г. Пермь |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А60-69329/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Григорьевой Н.П., Журавлевой У.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Чусовая",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2023 года
по делу N А60-69329/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751)
к обществу с ограниченной ответственностью "Турбаза "Чусовая" (ОГРН 1169658030079, ИНН 6684023893)
о взыскании неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (далее - ООО "ТБО "Экосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Турбаза "Чусовая" (далее - ООО "ТБ "Чусовая", ответчик) о взыскании 89 509 руб. 68 коп. неустойки за период с 11.01.2020 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.06.2023 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 58 908 руб. 87 коп. неустойки, а также 6 521 руб. 31 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказано. Истцу из бюджета Российской Федерации возвращено 9 руб. государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись c решением, обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что в данном случае расчет накопления ТКО необходимо производить исходя из фактического количества и объема контейнеров, поскольку дополнительное соглашение не было подписано; у ответчика имеется собственная контейнерная площадка.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ответчиком в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части удовлетворения иска) арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого от участвующих в деле лиц не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением о результатах рассмотрения уведомлений и проведения конкурсного отбора Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.05.2018 N 11-01-82/3477 истец избран победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что также подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) по сообщению N 040418/23115044/02 Лот 1.
Между истцом и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, сроком начала деятельности регионального оператора является - 01.09.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018.
Таким образом, с 01.01.2019 региональный оператор (истец) приступил к деятельности по обращению с отходами в зоне Западного АПО-2.
Ответчиком направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта по адресу г. Первоуральск, с. Слобода, ул. Турбаза "Чусовая", д.6Б стр.1 с указанием коммерческого способа определения объемов исходя из объема и количества контейнеров 4*0,75м3 и периодичности вывоза 3 раза в неделю.
На основании указанной заявки истцом подготовлен проект договора N 1248/ЮЛ от 01.01.2019, содержащий указанные в заявке расчетные единицы на обращение с ТКО в ежемесячном объеме принимаемых отходов 36 м3 (0,75*4*12 (дней в месяц) с периодичностью 3 раза в неделю.
Ответчик, в свою очередь, при прочих условиях, периодичность вывоза указал как 12 в среднем/месяц.
Принимая во внимание, что по количеству, объему и периодичности вывоза разногласий по договору между сторонами не имелось, суду разногласия на разрешение также не передавались, следовательно, в спорный период отношения сторон регулировались договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1248/ЮЛ от 01.01.2019, по условиям которого региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивает их сбор, транспортировку, обработку и обезвреживание, а также захоронение, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора (п. 1. договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (п.4 договора).
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец указывает, что в период с 01.01.2019 по 30.11.2022 истцом ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 960 940 руб. 20 коп.
Между тем ответчик оплату не произвел, размер долга составил 960 940 руб. 20 коп.
Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием о взыскании образовавшейся задолженности, неустойки.
Ответчик, возражая по существу заявленных требований, указывает, что истцом в расчетах использованы завышенные объемы, фактически оказанные истцом услуги, объем которых определен на основании подписываемых сторонами актов замера или взвешивания перевезенного груза, ответчиком оплачены.
Кроме того, по части периода ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Возражая по доводам ответчика о пропуске срока исковой давности, истец указывает, что фактически ко дню обращения истца в суд с иском задолженности за период до июля 2021 г. согласно представленному расчету с указанными платежными документами, закрывающими период образования задолженности оплатами, у ответчика перед истцом не имелось.
Однако, поскольку ко дню рассмотрения судом спора по существу ответчиком произведена оплата оказанных истцом услуг, истцом исковые требования уменьшены до неустойки, скорректированной арифметически до 89 509 руб. 68 коп. за период с 11.01.2020 по 31.03.2022.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем оказываемых услуг подлежит определению расчетным путем исходя из объема и количества контейнеров, согласованных сторонами, и периодичности вывоза.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В соответствии с п. 3 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156, постановление N 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Таким образом, на ответчике также лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами". Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу п. 8.4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил N 1156).
Ответчиком направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта по адресу г. Первоуральск, с. Слобода, ул. Турбаза "Чусовая", д.6Б стр.1 с указанием коммерческого способа определения объемов исходя из объема и количества контейнеров 4*0,75м3 и периодичности вывоза 3 раза в неделю.
На основании указанной заявки истцом подготовлен проект договора N 1248/ЮЛ от 01.01.2019, содержащий указанные в заявке расчетные единицы на обращение с ТКО в ежемесячной объеме принимаемых отходов 36 м3 (0,75*4*12 (дней в месяц) с периодичностью 3 раза в неделю. Ответчик, в свою очередь, при прочих условиях, периодичность вывоза указал как 12 в среднем/месяц. Принимая во внимание, что по количеству, объему и периодичности вывоза разногласий по договору между сторонами не имелось, суду разногласия на разрешение также не передавались, суд пришел к выводу, что в спорный период отношения сторон регулировались договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1248/ЮЛ от 01.01.2019, по условиям которого региональный оператор принимает твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель оплачивает эти услуги по утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора (п. 1. договора).
Договор N 1248/ЮЛ от 01.01.2019 заключен на основании данных, предоставленных ответчиком в заявке. В силу ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил. С учетом изложенных положений, определение истцом объема оказанных услуг, соответствующее договорным объемам, произведено согласно нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 16 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 (раздел V договора N 1248/ЮЛ от 01.01.2019) в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Доказательств о том, что такие акты составлялись ответчиком не доказано, в материалы дела не представлены.
Следовательно, при установленном порядке фиксации нарушений, в том числе и по периодичности вывоза ТКО, и отсутствии согласования фиксации объема оказываемых услуг путем составления актов замера или взвешивания перевезенного груза, отсутствие пояснений по единице измерения, указанной в акте, прямой запрет на определение объема с использованием средств измерений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что объем оказываемых услуг подлежит определению расчетным путем исходя из объема и количества контейнеров, согласованных сторонами, и периодичности вывоза.
С учетом изложенного, судом верно были приняты произведенные истцом расчеты как методологически верные.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае расчет накопления ТКО необходимо производить исходя из фактического объема образуемых ТКО, судом апелляционной инстанции не принимаются. Как уже было отмечено, надлежащих доказательств фактического объема ТКО ответчиком в материалы дела не представлено. Кроме того, в данном случае, поскольку исходя из переписки сторон разногласий по количеству, объему и периодичности вывоза между сторонами не имелось, определение стоимости услуг следует производить в соответствии с условиями заключенного договора. Условия договора ответчиком в установленном порядке не оспорены, изменения в договор не вносились, суду разногласия по договору на разрешение также не передавались.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2023 года по делу N А60-69329/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69329/2022
Истец: ООО "ТБО "ЭКОСЕРВИС"
Ответчик: ООО "ТУРБАЗА "ЧУСОВАЯ"