город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2023 г. |
дело N А32-34132/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Матиняном С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Братчук Елены Алексеевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 мая 2023 года по делу N А32-34132/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Братчук Елены Алексеевны
к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Братчук Елена Алексеевна (далее -заявитель, предприниматель, ИП Братчук Е.А.) обратилась в суд с заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с требованиями:
- о признании незаконным отказа департамента в формировании и предоставлении земельного участка;
- об обязании департамента сформировать и выделить земельный участок для осуществления торговой деятельности (с учётом требований уточнённых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление ИП Братчук Е.А. мотивировано тем, что принятый департаментом отказ в формировании и предоставлении земельного участка является незаконным, поскольку предприниматель обратилась с заявлением на законных основаниях.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 16.06.2022 гражданское дело N 2а-3786/2022 передано на рассмотрение Арбитражного суда Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2022 заявление ИП Братчук Е.А. принято к производству.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что при подаче заявления о формировании и предоставлении земельного участка заявителем не было предоставлено доказательств, что у него в собственности имеются объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке и дающие право на его приобретения без проведения торгов.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Братчук Е.А. обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым заявленные предпринимателем требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что выводы суда об отсутствии на испрашиваемом предпринимателем земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих предпринимателю, являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство подтверждено как материалами дела, так и сведениями самого департамента, отражённым в обжалуемом предпринимателем отказе.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением конкурсной комиссии по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 02.03.2017 (протокол N 50/3) администрация предоставила ИП Братчук Е.А. право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта: павильон площадью 28,8 кв.м. для осуществления торговой деятельности - "бытовые услуги", размещаемого по адресу: г. Краснодар, ул. им. Невкипелого (вблизи строения N 21/4), на срок с 01.04.2017 по 31.03.2022.
Между администрацией и предпринимателем заключен договор N КВО559 от 28.03.2017 о предоставлении права на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора в соответствии с решением конкурсной комиссии по предоставлению права размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 02.03.2017 администрация предоставила предпринимателю право на размещение мелкорозничного (несезонного) нестационарного торгового объекта: павильона площадью 28,8 кв.м. для осуществления торговой деятельности - "бытовые услуги", располагающегося по адресу: г. Краснодар, ул. им Невкипелого (вблизи строения N 21/4), на срок с 01.04.2017 по 31.03.2022.
Из содержания пунктов 2.4.1-2.4.7 ИП Братчук Е.А. обязалась разместить НТО для оказания бытовых услуг в соответствии с утверждённой схемой (планом размещения), а по окончании срока действия договора или его досрочного расторжения - освободить занимаемую территорию от конструкций НТО и привести её в первоначальное состояние.
15.02.2022 ИП Братчук Е.А. обратилась в департамент с заявлением о формировании земельного участка.
Письмом от 30.03.2022 департамент отказал в удовлетворении заявления предпринимателя, указал, что в связи с нахождением на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта, рассмотреть возможность формирования и предоставления земельного участка, площадью 28,8 кв.м. для коммерческой деятельности не представляется возможным.
Полагая, что данный отказ департамента является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Братчук Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в формировании земельного участка незаконным.
При принятии судебного акта, апелляционный суд полагает необходимым исходить из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как отмечалось ранее, на основании договора N КВО559 от 28.03.2017 ИП Братчук Е.А. было предоставлено право на использование земель, находящихся в публичной собственности, для единственной цели - для размещения НТО и оказания бытовых услуг.
Предоставление такого права изначально не предполагало возможность ведения предпринимателем капитального строительства на землях муниципалитета.
Как при подаче заявления о формировании и предоставлении земельного участка, так и при обращении с заявлением в суд заявителем не было предоставлено доказательств, что у него в собственности имеются объекты недвижимого имущества, расположенные на землях публичной собственности, дающие ему право на формирование земельного участка, занятого легально возведёнными объектами недвижимого имущества и на приобретение такого земельного участка без проведения торгов.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос и том, является ли НТО, принадлежащий ИП Братчук Е.А. объектом капитального строительства (объектом недвижимости) либо отвечает критерию объекта движимого имущества, подлежит отклонению, как не имеющий значения для правильного разрешения спора.
Как указывалось ранее, в результате заключения договора N КВО559 от 28.03.2017 ИП Братчук Е.А. могла разместить на землях публичной собственности исключительно нестационарный торговый объект, который априори по своему определению не может являться объектом недвижимого имущества.
Если допустить, что ИП Братчук Е.А., не смотря на условия заключённого договора, возвела на публичных землях объект недвижимости, то такое строение необходимо рассматривать исключительно в качестве объекта самовольного строительства, т.к. в нарушение норм действующего законодательства предприниматель никогда разрешение на возведение капитального объекта не получала, а цель заключения договора N КВО559 от 28.03.2017 прямо запрещала возводить на публичных землях объекты недвижимого имущества. Следовательно, единственным правовым последствием для возведения объекта самовольного строительства является его снос (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нормы действующего законодательства не содержат в себе положений, согласно которым лицо, возведшее объект самовольного строительства, наделялось бы правом обращаться с требованиями о формировании и предоставления ему земельных участков, занятых объектами самовольного строительства.
Доказательства того, что на публичных землях размещается легальный объект недвижимого имущества, принадлежащий ИП Братчук Е.А. на праве собственности, в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что закрытый перечень оснований для предоставления публичных земельных участок лицам без проведения торгов (в собственность либо в аренду) и, соответственно, оснований для формирования таких земельных участков, закреплён пунктом 2 статьи 39.3 и пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в том числе в том случае, если с заявлением о предоставлении участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов.
ИП Братчук Е.А. не представила доказательства наличия выше приведённых оснований для формирования и предоставления ей в аренду либо в собственность земель, находящихся в публичной собственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что адрес: г. Краснодар, ул. им Невкипелого (вблизи строения N 21/4) в настоящее время внесён в схему размещения НТО муниципального образования г. Краснодар (пункт 209 постановления администрации МО город Краснодар от 12.02.2013 N 1122).
Нормы действующего законодательства не содержат в себе положений, в силу которых то или иной лицо наделялось бы правом указывать публичному собственнику на то, для каких целей должны использоваться те или иные публичные земли, в том числе правом на понуждения муниципалитета на исключение из утверждённой схему размещения НТО тех или иных земель.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 2 и 3.1 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014, внесены нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов.
В силу положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, право на размещение нестационарного объекта возникает при одновременном наличии следующих условий: включение соответствующего объекта в утвержденную схему, наличие разрешения на размещение торгового объекта, заключение договора, оформляющего землепользование согласно требованиям муниципального нормативного акта.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 12.02.2013 N 112, в соответствии с требованием Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждена схема размещения НТО на территории муниципального образования город Краснодар, которая определяет место размещения, площадь, тип, специализацию объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, на территории города Краснодара осуществляется путем проведения конкурса по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Наличие у ИП Братчук Е.А. права размещения НТО, основанное на факте заключения договора N КВО559 от 28.03.2017, само по себе не может служить основанием для заявления требования о формировании земельного участка для целей размещения НТО, т.к. в силу выше приведённых императивных норм действующего законодательства размещение НТО не предполагает формирования самостоятельных земельных участков, а также выступать основанием для предоставления предпринимателю земельного участка, на котором расположен НТО.
Таким образом, документом, подтверждающим право на использование земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, является договор на размещение нестационарного объекта, соответственно предприниматель освобожден от заключения отдельного договора на право пользования земельным участком при размещении на нем в установленном законом порядке нестационарного торгового объекта.
С учётом изложенного, доводы заявителя о несоответствии оспариваемого решения закону и нарушении прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нашли своего подтверждения, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 мая 2023 года по делу N А32-34132/2022 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34132/2022
Истец: Братчук Е А
Ответчик: Администарция мо г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснода, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, департамент муниципальной собственноти и городских земель администрации мо г. краснодар