г. Владимир |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А43-41164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авангард" и обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2023 по делу N А43-41164/2022, по иску общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 5262136128, ОГРН 1055248040583) к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) о внесении изменений в договор,
при участии представителей от сторон:
от истца - Аксенова Н.Н., по доверенности от 31.03.2021 N 5, сроком действия на пять лет, представлен диплом от 15.02.2007 N 11-02;
от ответчика - Щелина Н.Ю. по доверенности от 09.01.2023 N 3 сроком действия по 31.12.2023, представлен диплом от 23.027.2002 N 12-17, свидетельство о заключении брака от 01.06.2007,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авнгард", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Региональный Оператор, ответчик) о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.06.2019 NСЖ/1072/19 с момента вступления решения в законную силу следующего содержания (с учетом уточнения иска):
Приложение N1 к договору "Информация по предмету договора" изложить в редакции:
N п/ п |
Наименование объекта(адрес многоквартирног о дома) |
Объем (куб.м) и количество контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
Место накопления крупногабар итных отходов |
||
Смешенные ТКО |
Крупногабаритные отходы |
Смешенные ТКО |
Крупногабарит ные отходы |
||||
1 |
Г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.8 (S=3121.9 кв.м) |
1,1-1 шт |
3,2 |
г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.8 |
ежедневно |
еженедельно |
Специальная площадка, находящаяся по адресу: г.Н.Новгоро д, пер.Корейский, д.8 |
2 |
г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.10 (S=3540,3 кв.м) |
||||||
3 |
г.Н.Новгород, ул.Медицинская, |
1,1- 1 шт |
3,2 |
г.Н.Новгород,ул.М едицинская, д.11 |
ежедневно |
По заявке |
Специальная площадка, находящаяся по адресу: г.Н.Новгоро д, ул.Медицин-ская, д11 |
Приложение N2 к Договору "Перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Потребителя":
N п/ |
Адрес |
площадь |
пост. Зарег. |
Врем зарег. |
Собственники (не зарег.) |
|
п |
|
общая площадь жилых помещений |
жилая |
|
|
|
1 |
г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.10 |
3121.9 кв.м |
|
|
|
|
2 |
г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.8 |
3540,3 кв.м |
|
|
|
|
3 |
г.Н.Новгород, ул.Медицинская, д.11 |
6417,8 кв.м |
|
|
|
|
Решением от 31.05.2023 Арбитражный суд Нижегородской области внес изменения в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.06.2019 N СЖ/1072/19 следующего содержания:
Приложение N 1 к договору "Информация по предмету договора" изложить в редакции:
N п/ |
Наименование объекта(адрес |
Обконтейнеров для накопления |
(площадка) |
коммунальных отходов |
накопления |
||
п |
многоквартирног |
твердых коммунальных отходов |
накопления |
|
|
крупногабар |
|
|
о дома) |
Смешенные ТКО |
Крупно- |
|
Смешенные |
Крупногабарит |
итных |
|
|
|
габаритные |
|
ТКО |
ные отходы |
отходов |
|
|
|
отходы |
|
|
|
|
1 |
г.Н.Новгород, |
1,1-1 шт |
3,2 |
г.Н.Новгород, |
ежедневно |
еженедельно |
Специальная |
|
пер.Корейский, |
|
|
пер.Корейский, |
|
|
площадка, |
|
д.8 (S=3121.9 |
|
|
д.8 |
|
|
находящаяся |
|
кв.м) |
|
|
|
|
|
по адресу: |
2 |
г.Н.Новгород, |
|
|
|
|
|
г.Н.Новгоро |
|
пер.Корейский, |
|
|
|
|
|
д, |
|
д.10 (S=3540,3 |
|
|
|
|
|
пер.Корейс- |
|
кв.м) |
|
|
|
|
|
кий, д.8 |
3 |
г.Н.Новгород, |
1,1- 1 шт |
6,58 |
г.Н.Новгород,ул.М |
ежедневно |
по заявке |
Специальная |
|
ул.Медицинская, |
|
|
едицинская, д.11 |
|
потребителя, |
площадка, |
|
д.11 (S=6417,8 |
|
|
|
|
но при |
находящаяся |
|
кв.м) |
|
|
|
|
температуре |
по адресу: |
|
|
|
|
|
|
+5 градусов и |
г.Н.Новгоро |
|
|
|
|
|
|
выше - не реже |
д, |
|
|
|
|
|
|
1 раза в 7 |
ул.Медицин- |
|
|
|
|
|
|
суток, при |
ская, д11 |
|
|
|
|
|
|
температуре |
|
|
|
|
|
|
|
+4 градуса и |
|
|
|
|
|
|
|
ниже - не реже |
|
|
|
|
|
|
|
1 раза в 10 суток |
|
Приложение N 2 к Договору "Перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Потребителя":
N п/ |
Адрес |
площадь |
пост. |
Врем |
Собственники |
||
п |
|
|
Зарег. |
зарег. |
(не зарегистрир.) |
||
|
|
общая площадь жилых помещений |
жилая |
|
|
|
|
1 |
Г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.10 |
3121.9 кв.м |
|
|
|
|
|
2 |
Г.Н.Новгород, пер.Корейский, д.8 |
3540,3 кв.м |
|
|
|
|
|
3 |
Г.Н.Новгород, ул.Медицинская, д.11 |
6417,8 кв.м |
|
|
|
|
Не согласившись с принятым решением, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами в Первый арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец не согласен с принятым решением в части установленной судом периодичности вывоза крупногабаритных отходов и объема места для накопления КГО, который будет использоваться для целей начисления платы по договору.
Апеллянт указал, что судом не учтено, что КГО могут образовываться в МКД с непостоянной периодичностью, следовательно, необходимость их вывоза может отсутствовать. КГО в объеме, предусмотренном решением, еженедельно и даже раз в 10 дней не набирается, в связи с чем расчет учета объема КГО исходя из площади складирования КГО 6,58 куб.м приведет к удорожанию стоимости оказываемых Региональным Оператором услуг даже по сравнению с объемом ТКО, рассчитанном по нормативу. В связи с чем условия договора в принятой судом редакции окажутся обременительным для Истца, а также позволят Ответчику начислять плату за фактически не накопленный объем КГО.
Ответчик не согласен с принятым решением в части указания информации о количестве 1 контейнера для смешенных отходов в столбце "Объем (куб.м.) и количество контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов" Приложения N 1 к договору, а так же отсутствия информации о количестве и объеме 1 контейнера-сетки для раздельно накопленных отходов и о периодичности транспортирования раздельно накопленных отходов в Приложении N 1.
Пояснил, что суд, урегулировав разногласия относительно Приложения N 1 без учета объема сортированных ТКО, тем самым не учел объем раздельно накопленных ТКО, в связи с чем, осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых истцом, не предоставляется возможным, а значит, не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
Региональный Оператор отметил, что вопреки действующему законодательству потребитель передает сортированные отходы третьему лицу - ООО "Марс ОВ", не являющемуся региональным оператором и не имеющим законных оснований для обращения с ТКО. Считает, что Общество нарушает Порядок накопления ТКО, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505. Общество нарушает процедуру передачи раздельно накопленных ТКО, предусмотренную пунктом 39 Правил N 1156.
Относительно количества зеленых контейнеров (смешенные ТКО) Региональный Оператор считает, что в Приложении N 1 к договору надлежит указать 3 контейнера объемом 1,1 куб. м. каждый в соответствии с актом осмотра от 11.04.2023.
Подробно доводы заявителей изложены в апелляционных жалобах.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Авангард" с 01.05.2022 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г.Н.Новгород, ул.Медицинская, д. 11, на основании договора управления от 14.04.2022 N 5/2022.
Собственниками помещений в МКД принято решение (протокол от 10.08.2022 N 2/2022) о:
- переходе на раздельное накопление ТКО и вторичного сырья. Определении порядка раздельного накопления отходов в МКД;
- утверждении правил раздельного сбора ТКО и вторичного сырья; -организации мест для раздельного накопления ТКО и вторичного сырья;
- о наделении управляющей организации полномочиями на заключение договора на обращение с ТКО с региональным оператором и договоров на передачу вторичного сырья с третьими лицами.
Между ООО "Нижэкология-НН" и ООО "Авангард" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами от 11.06.2019 N СЖ/1072/19 в отношении двух МКД под управлением истца по адресам: Г.Н.Новгород, пер.Корейский, д. 10 и г.Н. Новгород, пер.Корейский, д.8, в которых также осуществляется раздельное накопление отходов на аналогичных с МКД условиях.
В целях включения нового объекта - МКД в упомянутый договор ООО "Авангард" направило в адрес ООО "Нижэкология-НН" проект дополнительного соглашения от 10.11.2022 о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами от 11.06.2019 N СЖ/1072/19 в части включения нового объекта - МКД для целей вывоза смешанных ТКО и КГО с места накопления по адресу: г.Н.Новгород, ул.Медицинская, д.11 (письмо от 10.11.2022 N 196/02). Истцом предложено с 01.12.2022 внести указанные выше изменения.
Письмом от 02.12.2022 N 14740 ответчик направил в адрес истца дополнительное соглашение от 10.11.2022, подписанное с протоколом разногласий от 02.12.2022. С условиями протокола разногласий ООО "Авангард" не согласно, о чем сообщило ООО "Нижэкология-НН" письмом от 15.12.2022 N 242/02.
Таким образом, при внесении изменений в договор по обращению с ТКО между сторонами возникли разногласия, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу статьи 13.4 (частям 1 и 2) Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО).
