г. Владивосток |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А59-3554/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-5182/2023
на решение от 09.08.2023
судьи Боярской О.Н.
по делу N А59-3554/2023 Арбитражного суда Сахалинской области,
рассмотрено в упрощенном производстве,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пасифик Рим Констракторс" (ИНН 6501157557, ОГРН 1056500632540)
к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
о признании недействительным решения от 11.05.2023 N 074S19230003503;
без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пасифик Рим Констракторс" (далее - заявитель, учреждение, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - Пенсионный фонд, Фонд, орган ПФР, ОПФР по Сахалинской области) от 11.05.2023 N 074S19230003503.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по его результатам 31.07.2023 вынесено решение в виде резолютивной части, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
09.08.2023 по ходатайству Пенсионного фонда судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что факт несвоевременного представления заявителем сведений по форме СЗВ-СТАЖ подтверждается материалами дела, в связи с чем, учреждение правомерно привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Ссылаясь на пункт 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок N 178п), указывает, что датой получения страхователем документов в электронном виде, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора. При этом, "Уведомление о доставке" не является уведомлением о прочтении страхователем документов, поступивших от территориального органа ПФР в электронном виде.
В связи с чем, отсчет срока направления уведомления по ТКС следует вести с даты получения уведомления страхователем, то есть с даты, доступной для прочтения страхователем, а не с даты непосредственного открытия сообщения страхователем и получения территориальным органом ПФР извещения о доставке.
Общество по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пасифик Рим Констракторс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 074-001-093468 в территориальном органе Пенсионного фонда российской Федерации и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В ходе сверки представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (тип сведений "ИСХ") и сведениями по форме СЗВ-ТД за 2020 год выявлены расхождения в отношении 186 застрахованных лиц (в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год неверно отражены сведения о кадровых мероприятиях - датах приема и увольнении).
В адрес страхователя 06.12.2022 направлено уведомление об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней. Указанное уведомление получено страхователем 09.12.2022.
Исправленные сведения от Страхователя в отношении 186 застрахованных лиц за 2020 года (тип сведений (КОРР.) были представлены 14.12.2022, что, по мнению Пенсионного фонда, повлекло нарушение положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно: непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 186 застрахованных лиц за 2020 год в связи с чем, Пенсионным фондом 06.04.2023 составлен акт N 074S18230002287 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2020 год.
Вышеуказанный акт от 06.04.2022 направлен в адрес должника по электронным каналам связи.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, территориальным органом СФР было принято решение N 074S19320003503 от 11.05.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении страхователем сроков направления запрашиваемых Фондом сведений и незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 272.1 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в Пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе, при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичное указание о возможности предоставления корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (действовала на момент возникновения спорных правоотношений), в случае исправления ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н предоставлено страхователю право на представление дополнительных сведений (уточненных/исправленных), в том числе, с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, Инструкцией N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и Пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионным фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решение от 11.05.2023 N 074S19230003503 принято по результатам сверки представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (тип сведений "ИСХ") и сведениями по форме СЗВ-ТД за 2020 год, уведомление от 06.12.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, направлено в адрес страхователя 06.12.2022, что подтверждается представленными скриншотами из программы "АРМ Приема ПФР" реестра документов. Указанное уведомление получено обществом 09.12.2022, уточненные (исправленные) сведения по форме СЗВ-М в отношении 186 застрахованных лиц представлены страхователем 14.12.2022, то есть, в пределах 5-дневного срока после получения уведомления.
При указанных обстоятельствах с учетом положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, согласно которым страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом пенсионного фонда Российской Федерации, и в случае представления страхователем уточненных сведений в течении пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю не применяются штрафные санкции, у пенсионного органа отсутствовали основания для привлечения к ответственности общества по данному эпизоду.
Кроме того, как уже было указано судом выше, на момент принятия решения о привлечении к ответственности от 11.05.2023 N 074S19230003503 действовала Инструкция N 211н.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции N 211н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкций N 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае страхователем реализовано свое право на исправление представленных сведений в установленный законом срок.
В связи с чем, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что оснований для привлечения ООО "Пасифик Рим Констракторс" к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год у Фонда не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.08.2023 по делу N А59-3554/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3554/2023
Истец: ООО "ПАСИФИК РИМ КОНСТРАКТОРС"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