г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А40-79029/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Г.М. Никифорова,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОФПСС РФ по г. Москве и Мо филиал N 9
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2023 по делу N А40-79029/23, принятое в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868; ОГРН 1027703026075)
к ООО "МЭРИ КЛИНИНГСЕРВИС" (ОГРН: 1147746065830, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2014, ИНН: 7724907340)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2021 года, май 2022 года в размере 3500 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мэри Клининг-сервис" (далее - Страхователь, Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за отчетные периоды - октябрь 2021 г., май 2022 г. в размере 3500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требование о взыскании штрафа удовлетворить.
В обосновании доводов жалобы заявитель ссылается на то, что установленный срок на обращение в суд не пропущен о взыскании штрафа; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Мэри Клининг-сервис" зарегистрировано в качестве страхователя в Фонде под регистрационным номером 087-903-018149.
Фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) на основании сведения о застрахованных лицах, представленных за октябрь 2021 года, май 2022 года.
В связи с выявленными нарушениями Фондом были сформированы акты N 087S18210291144 от 29.11.2021, N 087S18220184316 от 18.07.2022 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В результате рассмотрения актов и материалов проверки Фондом были вынесены решения N 087S19210312901 от 30.12.2021, N 087S19220209053 от 16.08.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 3500 руб.
В связи с выявлением неисполнения обязанности по уплате финансовых санкций по решениям о привлечении страхователя к ответственности в адрес Страхователя Фондом выставлены Требования об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 087S01220008473 от 19.01.2022 со сроком уплаты 08.02.2022, N 087S01220223797 от 06.09.2022 со сроком уплаты 26.09.2022.
Ввиду неисполнения требований Обществом Фонд в соответствии с абзацем 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ обратился в суд с исковым заявлением о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3500 руб.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган Фонда сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Фонда в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
С учетом изложенного страхователь должен был представить сведения за октябрь 2021 года в срок до 15.11.2021, за май 2022 года в срок до 15.06.2022, однако, сведения о застрахованных лицах за октябрь 2021 года были представлены 18.11.2021, а за май 2022 года - 15.07.2022.
В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления заинтересованного лица, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
При проверке срока для обращения Фонда с заявлением по данному делу, суд учитывал, что ранее заявитель обращался в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 указано, что "..на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2023 судебный приказ по делу N А40-49028/23-127-422 был отменен в связи с поступившими возражениями Общества.
В суд с настоящим заявлением Фонд обратился 10.04.2023 согласно штампу канцелярии суда на заявлении.
Таким образом, срок для обращения в суд с требованием о взыскании штрафных санкций Фондом соблюден.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Фондом допущены нарушения процедуры привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученными от налоговых органов, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", должностным лицом территориального органа Фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Фонда письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Фонда извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Фонда рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Фонда.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Фондом в материалы дела в подтверждение направления Страхователю по телекоммуникационным каналам связи актов проверки N 087S18210291144 от 29.11.2021, N 087S18220184316 от 18.07.2022, которыми Страхователь уведомлялся о времени и месте рассмотрения актов проверки (на 10-00 час. 16.08.2022 и на 00-00 час. 30.12.2022 соответственно) представлены скриншоты программы АРМ Приема ПФР.
Суд первой инстанции, оценивая в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные документы, пришел к выводу о том, что перечисленные в скриншотах отправления в адрес Страхователя не содержат указание ни на один из реквизитов, позволяющих идентифицировать соответствующий акт Фонда (к таким, например, могут относиться номер акта, дата принятия акта, период, за который производится взыскание финансовой санкции, сумма штрафа).
Так, по акту N 087S18220184316 от 18.07.2022 в отношении нарушения за май 2022 года скриншот программы АРМ Приема ПФР содержит сведения: "рассылка 19.07.2022 акт о выявлении нарушения (без указания номера и даты акта проверки); отправка 24.07.2022, получение 25.07.2022", что не позволяет сделать безусловный вывод о том, какой именно документ, поименованный как "рассылка 19.07.2022" был направлен страхователю, поскольку акт проверки N 087S18220184316 датирован 18.07.2022.
В отношении акта проверки N 087S18210291144 от 29.11.2021 в отношении нарушения за октябрь 2021 года скриншот программы АРМ Приема ПФР содержит сведения: "рассылка 03.12.2021 акт о выявлении нарушения (без указания номера и даты акта проверки); отправка 04.12.2021, получение 08.12.2021", что не позволяет суду сделать безусловный вывод о том, какой именно документ, поименованный как "рассылка 03.12.2022" был направлен страхователю, поскольку акт проверки N 087S18210291144 датирован 29.11.2021. Кроме того, суд отмечает, что указанным актом Страхователь приглашался на рассмотрение на 00-00 час. 30.12.2022, то есть, с указанием некорректного времени рассмотрения.
Аналогичные сведения в скриншотах программы АРМ Приема ПФР содержатся в отношении решений о привлечении к ответственности N 087S19210312901 от 30.12.2021, N 087S19220209053 от 16.08.2022 : не указаны ни даты, ни номера решений, а даты рассылок не соотносятся с датами решений (в отличие, например, от требований об уплате, где хотя бы совпадает дата документа, содержащегося в рассылке: в скриншоте АРМ Приема ПФР содержится соответствующая запись "Рассылка 06.09.2022 ТРЕБОВАНИЕ", что соответствует дате требования N 087S01220223797).
Исходя из вышеуказанного, суд первой инстанции пришел к вводу о том, что представленные Фондом доказательства отправления актов и решений не являются достоверными доказательствами и свидетельствуют о допущенных существенных нарушениях процедуры рассмотрения материалов проверки.
В силу п.14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, вследствие непредставления Фондом надлежащих доказательств направления Страхователю актов о выявлении правонарушения, решений о привлечении страхователя к ответственности, суд устанавливает, что Фондом были допущены значительные нарушения процедуры привлечения Общества к ответственности.
Несоблюдение такой процедуры влечет не только нарушение формальных требований законодательства, но и препятствует реализации права Страхователя на заявление возражений относительно актов, действий Фонда на досудебной стадии рассмотрения дела о правонарушении. Ввиду этого, установленный судом факт совершения Фондом указанных нарушений является достаточными основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учётом приведённых правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 11.07.2023 по делу N А40-79029/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79029/2023
Истец: ФИЛИАЛ 9 ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "МЭРИ КЛИНИНГ-СЕРВИС"