предоставления им скидки по оплате холодной воды и водоотведения в размере 30%.
В число потребителей истца входят и потребители, которым на основании Федерального закона Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки должна предоставляться льгота по оплате коммунальной услуги.
В период февраль 2023 года истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим на территории г. Кургана, в результате чего у истца образовались убытки в общей сумме 285 465 руб. 72 коп.
В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела расчеты по возмещению льгот по оплате холодной воды и водоотведения за период февраль 2023 года, расчеты по каждому абоненту с приложением документов, подтверждающих право на льготу.
Истец направил в адрес ответчик претензию от 21.03.2023 N И-ПД-В-КГН-2023-13748 с требованием в течение 30 дней с момента направления претензии возместить расходы по предоставлению льгот многодетным семьям (л.д. 44). Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности предоставления истцом льгот многодетным семьям в заявленном размере, отнесения данных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 БК РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Для реализации данного порядка предоставления льгот в Закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (часть 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, однако реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств самого субъекта Российской Федерации, в данном случае - Курганской области.
Довод апеллянта об отсутствия принятого в Курганской области нормативного правового акта, устанавливающего льготу многодетным семьям, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность органов исполнительной власти по установлению на уровне субъектов Российской Федерации для многодетных семей скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией определена Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431.
То обстоятельство, что Курганская область до настоящего времени не обеспечила принятие правового акта, устанавливающего соответствующую скидку для многодетных семей, не свидетельствует об отсутствии оснований для ее предоставления, и соответственно реализации соответствующих мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что денежные средства, составляющие сумму расходов на предоставление льгот многодетным семьям в бюджет Курганской области из федерального бюджета не поступали, соответствующие расходные статьи в бюджете Курганской области отсутствуют, отклоняется апелляционным судом, поскольку оказание мер социальной поддержки многодетных семей отнесено законом к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот он не лишен возможности урегулировать соответствующий вопрос в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Ссылка апеллянта на непроверяемость расчета требований истца, представленного в материалы дела, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку АО "Водный союз" к исковому заявлению приложен расчет исковых требований, сведения по лицевым счетам, документы, подтверждающие право многодетных семей на льготы, а также расчеты объема и стоимости электрической энергии и предоставленных скидок по каждому объекту.
При этом, необходимо отметить, что объем холодного водоснабжения и водоотведения, потребленного собственниками (владельцами) жилых помещений определен АО "Водный Союз" по показаниям индивидуальных приборов учета, а также расчетным способом (среднемесячное, нормативное) в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту - "Правила N 354").
Согласно пп. "г" п. 34 Правил N 354, в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку. Так, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение на 2023 г. (в том числе спорный период) были установлены Постановлением N 54-9 от 25.11.2022 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от N 43-1 от 03.11.2020 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Акционерного общества "Водный Союз" (г. Курган; Кетовский район: с. Кетово, п.с.т. Введенское; Юргамышский район: п.с.т. Новый Мир) с календарной разбивкой" и Постановлением N 54-10 от 25.11.2022 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от N 43-2 от 03.11.2020 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Водный Союз" (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское) с календарной разбивкой".
С учетом изложенного, объем коммунальных ресурсов, потребленных потребителями, заключившими договоры с ресурсоснабжающей организацией, и подлежащий оплате, определен АО "Водный Союз" исходя из требований действующего законодательства РФ.
Довод жалобы об отсутствии платежный документ, содержащий в себе все необходимые сведения предоставления коммунальных услуг истцом и сформированный в соответствии с примерной формой, установленной Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" не принимается коллегией, поскольку форма платежного документа для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также Методические рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг". Данная форма носит рекомендательный характер и не является обязательной. Организации, осуществляющие функции управления многоквартирным домом, могут применять иные формы платежных документов и вносить изменения в порядок размещения информации в оформляемом им платежном документе при сохранении набора обязательных показателей.
Иные доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, так как не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта по правилам статьи 110 АПК РФ. Ее взыскание с Департамента в доход федерального бюджета не производится, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01.08.2023 по делу N А34-5993/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5993/2023
Истец: АО "ВОДНЫЙ СОЮЗ", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана "Детский сад комбинированного вида N 106 "Золотой петушок"
Ответчик: Департамент финансов Курганской области
Третье лицо: Арбитражный суд Курганской области, Главное управление Социальной защиты населенияКурганской области, РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Курганской области