г. Пермь |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А50-27058/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии представителя ответчика, Головизниной А.В., по доверенности от 30.08.2022;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июня 2023 года
по делу N А50-27058/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРС" (ОГРН 1155958029094, ИНН 5905027512)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РЕСУРС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик) с иском о взыскании 552 137 руб. 32 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с 20.03.2022 по 19.08.2022.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 июня 2023 года (резолютивная часть от 31.05.2023) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 422 556 руб. 22 коп. задолженности, 10 747 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель не согласен с отклонением судом его позиции по применяемой для расчета цены. Считает, что судом первой инстанции при разрешении спора неправильно применены нормы материального права: п. 34 ст. 3, ч. 5 ст. 23.4. ФЗ "О теплоснабжении"; неправильно установлены фактические обстоятельства спора.
На момент окончания переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения, т.е. на 01.01.2022, в отношении ООО "РЕСУРС" постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25.11.2020 N 215-т был установлен тариф в размере 525,80 руб. Указанный тариф должен применяться для осуществления расчетов между истцом и ответчиком. Установленный же постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25.11.2020 N 215-т "О внесении изменений в Приложение N 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 N 335-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии ООО "РЕСУРС" (Пермский городской округ)" для ООО "РЕСУРС" тариф на передачу тепловой энергии в размере 402,40 руб./Гкал. прекратил свое действие 31.12.2021 и не может применяться в 2022 году.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как необоснованные и противоречащие материалам дела, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "РЕСУРС" на основании договора аренды ЦТП N 3 от 22 октября 2015 года, заключенного с товариществом собственников жилья "БАЛАТОВО-3" владеет и пользуется зданием центрального теплового пункта общей площадью 393,3 кв.м. (лит. А) с подвалом и антресольным этажом, расположенным по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Семченко, 6.
С использованием указанного теплового пункта ООО "РЕСУРС" передает тепловую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Семченко, 6, ул. Мира, 11, а также административного здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 15.
ПАО "Т Плюс" является теплоснабжающей организацией по отношению к спорным жилым домам, однако, договорные правоотношения по поводу оказания услуг по передаче тепловой энергии между сторонами отсутствуют.
Оказанные истцом ответчику в период с 20.03.2022 по 19.08.2022 услуги по передаче тепловой энергии, последним в полном объеме не оплачены, в результате чего образовалась 1050,09 Гкал. * 525,80 руб.).
Факт оказания истцом услуг не оспаривается ответчиком и подтверждается представленными в материалы дела документами.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему услуг и наличие образовавшейся задолженности, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования частично, пришел к выводу, что при расчете стоимости услуг по передаче тепловой энергии за спорный период следует применять тариф, действующий на дату окончания переходного периода в размере 402,40 руб./Гкал, произвел расчет стоимости услуг исходя из указанного тарифа.
В связи с тем, что решение суда в части частичного удовлетворения исковых требований истцом не оспаривается, выводы суда первой инстанции в указанной части предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являются.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности и обоснованности решения только в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 129 581 руб. 10 коп.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд установил, что направленный в адрес ООО "Ресурс" проект договора подписан сторонами с разногласиями, в том числе по пункту 4.1 договора, которым предусмотрено, что "с 01.01.2022 по 30.06.2022 цена на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя составляет 402,40 руб./Гкал.".
Протокол разногласий от 30.03.2022 к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии подписан сторонами с разногласиями.
Протокол согласования разногласий к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя со стороны ООО "Ресурс" не подписан.
Таким образом, сторонами не достигнуто соглашение по цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежащей применению в спорный период.
Как указал суд, в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единая теплоснабжающая организация и теплосетевая организация осуществляют расчеты за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.
