г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А40-12344/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
В.И. Попова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ООО "Флокс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.05.2023 по делу N А40-12344/23,
по заявлению ООО "Флокс" (ОГРН: 1025401301793, ИНН: 5403155990)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Красицкая Т.А. дов. от 31.08.2022 |
от заинтересованного лица: от третьего лица |
Геворков И.С. дов. от 22.12.2022; Геворков И.С. дов. от 19.07.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФЛОКС" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (ответчик, Департамент) от 26.10.2022 N 33-5-89316/22-(0)-3 в предоставлении государственной услуги - внесение изменений в Договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ФЛОКС" путем внесения изменения в Договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке N М-03-049460 от 26.08.2016, а именно разрешить возведение временных и капитальных зданий и сооружений, проведение строительства, реконструкцию, капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, д. 23, с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 02.05.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и Правительства Москвы (третье лицо) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 13.09.2022 ООО "ФЛОКС" обратилось в Департамент с заявлением о получении государственной услуги - внесение изменений в Договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке. Единый номер обращения 0001-9000120-022501-00006303/22.
26.10.2022 Департамент отказал ООО "ФЛОКС" в предоставлении государственной услуги, а именно, отказался внести в Договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке N М-03-049460 от 26.08.2016 изменения, относительно снятия запрета на возведение временных и капитальных зданий и сооружений, строительства и реконструкции, а так же проведения капитального ремонта здания, расположенного в границах арендуемого земельного участка, что подтверждается письмом "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" N 33-5-89316/22-(0)-3.
Не согласившись с оспариваемым решением Департамента, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "ФЛОКС" требований.
При этом отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого отказа Департамента.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с Административными регламентами.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно - имущественных отношений.
В целях соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона, а также реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).
Предоставление государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" регламентировано приложением 16 Административного регламента.
Согласно п. 2.2 Приложения 16 Административного регламента правовыми основаниями предоставления указанной государственной являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ);
- Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48 О землепользовании в г. Москве");
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 2.10.1 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с п. 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Согласно п. 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является основание, что права на земельный участок либо права на расположенные на нем здания, строения, сооружения оспариваются в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010001:7 с ООО "ФЛОКС" заключен договор аренды от 26.08.2016 N М-03-049460 для эксплуатации здания культурного назначения сроком до 07.06.2065.
Возможность изменения цели предоставления земельного участка на строительство собственником здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, обусловлена его исключительным правом на оформление земельных отношений, а также правом собственника на распоряжение своим имуществом в силу ст. 209 ГК РФ.
В отношении расположенного на указанном земельном участке здания с кадастровым номером 77:03:0010001:1121 ведутся судебные разбирательства.
Таким образом, рассмотрение вопроса об изменении цели предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010001:7 для целей строительства возможно после завершения судебных разбирательств.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" до 1 января 2025 года органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, вправе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Исходя из буквального толкования указанной нормы субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно пп.1 п.1 ст. 4.1. Закона N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 1 января 2025 года решения об отказе в предоставлении земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными ЗК РФ, в том числе является, наличие судебных разбирательств в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, строения, сооружения.
Основание для отказа в оказании государственной услуги при наличии судебных разбирательств, прямо предусмотрено в Законе N 48 "О землепользовании в городе Москве" и делегированы городу Москве федеральным законодательством.
В отношении расположенного на указанном земельном участке здания с кадастровым номером 77:03:0010001:1121 в производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело N А40-163160/2021 по иску Департамента к ООО "ФЛОКС" об обязании устранить угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с аварийным состоянием нежилого здания площадью 518 кв.м с кадастровым номером 77:03:0010001:1121 по адресу: г. Москва, ул. Большая Косинская, д. 23.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, в случае принятия судом решения о сносе указанного здания права собственника на распоряжение своим имуществом утратит силу.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Департамент не имеет право оказывать спорную государственную услугу. Это будет являться нарушением Административного регламента, основания для отказа в котором строго соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2.10.1 Административного регламента Департаментом обоснованно принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемой услуги в настоящем случае является законным и обоснованным, поскольку внесение изменений в Договор аренды преждевременно до завершения всех судебных разбирательств.
Как верно указал суд первой инстанции ООО "ФЛОКС" имеет право повторного обращения в Департамент для внесения изменений в договор аренды по завершению судебного спора и вступления соответствующего судебного акта в законную силу.
Исходя из п.п. 2.9.1.3, 3.4.3.5 Административного регламента, Департаментом предоставление государственной услуги осуществляется только в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Согласно п. 2.9.1.3. Административного регламента предоставление государственной услуги приостанавливается при рассмотрении Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3.4.3.5. Административного регламента должностное лицо, ответственное за обработку документов, при наличии правовых оснований для предоставления государственной услуги обеспечивает внесение вопроса об изменении цели предоставления и (или) вида разрешенного использования земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" на основании статьи 23 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", в целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы Правительством Москвы создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (далее - Комиссия).
Комиссия является рабочим органом Правительства Москвы.
Согласно п.2.2.2 постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" к основным функциям Комиссии относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе:
- об изменении цели предоставления земельных участков, если такие изменения предусматривают строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке, в том числе земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, за исключением случаев, когда изменение цели предоставления земельных участков осуществляется после оформления в установленном порядке градостроительных планов таких земельных участков, содержащих информацию о видах разрешенного использования земельных участков, предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами.
Таким образом, решение об изменении цели предоставления земельных участков, если такие изменения предусматривают строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке, принимается исключительно на ГЗК.
Учитывая изложенное, предоставлению испрашиваемой услуги должно предшествовать принятие ГЗК решения об изменении цели предоставления земельного участка, которое в настоящем случае не принято.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Департамента является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.05.2023 по делу N А40-12344/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12344/2023
Истец: ООО "ФЛОКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Правительство г. Москвы