город Ростов-на-Дону |
|
26 сентября 2023 г. |
дело N А32-31149/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Краснодарской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представители Федченко О.В. по доверенности от 27.01.2023, паспорт; Савченко Н.Н. по доверенности от 16.03.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 по делу N А32-31149/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
об обязании произвести возврат,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере 158991 руб. 04 коп. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023:
- на Краснодарскую таможню возложена обязанность осуществить возврат Обществу излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере 158991 руб. 04 коп. в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу;
- с Краснодарской таможни в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5769 рублей.
Решение мотивировано отсутствием правовых оснований корректировки таможенной стоимости, следовательно, таможенные платежи дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, являются излишне взысканными и подлежащими возврату.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, а именно, неправильно истолкованы и применены положения права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), регламентирующие порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕАЭК) от 30.10.2012 N 202 "О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)" (далее - Правила N 202), от 06.08.2019 N 138 "О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров" (далее - Правила N 138), обстоятельства, имеющие значение для дела, судом были выяснены не в полном объеме, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судом не дана надлежащая оценка доводам Краснодарской таможни о наличии отклонения стоимости сделки с ввозимыми товарами от стоимости сделки, по которой на таможенную территорию иными участниками внешнеторговой деятельности ввезены однородные товары, отсутствии надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости на момент вынесения решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и доначисления спорных платежей, получении таможенным органом в ходе оперативных мероприятий документов и сведений, свидетельствующих о недостоверности таможенной стоимости.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Краснодарской таможни об участии её представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Общество подало ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подало ходатайство об уточнении заявленных требований, а именно отказавшись от требований об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере 40 руб. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
25.09.2023 апелляционный суд объявил перерыв по делу до 25.09.2023 до 15 час. 00 минут.
Представители Краснодарской таможни не возражали против отказа Общества от части заявленных требований.
После перерыва стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В назначенное время Краснодарская таможня не подключилась к судебному заседанию.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с Контрактом от 04.12.2018 N 65 (далее - Контракт N 65), заключённым с фирмой DEGIRMENCILER ZIRAI URUN ISLEME PAKETLEME PAZARLAMA VE TASIMACILIK TIC. VE SAN. LTD. STI., (Турция) и контракту от 06.12.2019 N 96 (далее - Контракт N 96), заключённому с ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) на территорию Российской Федерации, были ввезены и оформлены:
- по ДТ N 10309180/160319/0001392 на условиях поставки CFR Туапсе: Товар N 1 - КАПУСТА КИТАЙСКАЯ свежая, сорт отсутствует, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель DEGIRMENCILER ZIRAI URUN ISLEME PAKETLEME PAZARLAMA VE TASIMACILIK TIC. VE SAN. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка DENAR, в 3328 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто 20370 кг., вес брутто 21880 кг., цена товара 8148 долларов США, ИТС - 0,4 долларов США/кг;
- по ДТ N 10309180/240319/0001511 на условиях поставки CFR Туапсе: Товар N 1 - КАПУСТА КИТАЙСКАЯ свежая, сорт отсутствует, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель DEGIRMENCILER ZIRAI URUN ISLEME PAKETLEME PAZARLAMA VE TASIMACILIK TIC. VE SAN. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка DENAR, в 3328 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто 19175 кг., вес брутто 20735 кг., цена товара 7670 долларов США, ИТС - 0,4 долларов США/кг;
- по ДТ N 10309180/271219/0008676 на условиях поставки CFR Туапсе: Товар N 1 - ПЛОДЫ ГРАНАТА свежие, сорт HICAZ, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ADA IKRA, в 2055 пластиковых ящиках, на 17 паллетах, вес нетто 14010 кг., вес брутто 15100 кг., цена товара 11208 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг; Товар N 2 - ПЛОДЫ ГРАНАТА свежие, сорт HICAZ, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ADA IKRA, в 1250 деревянных ящиках, на 9 паллетах, вес нетто 6390 кг., вес брутто 6900 кг., цена товара 5112 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг; Товар N 3 - ПЛОДЫ ГРАНАТА свежие, сорт HICAZ, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ADA IKRA, в 2055 пластиковых ящиках, на 17 паллетах, вес нетто 14010 кг., вес брутто 15100 кг., цена товара 11208 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг; Товар N 4 - ПЛОДЫ ГРАНАТА свежие, сорт HICAZ, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ADA IKRA, в 1250 деревянных ящиках, на 9 паллетах, вес нетто 6390 кг., вес брутто 6900 кг., цена товара 5112 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг..
Таможенная стоимость ввезённых и оформленных по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511 и N 10309180/271219/0008676 товаров была заявлена Обществом первым методом определения таможенной стоимости.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ должным образом Обществом не подтверждены, Краснодарской таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений.