В соответствии с ФККО:
- твердые коммунальные отходы относятся к группе отходов "отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению";
- отходы бумаги и картона, пластика, стекла и алюминия от использования товаров относятся к иным группам отходов ("бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства", "резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства", "неметаллические минеральные продукты прочие, утратившие потребительские свойства").
В статье 1 Закон N 89-ФЗ определено, что отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 (1), пункта 8(3) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.
В силу пунктов 12, 19, 22 и 39 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
В пунктах 4.2 и 4.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, определено, что при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирных домах, принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам и пользователям жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов ТКО, а в случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя их количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Судом установлено, что собственниками помещений в МКД принято решение (протокол от 10.08.2022 N 2/2022) о переходе на раздельное накопление ТКО и вторичного сырья.
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
Волеизъявление собственников помещений МКД, в интересах которых действует истец, относительно порядка осуществления учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО выражено однозначно и непротиворечиво.
Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил предложенную Региональным Оператором редакцию пункта 15 договора предусматривающую учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из нормативов накопления.
Также суд обоснованно отклонил довод Регионального Оператора о том, что истцом не применяется раздельное накопление ТКО на спорной контейнерной площадке, что по мнению, ответчика подтверждается отсутствием на контейнерной площадке сетчатых контейнеров желтого цвета.
Суд второй инстанции считает, что наличие жёлтых сетчатых контейнеров не может являться единственным доказательством перехода на раздельное накопление ТКО. При разрешении данного вопроса необходимо исходить из того, что потребитель приступил к раздельному накоплению ТКО и сортированные отходы накапливаются отдельно от смешенных.
Из представленных в материалы дела доказательств (в том числе договор аренды оборудования от 19.10.2022, дополнительное соглашение к договору N 48-2021 купли-продажи (поставки) отходов потребления от 01.04.2021 с ООО Марс-ОВ, фотографии контейнерной площадки) усматривается, что контейнерная площадка оборудована отдельными контейнерами для сбора смешенных и сортированных ТКО.
Объем принимаемых ТКО определен в соответствии с пунктом 15 договора с учетом нахождения на площадке 1 зеленого контейнера (без учета желтого (сетчатого) контейнер, который вывозится другой организацией на основании отдельного оговора с истцом). Поскольку ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств Регионального Оператора во вывозу ТКО не имеется.
Ссылка Регионального оператора на то, что право на обращение с раздельно накопленными ТКО (вывозимыми истцом по самостоятельному договору с иным лицом - ООО "Марс-ОВ"), в том числе на их утилизацию, принадлежит исключительно Региональному Оператору отклоняется судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 39 Правил N 1156 и письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".
Доводы Регионального Оператора об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, отходы из желтого (сетчатого) контейнера вывозятся другой организацией - ООО "Марс-ОВ", на основании договора, заключенного с истцом.
Также разногласия сторон касались порядка учета объема, графика вывоза КГО.
В соответствии с пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) транспортирование КГО должно осуществляться по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °С и ниже, а при температуре плюс 5 °С и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
Таким образом, нормативно допускается транспортировать КГО по заявке, но заявки должны подаваться потребителем с регулярностью, не нарушающей действующие нормы и правила.
Согласно пункту 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Предложенный Обществом график вывоза КГО исключительно по заявке суд в полном объеме принять не может, поскольку в таком случае не будет обеспечиться соблюдение экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В противном случае невывоз ТКО будет способствовать развитию неблагоприятной санитарно-эпидимеологической ситуации и нарушению законодательства в данной сфере.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что утвержденная судом редакция данного пункта не означает, что Региональный Оператор вправе в отсутствие ГКО предъявлять Обществу стоимость оказанных услуг по вывозу КГО исходя из указанных в договоре параметров накопления ГКО. В любом случае у обеих сторон договора имеется предусмотренный законом механизм фиксации допускаемых сторонами договора нарушений в области обращения с ТКО (КГО) (пункт 16 типового договора).
Из материалов дела также следует, что по предложению суда стороны осуществили совместный осмотр контейнерной площадки и составили акты от 11.04.2023. Из данных актов усматривается, что контейнерная площадка МКД оборудована одним контейнером для сбора смешанных ТКО, а также зафиксирована длина, ширина и высота площадки, предназначенной для накопления КГО (2,35 х 1,4 х 2,0). С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что объем контейнера для накопления КГО (объем площадки) должен составлять 6,58 куб. метров. При таких обстоятельствах предложная Обществом редакция указанного пункта в части указания объема КГО в размере 3,2 куб. метров обоснованно отклонена, как предложенная произвольно и не подтвержденная документально.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителей с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2023 по делу N А43-41164/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" и общества с ограниченной ответственностью "Авангард" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41164/2022
Истец: ООО "АВАНГАРД"
Ответчик: ООО "НИЖЭКОЛОГИЯ-НН"