Индексация указанного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) за период с 1 января года, следующего за годом окончания периода, на который был установлен тариф, до 1 января года, в котором возникли разногласия, в соответствии с изменением предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), установленного для системы теплоснабжения, на территории которой теплосетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единой теплоснабжающей организации, за каждый прошедший календарный год в соответствии с правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определенной в соответствии с настоящей частью, такие разногласия рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона в порядке обязательного досудебного урегулирования споров.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что истец не обращался в орган тарифного регулирования за урегулированием возникших разногласий по цене на услуги по передаче тепловой энергии.
Указанное также подтверждается представленными Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края письменными пояснениями, в которых указано, что Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 N 335-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (Пермский городской округ) для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов и установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.
В силу части 1 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения к ценам на товары, услуги в сфере теплоснабжения, не подлежащим регулированию, за исключением случаев, указанных в частях 12.1 - 12.4 статьи 10 настоящего Федерального закона, относятся, в том числе цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Единая теплоснабжающая организация и теплосетевые организации заключают договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора, за исключением случаев, указанных в частях 12.1 - 12.3 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2021 года N 282-т утвержден предельный уровень цен на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании городе Перми Пермского края на 2022 год, который действует с 01 января 2022 года.
Переходный период в ценовой зоне теплоснабжения г. Перми начался с момента принятия Распоряжения N 1631-р и закончился в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со ст. 23.6 Закона о теплоснабжении.
Таким образом, как заключил суд, постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 N 335-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Ресурс" (Пермский городской округ)" (в редакции постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 11.12.2019 N 210-т, от 25.11.2020 N 215-т) не подлежит применению с момента окончания переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения г. Перми, т.е. с 01 января 2022 года.
В установленном законом порядке ООО "Ресурс" не обращалось в Министерство с заявлением об урегулировании разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии и индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, установленного постановлением от 20 декабря 2018 г. N 385-т (в редакции постановлений от 11.12.2019 N 210-т, от 25.11.2020 N 215-т).
Указанные пояснения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края подтверждают доводы ответчика о том, что отнесение муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения предполагает отказ от государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии, фактической датой перехода в ценовую зону теплоснабжения является 01.01.2022, соглашение по цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежащей применению в спорный период сторонами не достигнуто.
Поскольку тариф, утвержденный Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25.11.2020 N 215-т "О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 N 335-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (Пермский городской округ)", не может быть применен при расчете стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии за спорный период, а соглашение по цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя сторонами не достигнуто, то при расчете стоимости оказанных истцом услуг следует руководствоваться положениями п. 5 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении, т.е. исходя из тарифа, действующего на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.
На дату окончания переходного периода для ООО "Ресурс" действовал утвержденный постановлением Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25.11.2020 N 215-т тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в размере 402,40 руб./Гкал.
Сведений об индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного для ООО "Ресурс" и действующего на дату окончания переходного периода, истцом не представлено.
При расчете стоимости услуг по передаче тепловой энергии за период с 20.03.2022 по 19.08.2022 суд применил тариф, действующий на дату окончания переходного периода - 402,40 руб./Гкал, не усмотрев оснований для применения истцом тарифа в размере 525,80 руб./Гкал.
Задолженность определена умножением неоспариваемого сторонами объема оказанных услуг 1050,09 Гкал. на 402,40 руб., в результате чего задолженность составила 422 556 руб. 22 коп., которая и взыскана судом в отсутствие доказательств ее оплаты.
У сторон имеется спор о цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежащей применению в спорный период.
Согласно Пояснительной записке "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (указанный закон принят: Федеральный закон от 29.07.2017 N 279-ФЗ) вносимые изменения предполагают изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена "альтернативной котельной").
Изменяется также система отношений в сфере теплоснабжения. Прежде всего, изменяется роль единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО). ЕТО не просто является единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности, она становится единым центром ответственности в системе теплоснабжения за обеспечение параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении перед каждым потребителем в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом и правилами, которые должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Для этого ЕТО получает возможность влиять на оптимизацию и развитие системы теплоснабжения (разрабатывает и направляет на утверждение в уполномоченные органы исполнительной власти схему теплоснабжения, управляет загрузкой тепловых мощностей в соответствии с критериями, установленными федеральным законом, согласовывает вывод источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, выступает "одним окном" для потребителей, в том числе по подключению к системе теплоснабжения).
Взаимоотношения между ЕТО и другими теплоснабжающими, теплосетевыми организациями строятся в рамках свободных договорных отношений в соответствии с требованиями федерального закона и стандартами взаимодействия ЕТО с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, разрабатываемыми ЕТО в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Указанные выше изменения системы ценообразования и системы отношений создадут необходимые условия для мотивации участников рынка теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения, в том числе в увеличение доли комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2021 город Пермь отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале информации pravo.gov.ru.
С даты принятия Распоряжения N 1631-р начался переходный период в ценовой зоне теплоснабжения, который закончился в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со ст. 23.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В переходный период в ценовой зоне теплоснабжения ПАО "Т Плюс" был подготовлен и направлен в адрес ООО "Ресурс" проект договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (письма исх. N 71000-042-20/184 от 14.09.2021, N 71000-042-19/62 от 24.02.2022) с учетом условий, обусловленных переходом г. Пермь в ценовую зону теплоснабжения.
Сторонами не достигнуто соглашение по цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежащей применению в спорный период (п. 4.1 договора).
В соответствии с п. 5 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении, абзацем 1 п. 61(1) Правил N 808 расчеты за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляются по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на день окончания переходного периода, с учетом его индексации в соответствии с частью 5 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Переход в ценовую зону осуществляется с даты вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В настоящем случае предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании городе Перми Пермского края на 2022 год утвержден Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2021 N 282-т.
В соответствии с п. 2 данного постановления предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), указанный в пункте 1 настоящего постановления, действует с 01 января 2022 года по 31.12.2022 включительно с календарной разбивкой, предусмотренной приложением к настоящему постановлению. Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с 01 января 2022 года.
Таким образом, в настоящем случае переход к ценовой зоне теплоснабжения на территории города Перми осуществлен 01.01.2022.
Поскольку в ценовой зоне теплоснабжения тарифное регулирование не применяется при расчете стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии за спорный период, а соглашение по цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя сторонами не достигнуто, то при расчете стоимости оказанных истцом услуг следует руководствоваться положениями п. 5 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении, т.е. расчет следует производить исходя из цены, равной тарифу, действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации.
Позиция ООО "Ресурс", ссылающегося на утвержденные постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2018 N 335-т долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на период с 2019 года по 2023 год (на 2022 год в размере 525 руб. 80 коп) не может быть признана обоснованной, поскольку переход к ценовой зоне теплоснабжения осуществлен с 01.01.2022, в связи с чем с 01.01.2022 тарифное регулирование не применяется при расчете стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии за спорный период. На дату окончания переходного периода для ООО "Ресурс" действовал утвержденный на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в размере 402,40 руб./Гкал. Сведений и доказательств индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного для ООО "Ресурс" и действующего на дату окончания переходного периода, истцом не представлено.
Вывод суда подтверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края в ответе ответчику от 15.11.2022 N 46-07-04-исх-27, в котором сообщается о том, что ООО "Ресурс" не обращалось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края с заявлением об урегулировании разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии и индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, установленного постановлением от 20.12.2018 N 335-т (в редакции постановлений от 11.12.2019 N 210-т, от 25.11.2020 N 215-т); постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 N 335-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (Пермский городской округ)" (в редакции постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 11.12.2019 N 210-т, от 25.11.2020 N 215-т) не подлежит применению с момента окончания переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения г. Перми, т.е. с 01 января 2022 года".
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично с применением цены 402,40 руб./Гкал.
Проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, коллегия судей апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июня 2023 года по делу N А50-27058/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27058/2022
Истец: ООО "РЕСУРС"
Ответчик: ПАО "Т ПЛЮС"