г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А40-77709/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Г.М. Никифорова,
рассмотрев апелляционную жалобу ОФПСС РФ по Брянской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2023 по делу N А40-77709/23, принятое в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОГРН: 1023202737062, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, ИНН: 3201002268)
к ГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 8 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" (ОГРН: 1037739410928, Дата присвоения ОГРН: 04.02.2003, ИНН: 7729279321)
о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии в размере 28 907,34 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 8 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Страхователь, Учреждение) о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии в размере 28 907,34 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требование о взыскании штрафа удовлетворить.
В обосновании доводов жалобы заявитель ссылается на то, что страхователю надлежит возместить причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 8 Департамента здравоохранения города Москвы" является страхователем и согласно статье 15 Закона N27-ФЗ обязано в установленный срок представлять в органы Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах". Срок представления страхователем отчетности по форме СЗВ-М за июль 2022 года, установлен до 15.08.2022.
Дворянкиной Елене Владимировне в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлена и выплачивается страховая пенсия по старости. Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за июль 2022 года, в отношении застрахованного лица Дворянкиной Елены Владимировны были представлены Страхователем 14.10.2022, с нарушением установленного срока.
В связи с представлением индивидуальных сведений за июль 2022 года за пределами установленного срока, в отношении Дворянкиной Елены Владимировны был осуществлен перерасчет размера пенсии как неработающему пенсионеру за период с 01.07.2022 по 30.11.2022. Ввиду того, что позднее работодателем были представлены сведения, из которых следовало, что Дворянкина Елена Владимировна не прекращала трудовую деятельность, у Фонда отсутствовали правовые основания для перерасчета размера пенсии.
Таким образом, Фонд делает вывод, за период с 01.07.2022 по 30.11.2022 была осуществлена переплата суммы пенсии получателю Дворянкиной Елене Владимировне в общей сумме 28 907,34 рублей (из расчета положенной пенсии в размере 57 488,06 рублей и фактически уплаченных сумм в размере 86 395,40 рублей).
В связи с возникновением излишне выплаченных сумм пенсии Фонд направил в адрес Страхователя уведомление, которое было оставлено Учреждением без удовлетворения. Данный факт послужил основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона N 400-ФЗ работодатели, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ч. 2 ст. 28 Закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 -3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи И Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Законам 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Однако ч. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
огласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Выплата проиндексированной пенсии в спорный период, которая была расценена заявителем как убытки (ущерб), не связана с действиями ГБУЗ "ГП N 8 ДЗМ" по представлению сведений за июль 2022 года, приняв во внимание непринятие истцом мер по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности.
В свою очередь, истец не обосновал, каким образом, представление с нарушением срока отчета по форме СЗВ-М за июль 2022 года повлекло причинение ущерба за иной период (больший по времени), а именно: с июля 2022 г. по ноябрь 2022 г.
В период производства излишних выплат в адрес работающего пенсионера истец получал отчетность ответчика за иные периоды, из которых мог и должен был установить, что он является работающим пенсионером.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ); доказательств надлежащего исполнения данной обязанности истцом не представлено.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, причинно-следственная связь между действиями ответчика по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М и причиненным Фонду ущербом в виде излишне выплаченной суммы пенсии отсутствует.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 11.07.2023 по делу N А40-77709/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77709/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 8 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"