г. Вологда |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А44-1497/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 июня 2023 года по делу N А44-1497/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 17; ОГРН 1045300293411, ИНН 5321100694; далее - Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Фёдоровский ручей, дом 6; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Теруправление) о возложении на ответчика обязанности принять в казну Российской Федерации нежилое здание сарая общей площадью 65 кв. м, с кадастровым номером 53:05:0010501:46, земельный участок с кадастровым номером 53:05:0010501:18 общей площадью 78 кв. м, расположенные по адресу: Новгородская область, п. Демянск, ул. Ленина, д. 22.
Решением суда от 07 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.
Теруправление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. В случае отказа от права оперативного управления требуется время для предложения данного помещения заинтересованным лицам.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области от 28.03.2017 N 73-р за Управлением Росреестра был закреплен на праве оперативного управления объект недвижимого имущества - здание сарая общей площадью 65,0 кв. м, с кадастровым номером 53:05:0010501:46, расположенный по адресу: Новгородская область, р.п. Демянск, ул. Ленина, д. 22.
Право оперативного управления Управления Росреестра на спорное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18.04.2017.
Право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости зарегистрировано 02.02.2017.
Для целей эксплуатации и обслуживания вышеуказанного здания на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области от 22.03.2018 N 60-р Управлению Росреестра был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 53:05:0010501:18, общей площадью 78 кв. м, расположенный по адресу: Новгородская область, р.п. Демянск, ул. Ленина, д. 22.
Право постоянного (бессрочного) пользования Управления Росреестра на земельный участок было зарегистрировано 29.03.2018.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 24.04.2009.
Указанное имущество использовалось Управлением Росреестра в своей деятельности, связанной с оказанием государственных услуг, а именно: для нужд структурного подразделения Управления Росреестра, территориально располагавшегося в р.п. Демянск.
Здание использовалось в качестве гаража для транспортного средства, закрепленного за структурным подразделением истца, находящемся в р.п. Демянск.
В связи с оптимизацией процесса оказания государственных услуг, утверждением нового штатного расписания, которое не предполагает наличие должности водителя в Демянском отделе Управления Росреестра, отпала необходимость в использовании спорного имущества для целей выполнения Управлением Росреестра своих функций.
Письмом от 09.03.2023 исх. N 03-00238/23 Росреестр согласовал Управлению Росреестра отказ от права оперативного управления на нежилое здание общей площадью 65 кв. м, с кадастровым номером 53:05:0010501:46, а также от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 53:05:0010501:18 общей площадью 78 кв. м, расположенные по адресу: Новгородская область, п. Демянск, ул. Ленина, д. 22.
В связи с тем, что необходимость в использовании указанного здания и земельного участка отпала, истец 13.03.2023 (исх. N 01824/2023@) обратился в Теруправление с заявлением об отказе от права оперативного управления на объект недвижимого имущества, освобождении здания и необходимости передачи данного здания и земельного участка заинтересованным лицам с предоставлением согласованного Росреестром отказа от вещных прав на недвижимое имущество.
Истец посредством МВ-портала предоставил пакет необходимых документов для решения вопроса о прекращении права оперативного управления зданием и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и изъятия указанных объектов недвижимого имущества.
Письмом от 14.04.2023 N 53-ТП/2615 ответчик уведомил истца о проведении работы по перераспределению спорного объекта недвижимости между федеральными организациями.
До настоящего времени вопрос об изъятии объектов недвижимости из оперативного управления и постоянного (бессрочного пользования) истца ответчиком не решен.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции сторонами произведен осмотр спорного объекта недвижимости, по результатам которого оформлен акт осмотра от 15.05.2023.
Из акта следует, что в ходе осмотра членами рабочей группы установлено, что сарай площадью 65,0 кв. м является отдельно стоящей кирпичной постройкой с шиферной крышей, железными воротами, с электроснабжением, по внешним признакам, возможно, использовался как гараж для автотранспорта. Здание находится в удовлетворительном состоянии, в настоящее время Управлением Росреестра по назначению не используется.
Полагая, что непринятие в казну Российской Федерации имущества, не используемого Управлением Росреестра, противоречит полномочиям в сфере деятельности истца, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованного объекта недвижимости за счет бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ.
Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ Управления Росреестра от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 465 (далее - Положение), следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, также относится к компетенции Теруправления в силу пункта 4.1.21 Положения.
Материалами дела подтверждено, что закрепленные за истцом объект недвижимого имущества и земельный участок им не эксплуатируются; иная заинтересованность в недвижимом имуществе отсутствует; согласование прекращения права оперативного управления на объекты недвижимости истцом получено.
При указанных обстоятельствах, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Управления Росреестра; отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 июня 2023 года по делу N А44-1497/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1497/2023
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Ответчик: МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд