г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А41-19167/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Красногорск Московской области - представитель не явился, извещено;
от ООО "АЗТРИ" - Пальчикова Т.В. по доверенности от 06.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2023 года по делу N А41-19167/23,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЗТРИ" к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании недействительным отказ и обязании исправить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЗТРИ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ в первоочередном выкупе нежилого помещения к.н. 50:11:0010203:5273 расположенное по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д.45, помещение XVIII (этаж цоколь), общей площадью объекта 25,0 кв.м. от 07.12.2022 г. полностью;
- обязать Администрацией городского округа Красногорск Московской области предоставить оценку рыночной стоимости нежилого помещения к.н. 50:11:0010203:5273, расположенное по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д.45, помещение XVIII (этаж цоколь), общей площадью объекта 25,0 кв.м.;
- обязать Администрацией городского округа Красногорск Московской области заключить договор купли-продажи нежилого помещения к.н. 50:11:0010203:5273, расположенное по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д.45, помещение XVIII (этаж цоколь), общей площадью объекта 25,0 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2023 года по делу N А41-19167/23 заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области в реализации обществом с ограниченной ответственностью "АЗТРИ" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, оформленного письмом от 07.12.2022 N М504-1460553900-63367042.
Суд обязал Администрацию городского округа Красногорск Московской области совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ, связанные с реализацией преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, а именно:
- в течение двух месяцев обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н. Красногорский, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 45, пом. XVIII, этаж: цокольный, кадастровый номер 50:11:0010203:5273 в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
- в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке принять решение об условиях приватизации нежилого помещения общей площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н. Красногорский, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 45, пом. XVIII, этаж: цокольный, кадастровый номер 50:11:0010203:5273;
- в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "АЗТРИ" проект договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, р-н. Красногорский, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 45, пом. XVIII, этаж: цокольный, кадастровый номер 50:11:0010203:5273.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Красногорск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ООО "АЗТРИ" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации городского округа Красногорск Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела между заявителем (арендатор) и заинтересованным лицом (арендодатель) заключен Договор аренды нежилого помещения от 10.11.2015 N 80/110 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение с кадастровым номером 50:11:0010203:5273, расположенное по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д.45, помещение XVIII (этаж цоколь), общей площадью объекта 25,0 кв.м.
Выделенный Объект аренды передается для использования: под консультационную деятельность (п. 1.1 договора аренды).
Согласно п. 2.1 договора срок действия договора устанавливается с 01.09.2015 г. по 31.08.2020 г.
По истечении вышеуказанного срока при отсутствии возражений заявитель продолжил пользоваться нежилым помещением, ранее переданным по договору N 80/110 от 10.11.2015 г.
В силу п. 2 ст. 621 ГК РФ и п. 2.2. Договора ранее заключенный договор аренды нежилого помещения N 80/110 от 10.11.2015 г. был возобновлен на неопределенный срок.
12.09.2022 заявитель, руководствуясь ст. 3 Закона N 159-ФЗ, обратился с заявлением N М504-1460553900-63367042 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения.
07.12.2022 заявителем от Администрации городского округа Красногорск получен отказ в реализации преимущественного права, оформленный письмом от 07.12.2022 N М504-1460553900-63367042, в связи с тем, что срок действия договора аренды нежилого помещения N 80/110 от 10.11.2015 установлен на срок с 01.09.2015 по 31.08.2020.
Не согласившись с отказом в реализации преимущественного права, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
В данном случае, как верно установлено судом первой инстанции, спорное помещение на день подачи обществом заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды от 10.11.2015 N 80/110, договор аренды не расторгнут, недействительным не признан, арендные отношения не прекращены; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления, доказательств об обратном заинтересованным лицом не представлено; сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Довод заинтересованного лица, об истечении срока действия договора аренды от 10.11.2015 N 80/110, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ ранее заключенный договор аренды нежилого помещения N80/110 от 10.11.2015 г. был возобновлен на неопределенный срок.
Указанные обстоятельства, в том числе установлены в порядке ст. 69 АПК РФ вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2022 по делу N А41-94636/21.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы, что в данном случаи, не подлежит применению положения п. 2 ст. 621 ГК РФ, так как в рамках вышеуказанного дела, истец направил уведомление о взыскании задолженности и расторжении договора аренды в связи с невнесением арендой платы, подлежит отклонению, в рамках вышеуказанного в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме, договор аренды нежилого помещения N 80/110 от 10.11.2015 г. признали действующим на неопределенный срок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области в реализации обществом с ограниченной ответственностью "АЗТРИ" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, оформленного письмом от 07.12.2022 N М504- 1460553900-63367042 не соответствует нормам закона и нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений суд обязывает администрацию принять предусмотренные законом меры и совершить действия по реализации права общества на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2023 года по делу N А41-19167/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19167/2023
Истец: ООО "Азтри"
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