В установленный срок Обществом представлены Краснодарской таможне дополнительно запрошенные документы и пояснения:
- по ДТ N 10309180/160319/0001392: Контракт N 65; инвойс N DG12019000000104 от 14.03.2019 на сумму 8148 долларов США; прайс-лист; коносамент N 20; упаковочный лист от 14.03.2019; спецификация N 1-Т от 14.03.2019; экспортная декларация N 19550100ЕХ003905 от 14.03.2019 на сумму 8148 долларов США; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 17.03.2019; ведомость банковского контроля к Контракту N 65; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости;
- по ДТ N 10309180/240319/0001511: Контракт N 65; инвойс N DG12019000000105 от 19.03.2019 на сумму 7670 долларов США; прайс-лист; коносамент N 30; упаковочный лист от 19.03.2019; спецификация N 2-Т от 19.03.2019; экспортная декларация N 19550100ЕХ004234 от 21.03.2019 на сумму 7670 долларов США; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 25.03.2019; ведомость банковского контроля к Контракту N 65; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости;
- по ДТ N 10309180/271219/0008676: Контракт N 96; инвойс N 24852 от 23.12.2019 на сумму 32640 долларов США; прайс-лист; коносамент N 201919; упаковочный лист от 23.12.2019; спецификация N 01-Т от 23.12.2019; экспортная декларация N 19550100ЕХ022430 от 23.12.2019 на сумму 32640 долларов США; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 41 от 29.12.2019; ведомость банковского контроля к Контракту N 96; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов Краснодарской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары:
- от 09.06.2019 по ДТ N 10309180/160319/0001392 (пошлина 70651 руб. 57 коп., НДС 71293 руб. 86 коп.);
- от 09.06.2019 по ДТ N 10309180/240319/0001511 (пошлина 67898 руб. 59 коп., НДС 68515 руб. 85 коп.);
- от 26.02.2020 по ДТ N 10309180/271219/0008676 (пошлина 18900 руб. 88 коп., сбор 1500 руб., НДС 52292 руб. 44 коп.).
НДС в размере 192102 руб. 15 коп. был возмещён Обществом в соответствии со статьями 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьёй 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьёй 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подпункт 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подпункт 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьёй 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подпункт 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи (подпункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (пункт 1 статьи 45 ТК ЕАЭС).
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьёй 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьёй допускается гибкость при их применении (пункт 2 статьи 45 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе её величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
На основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (подпункт 1); таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (подпункт 2).
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьёй документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьёй 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 5.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 (далее - Правила N 283), ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платёж может быть произведён не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только в бухгалтерских документах. Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца, например, путем погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.
Таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и пунктом 3 статьи 5 Соглашения определяется по методу 1 при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене (пункт 7 Решения N 283).
Согласно материалам дела, в соответствии с пунктом 1.2 Контрактов N 65 и N 96 цены на товар устанавливаются в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, и действительны в течение срока действия контракта.
Общая сумма Контракта составляет 5000000 долларов США (пункт 2.1 Контрактов N 65 и N 96).
В стоимость товара включается: стоимость товара, тары, упаковки, погрузки, маркировки, доставки до пункта назначения, информацию об отгрузке товара, выписки коносамента, складированию товара, портовых и грузовых пошлин, оформления таможенных формальностей территории продавца (пункт 2.2 Контрактов N 65 и N 96).
В конечную сумму товара включены все затраты по доставке товара до места назначения, в том числе: упаковка, маркировка, тара, поддоны, расходы, связанные с экспортным оформлением, погрузка, транспортировка.
По условиям пункта 7.1 Контрактов N 65 и N 96 оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путём банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 рабочих дней с момента получения партии товара, против представленных инвойсов или без таковой.
Обществом при декларировании рассматриваемых товаров к ДТ N 10309180/160319/0001392 был представлен инвойс от N DG12019000000104 от 14.03.2019, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 8148 долларов США. Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/160319/0001392. Поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины)., т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по Контракту N 65 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 8148 долларов США, указана ДТ N 10309180/160319/0001392.
Обществом к ДТ N 10309180/240319/0001511 был представлен инвойс N DG12019000000105 от 19.03.2019, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 7670 долларов США. Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/240319/0001511. Поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины)., т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по Контракту N 65 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 7670 долларов США, указана ДТ N 10309180/240319/0001511.
Обществом к ДТ N 10309180/271219/0008676 представлен инвойс N 24852 от 23.12.2019, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 32640 долларов США. Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10309180/271219/0008676. Поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины), т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по Контракту N 96 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 32640 долларов США, указана ДТ N 10309180/271219/0008676.
Апелляционный суд считает, что представленные Обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости.
Описание товара в представленных Обществом при таможенном контроле документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, сведения позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определённым характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.
Доказательства наличия противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных Обществом документах, как и признаков их недостоверности, Краснодарской таможней не установлены.
Доказательства того, что сторонами Контракта не были согласованы все существенные его условия, имеются претензии сторон Контракта по ассортименту, количеству, цене ввезённого товара, Краснодарской таможней не представлены.
Доказательства неисполнения Обществом запросов Краснодарской таможни в части представления документов и пояснений, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Обществом подтверждён факт оплаты ввезённого им товара, представлены необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода по цене сделки), в связи с чем, у Краснодарской таможни отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
Согласно материалам дела, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных Обществом, производилась Краснодарской таможней на основе выписок, полученных из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ, при которой не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров.
При сравнительном анализе данных ИАС "Мониторинг-Анализ" с заявленной Обществом стоимостью товара, апелляционным судом установлено, что Краснодарской таможней не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров.
Корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного Обществом по ДТ N 10309180/160319/0001392 и N 10309180/240319/0001511 производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ N 10013150/221218/0062309:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялся салат китайский красный свежий.
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компания ERUST TARIM URETIM PAZ TIC. LTD. STI., Турция;
- отличие в условиях поставки: у таможенного органа DAP;
- отличие в местонахождении получателя: у таможенного органа г.Москва;
- отличие в валюте: у таможенного органа код валюты ЕВРО;
- отличие в весе сравниваемых товаров: у товара таможенного органа вес нетто составляет 290 кг.
Корректировка таможенной стоимости товара по ДТ N 10309180/271219/0008676, производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ N 10309180/271219/0008667:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялись плоды граната свежие, класс 1, урожай 2019, сорт не указан;
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компании MERSIN URAL TARIM URUNLERI TICARET VE SANAYI LIMITED SIRKETI, Турция.
Доказательства о долгосрочности заключённых контрагентами договоров, сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, расчёт контрактной стоимости, калькуляцию себестоимости товара, а также другие документы и сведения, имеющие отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров по ДТ принятых Краснодарской таможней как источник ценовой информации, в материалы дела не представлены.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться, как доказательство недостоверности условий сделки и являться основанием для отказа в таможенном оформлении ввозимых товаров.
Доказательства того, что уровень таможенной стоимости, заявленной Обществом, является самым низким по всей федеральной таможенной службе России за сопоставимый период по идентичным или однородным товарам, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.
Таким образом, таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная им ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) является сопоставимой с конкретными условиями Контракта, а также не доказано то, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями Контракта.
Согласно материалам дела, в обоснование заявленной таможенной стоимости ввезённого товара, Обществом предоставлены таможенные декларации иных декларантов, которыми были ввезены аналогичные товары идентичные ввезённым Обществом товарам:
- ДТ N 10309180/271219/0008672 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлен: Товар N 1 - ПЛОДЫ ГРАНАТА свежие, сорт HICAZ, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ELTAR GIDA SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ELTAR, в 4128 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто 21000 кг., вес брутто 22800 кг., цена товара 16800 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг;
- ДТ N 10309180/171219/0008291 ООО "ИНТЕРТЕХНОМАШ" на условиях поставки CFR Туапсе оформлен: Товар N 1 - ГРАНАТЫ свежие, для употребления в пищу, ручной способ сбора, страна происхождения - Турция, изготовитель SNO TARIM URUNLERI GIDA ITH. IRH.SAN. VE TIC.LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка SNO TARIM, в 9000 пластиковых ящиках, на 52 поддонах, вес нетто 39600 кг., вес брутто 44000 кг., цена товара 31680 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг;
- ДТ N 10309180/231219/0008540 ООО "ИНТЕРТЕХНОМАШ" на условиях поставки CFR Туапсе оформлен: Товар N 1 - ГРАНАТЫ свежие, урожай 2019, для употребления в пищу, без ГМО, страна происхождения - Турция, изготовитель KARACALAR TARIMSAL URUNLER SANAYI VE TICARET LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка KARACALAR, в 4410 пластиковых ящиках, на 26 поддонах, вес нетто 21910 кг., вес брутто 23800 кг., цена товара 17528 долларов США, ИТС - 0,8 долларов США/кг.
Таким образом, Краснодарской таможней не доказана обоснованность применения ею резервного метода определения таможенной стоимости товара, поскольку не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ является сопоставима с конкретными условиями Контракта, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями Контрактов N 65 и N 96.
Условия поставки и оплаты товара, зафиксированы сторонами, в контракте заключённого Обществом едины для всех поставок по Контрактам N 65 и N 96 и отсутствует необходимость дублирования их во всех коммерческих документах и заключения дополнительных соглашений к нему, учитывая, что спецификация - это часть контракта, поэтому указание в каждой части контракта условий поставки и оплаты товара, а также других условий контракта нецелесообразно.
Доказательства возможности отражения условий поставки в форме спецификации унифицированной формы, для указания условий поставки и оплаты, с учётом Турецкого законодательства, Краснодарской таможней не обосновано.
Общество в обоснование определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представило документы, отражающие содержание сделки и информацию по условиям её оплаты.
Доказательства, подтверждающие отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезённых Обществом товаров, Краснодарской таможней не представлены.
Доказательства того, что Общество, как покупатель по Контрактам N 65 и N 96, уплатило цену больше заявленной, Краснодарской таможней не представлены.
Материалами дела подтверждается, что Обществом была произведена оплата поставщику в полном объёме - в соответствии с разделом V. Итоговые данные расчётов по Контрактам Ведомостям банковского контроля.
Довод Краснодарской таможни о том, что полученные в результате проведённых ОРМ в отношении Общества, документы, подтверждают ввоз Обществом товара по более высокой цене, чем указано в спорных ДТ, апелляционный суд находит необоснованным.
Материалами дела подтверждается, что существенные условия Контракта его сторонами были исполнены, взаимных претензий по ассортименту, количеству, цене ввезённого товара у сторон Контракту не имеется.
Сведения полученные Южной оперативной таможней с изъятых файлов с жёсткого диска организации, осуществляющей ведение бухгалтерского учёта Общества, в числе которых находились шаблоны (файлы в формате Word) коммерческих документов (приложений к контрактам - спецификаций, прайс-листов и упаковочных листов), относящихся к поставкам товаров из Турции, апелляционный суд находит не относимыми доказательствами.
Краснодарская таможня пришла к выводу о том, что документы оформлялись непосредственно Обществом, а не иностранным контрагентом, прайс-листы, упаковочные листы в условиях нормального документооборота могут оформляться только продавцом (отправителем) непосредственно при отправке товаров.
В данном случае, факт нахождения документов в формате Word, апелляционный суд считает не свидетельствует о том, что документы оформлялись непосредственно Обществом.
Доказательства использования Обществом найденных печатей, штампов, факсимиле с оттисками иностранной организации, при изготовлении каких-либо документов, представленных в обоснование заявленной таможенной стоимости по спорным ДТ, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.
Довод Краснодарской таможни о том, заключённые между Обществом и иностранным контрагентом договоры на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, технических регламентов таможенного союза, национальных стандартов, повлияли на стоимость товара, ввезённого из Турции, поскольку учитывался факт оказания Обществом контрагентам по контракту услуг по обеспечению соответствия произведённой продукции требованиям технических регламентов, апелляционный суд находит документально неподтверждённым.
Непосредственно доказательств заключения Обществом названных договоров об оказании вышеуказанных услуг, в материалы дела не представлены.
Согласно представленному Краснодарской таможней заключению специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.06.2022 N 12406006/0014095, в котором специалист сделал вывод, что подпись, выполненная от имени представителя иностранного контрагента в контракте от 14.07.2017 N 1, вероятно выполнена одним лицом, а в дополнительных соглашениях от 17.09.2017, от 25.09.2017, от 20.11.2017, от 09.04.2018, от 13.07.2018, от 14.07.2018, от 26.12.2018, от 15.01.2019, от 16.01.2019, от 15.05.2019 - вероятно выполнена другим лицом.
Выводы специалиста в указанном заключении носят вероятностный характер и, следовательно, данное заключение не может быть использовано в качестве доказательства неподписания дополнительных соглашений уполномоченным лицом иностранного контрагента.
В заключении специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.06.2022 N 12406006/0014095 указано, что в месте расположения оттиска печати и подписи иностранного контрагента признаков компьютерного монтажа не выявлено. Следовательно, оттиск печати поставлен иностранным контрагентом.
При наличии надлежащего оттиска печати (что подтверждается в том числе специалистом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления) доводы о подписании контракта (дополнительных соглашений к нему) ненадлежащим лицом, апелляционный суд считает документально не подтверждённым.
Доводы Краснодарской таможни о том, что к таможенному контролю Обществом представлены электронные копии экспортных деклараций, которые не заверенные таможенными органами Турции, апелляционный суд считает не является доказательством обоснованности выводов о необходимости проведения корректировки таможенной стоимости.
Материалами дела подтверждается, что поставки товара по Контракту N 65 и Контракту N 96 осуществлялась в рамках "Турецкого зеленого коридора", особенности оформления грузов по которому установлены Приказом ФТС России N 2171 от 18.11.2010 "Об утверждении инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в РФ из Турецкой Республики" с учётом изменений утверждённых Приказом ФТС от 23.11.2011 N 2380 (далее - Инструкция N 2171).
Компании DEGIRMENCILER ZIRAI URUN ISLEME PAKETLEME PAZARLAMA VE TASIMACILIK TIC. VE SAN. LTD. STI., (Турция) и ADA IKRA ULUSLARARASI NAKLIYE TARIM URUNLERI ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) входят в список турецких экспортеров "Ассамблеи экспортеров Турции" (TIM), участвуют в проекте "упрощенный таможенный коридор" (УТК).
Обмен информацией в рамках подписанного Протокола между Федеральной Таможенной Службой (ФТС) России и Таможенным Департаментом Турецкой Республики "Об упрощении таможенных процедур", утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1539-р осуществляется путём электронного информационного обмена и относится к информации о сделках, совершенных участниками внешнеторговой деятельности, участвующими в УТК.
Согласно позиции ФТС России, изложенной в письме от 11.02.2021 N 01-11/07452 "О перечне таможенных органов, включенных в проект УТК", методические рекомендации по совершению должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики, в рамках российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор применять без ограничений по таможенным органам".
В рамках "Упрощенного таможенного коридора" (УТК) экспортер предоставляет таможенной службе своей страны информацию о перемещаемых товарах, их номенклатуре и фактурной стоимости. Достоверность предоставляемых данных заверяет национальная Торгово-промышленная палата. Затем турецкие таможенные органы в электронной форме по электронным каналам связи направляют эту информацию российским коллегам. После подтверждения российской стороной о получении данной информации для обеспечения скорейшего прохождения турецких товаров через границу России партии присваивается уникальный идентификационный номер (ID). Идентификационный номер партии обязательно указывается в графе 44 под кодом 09015 декларации на товары (дополнительная информация/представленные документы), что регламентируется пунктом 2 раздела 1 Приложения к Приказу ФТС России от 25.05.2017 N 883.
Наличие идентификационного номера партии подтверждает соответствие и достоверность представленных документов по поставке. Указание таможенного органа о том, что к таможенному оформлению представлен шаблонный, рамочный контракт на поставку плодоовощной продукции, в котором сроки оплаты за товар не конкретизированы, что может свидетельствовать о наличии условий, влияние которого на стоимость товара не может быть количественно определено, также не состоятельно.
Доказательства недостоверности представленной Обществом, как участником УТК, решения Краснодарской таможней не содержат и в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Краснодарской таможней не представлены доказательства невозможности применения Обществом первого метода определения таможенной стоимости и доказательства необходимости применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", с учётом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет). При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет".
Краснодарской таможней и материалами дела, подтверждается уплата Обществом таможенных платежей в полном объёме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ в размере 158951 руб. 04 копейки.
Доказательства наличия у Общества недоимки по уплате таможенных платежей, Краснодарской таможней в материалы дела не представлены.
Основания для прекращения производства по делу установлены статьёй 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование поданного ходатайства Общество указало на арифметическую ошибку, которая привела к неверному определению размеру таможенных платежей, которые фактически взысканы по спорным ДТ в общем размере 158991 руб. 04 копейки.
Рассмотрев ходатайство Общества об отказе от части требований, учитывая позицию представителей Краснодарской таможни, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что отказ Общества подлежит принятию.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования Общества об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей в заявленном Обществом размере 158991 руб. 04 коп. по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676, подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 по делу N А32-31149/2021 в части требования об обязании обязания Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере, превышающем 158951 руб. 04 коп. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу, а также взыскания с Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) общества с ограниченной ответственностью "СТАР" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526) расходов по уплате государственной пошлины в сумме, превышающей 5769 руб., подлежит отмене, а производство по делу в части Общества отказа от требований - прекращению.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Краснодарская таможни освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 150, 151, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отказ общества с ограниченной ответственностью "СТАР" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526) от части требований об обязании Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере 40 руб. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу, принять.
Производство по делу N А32-31149/2021 в части обязания Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере 40 руб. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу, прекратить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 по делу N А32-31149/2021 отменить в части обязания Краснодарской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/160319/0001392, N 10309180/240319/0001511, N 10309180/271219/0008676 в размере, превышающем 158951 руб. 04 коп. в течении десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу, а также взыскания с Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) общества с ограниченной ответственностью "СТАР" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526) расходов по уплате государственной пошлины в сумме, превышающей 5769 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.