город Ростов-на-Дону |
|
26 сентября 2023 г. |
дело N А32-58906/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2023 по делу N А32-58906/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
(ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о признании недействительными предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - ООО "Краснодар Водоканал", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЮМУ Росприроднадзора, управление, административный орган) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания от 19.10.2021 N 04-23-114-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Краснодар Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что оно период октябрь 2019 года по сентябрь 2020 года провел инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе и по загрязняющему веществу - натрию. Инвентаризация была выполнена аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации осуществляющих анализ состава сточных вод: АЛ ООО "Эко Дело", аттестат аккредитации аналитической лаборатории RA.RU.21AH13, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 08.07.2015, что подтверждается протоколами количественного химического анализа выполненных в течение длительного периода времени. ОСК-1 и ОСК-2, обеспечивают полную биологическую очистку сточных вод. Показатели очищенной сточной воды, на которые рассчитаны очистные сооружения, составляют по БПК5 - 15 мг/л и взвешенным веществам - 15 мг/л, что подтверждается техническим заключением Северо-Кавказского управления производственного объединения "Росводоканал". Фактические показатели очищенной сточной воды составляют ниже рассчитанных, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний ООО "Краснодар Водоканал". Остальные показатели, по которым допущен сброс в р. Кубань, нормативы которых не только значительно выше требований предъявляемых к питьевой воде, но и не присущи для очистных сооружений ОСК-1. На данный момент ведутся работы по улучшению качества очистки сточных вод на ОСК-1, что подтверждается договором на строительно-монтажные работы. ООО "Краснодар "Водоканал" предпринимаются все возможные действия на улучшение показателей очистки сточных вод. В настоящее время водоканалом не получено КЭР и соответственно утверждение программы повышения экологической эффективности не требуется. В составе нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, утвержденных приказом Кубанского БВУ от 02.12.2016 N 389-пр по ОСК-2, приказом Кубанского БВУ от 31.10.2016 N 343-пр по ОСК-1, а также разрешением на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов водные объекты от 04.12.2019 N Сл7 по ОСК-2, разрешением на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов водные объекты от 04.12.2019 N Слб по ОСК-1 высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) нет.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Краснодар Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1), одним из дополнительных видов деятельности является сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00).
Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Краснодар Водоканал" по адресам:
- Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 102 (объект 03-0123-001148-П Очистные сооружения канализации N 1);
- Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Елизаветинская в 10 км от г. Краснодара, от северо-западной окраины ст. Елизаветинской, по трассе Темрюк-Краснодар-Кропоткин, по направлению от Краснодара в Кропоткин (объект 03-0123-001147-П Очистные сооружения канализации N 2).
В период с 06.10.2021 по 19.10.2021 Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании распоряжения от 04.10.2021 N 04-ВП-В-234 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Краснодар Водоканал".
В результате внеплановой выездной проверки административный орган установил, что выданное обществу предписание от 11.03.2021 N 04-23-19-Н-1 исполнено не в полном объеме, нарушения в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 предписания от 11.03.2021 N 04-23-19-Н-1 не устранены, о чем составлен акт проверки от 19.10.2021.
Обществу выдано предписание от 19.10.2021 N 04-23-114-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, состоящее из 8 пунктов.
Согласно части предписания, которая оспаривается обществом, оно не согласно с пунктами 1-3 по объекту НВОС N 03-0123-001148-П, и пунктами 4-6 по объекту HBOC N 03-0123-001147-П.
Согласно указанным пунктам, обществу предписано в срок до 31.01.2022 устранить следующие нарушения на объекте НВОС N 03-0123-001148-П "Очистные сооружения канализации N1":
1) Допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ, на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект;
2) Эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
3) Эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствии разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности.
В срок до 31.01.2022 устранить следующие нарушения на объекте HBOC N 03-0123-001147-П "Очистные сооружения канализации N2":
4) Допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект;
5) Эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
6) Эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствии разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания от 19.10.2021 N 04-23-114-Н-1, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная.
Частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из материалов дела, настоящая проверка с 06.10.2021 по 19.10.2021 проведена в целях поверки исполнения ранее выданного предписания от 30.09.2021 N 04-01-30-П-1.
Как верно установлено судом первой инстанции, законность предписания от 30.09.2021 N 04-01-30-П-1 является предметом рассмотрения по делу N А32-1273/2021. Указанное предписание от 30.09.2021 N 04-01-30-П-1 вынесено при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания от 11.03.2021 N 04-23-19-Н-1 (первоначальное).
Все пункты предписания от 30.09.2021 N 04-01-30-П-1 признаны законными.
Из части 2 статьи 69 АПК РФ следует, что преюдиция распространяется на содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Судебные акты по делу N А32-1273/2021 имеют в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Признанные в рамках дела N А32-1273/2021 законными пункты предписания аналогичны пунктам настоящего предписания, а именно пункт 1 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 9 предписания N 04-01-30-П-1; пункт 2 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 10 предписания N 04-01-30-П-1; пункт 3 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 11 предписания N 04-01-30-П-1; пункт 4 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 18 предписания N 04-01-30-П-1; пункт 5 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 19 предписания N 04-01-30-П-1; пункт 6 предписания N 04-23-114-Н-1 аналогичен пункту 20 предписания N 04-01-30-П-1.
Судом по делу N А32-1273/2021 указано на то, что если фоновая загрязненность водного объекта, створ для определения которой в случае с водотоками определен в соответствии с пунктом 25 Методики, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства. Факт несоответствия качества очистки сточных вод подтверждается результатами лабораторных исследований отобранных проб в рамках проверки. Экспертными заключениями установлено, что ООО "Краснодар Водоканал" допущено превышение нормативов допустимого воздействия на водный объект по цинку от установленной допустимой концентрации загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах лимита. В связи с чем, по результатам проверки обществу правомерно выдано предписание от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 18.01.2021.
Поскольку из материалов дела не следует, что обществом были выполнены требования ранее выданного предписания N 04-01-30-П-1, то административным органом обоснованно выдано предписание N 04-23-114-Н-1, пункты 1-6 которого оспариваются в настоящем деле. Доводы жалобы общества направлены на переоценку ранее выданного предписания N 04-01-30-П-1, в части аналогичны доводам жалобы, заявленным по делу N А32-1273/2021, и не подтверждают исполнение ранее выданного предписания N 04-01-30-П-1.
Установленные в рамках дела N А32-1273/2021 обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, не подлежат переоценке при рассмотрении настоящего дела применительно к обстоятельствам, установленным в рамках дела о признании незаконным и отмене предписания от 30.09.2021 N 04-01-30-П-1.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку выводов судов, сделанных, в том числе в рамках вышеназванных судебных актов.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2023 по делу N А32-58906/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58906/2021
Истец: ООО "Краснодар Водоканал", ООО "Краснодар-Водоканал"
Ответчик: Росприроднадзор, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования