г. Вологда |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А05-2127/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Няндомская агропромышленная компания" Верховцева А.В. по доверенности от 17.03.2023, от Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Десневой Ю.М. по доверенности от 25.11.2022 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2023 года по делу N А05-2127/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Няндомская агропромышленная компания" (ОГРН 1192901005769, ИНН 2918012123; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Генерала Ковырзина, дом 39а, корпус 2, помещение 3; далее - общество, ООО "Няндомская АПК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме от 08.12.2022 N 205-07/6008, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю субсидии в сумме 4 400 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Няндомского муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 13; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2023 года по делу N А05-2127/2023 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела
ООО "Няндомская АПК" в отзыве считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс) и Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп (далее - Правила N 436-пп), министерством, обществом и администрацией 12.12.2022 заключено соглашение N 01-41/300 о предоставлении обществу из областного бюджета в 20222 году субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования в отрасли товарного рыболовства.
В соответствии с пунктом 4.3.1 соглашения получатель обязался представлять документы, предусмотренные пунктом 3.1.2 соглашением, а также обеспечить полноту и достоверность предоставляемых для получения субсидии сведений (пункт 4.3.7)
Согласно пункту 4.1.2 соглашения министерство в течение 10-ти рабочих дней осуществляет проверку представленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2, в том числе на их соответствие Правилам N 436-пп.
Во исполнение этого соглашения обществом направило заявление о предоставлении 4 400 000 руб. субсидии в связи с приобретением у ООО "Монолит" по договору поставки от 25.08.2022 за 11 000 000 руб. оборудования - установки замкнутого водоснабжения.
По результатам рассмотрения документов общества министерство приняло оформленное письмом от 08.12.2022 N 205-07/6008 решение об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии, указав на предоставление документов, предусмотренных пунктом 299.88 Правил N 436-пп, не в полном объеме, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 299.92 этих Правил влечет за собой отказ в заключении соглашения.
Не согласившись с этим отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходило из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение содержащихся в статье 78 БК РФ норм, на территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп утверждены государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области", а также, в том числе Правила N 436-пп.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий и грантов, является министерство.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 4 Правил N 436-пп за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства.
Согласно пункту 6 Правил N 436-пп предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с заявителем и органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области, на территории которого сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет деятельность (далее - орган местного самоуправления), соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашение) в соответствии с формой соглашения, утверждаемой постановлением министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области, - для субсидий, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.
В пункте 299.83 Правил N 436-пп предусмотрено, что субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства предоставляются путем финансового обеспечения (возмещения) части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства без учета налога на добавленную стоимость в размере до 40 процентов, но не более 6 млн. рублей в год на одного заявителя, на приобретение нового оборудования в отрасли товарного рыбоводства, предназначенного для рыборазведения, содержания, выращивания, транспортировки и производства продукции аквакультуры (товарного рыбоводства) (далее - оборудование).
В целях настоящего раздела новым признается оборудование, которое выпущено в обращение не ранее года, предшествовавшего году его реализации, и не эксплуатировалось.
Размер субсидии рассчитывается в процентах от стоимости приобретенного оборудования по договорам купли-продажи, поставки, но не более предельного значения объема субсидии за единицу оборудования. Предельные значения объема субсидии за единицу оборудования устанавливаются постановлением министерства (пункт 299.84 Правил N 436-пп).
Согласно пунктам 12, 299.88 Правил N 436-пп в случае получения субсидии на возмещение части затрат для предоставления субсидии заявитель представляет в органы местного самоуправления до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (при заключении соглашения после 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, - в течение 15 календарных дней со дня заключения соглашения), следующие документы:
заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства;
справку-расчет для выплаты субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства (за исключением субсидии, предусмотренной разделом VIII настоящих Правил);
копию договора купли-продажи, поставки на приобретение оборудования;
копии платежных документов, подтверждающих оплату приобретенного оборудования (платежные поручения, счета (счета-фактуры), товарные накладные, универсальные передаточные документы);
копию акта приема-передачи оборудования;
копии документов, подтверждающих дату выпуска приобретенного оборудования (технического паспорта завода-изготовителя с указанием заводского номера и даты выпуска, при отсутствии технического паспорта - сервисной книжки или гарантийного талона изготовителя с указанием заводского номера и даты выпуска, при отсутствии указанных документов - фотографию идентификационной таблички (шильды), или маркировки, нанесенной изготовителем с указанием заводского номера и даты выпуска оборудования, или иных документов, подтверждающих дату выпуска приобретенного оборудования);
копию декларации о соответствии или сертификата соответствия (только в отношении оборудования, подлежащего подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823 (далее - Технический регламент);
копию рыбоводно-биологического обоснования, устанавливающего максимальный объем выращивания товарной рыбы и (или) рыбопосадочного материала на период пользования рыбоводным участком, выполненного не ранее даты заключения договора пользования рыбоводным участком (предоставляется в случае осуществления товарного рыбоводства на основании договора пользования рыбоводным участком);
копию договора пользования рыбоводным участком (предоставляется в случае осуществления товарного рыбоводства на основании договора пользования рыбоводным участком);
гарантийное письмо об использовании техники и оборудования для сельскохозяйственного производства с обязательством в течение пяти лет с момента приобретения не передавать в аренду и не отчуждать приобретенную с государственной поддержкой технику и оборудование.
В рассматриваемом случае обществом к заявлению приложило справку - расчет на 4 400 000 руб., дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии, копии договора поставки от 25.08.2022, счет на оплату от 25.08.2022 N 195, товарную накладную от 15.09.2022 N 183, платежные поручения от 29.09.2022 N 181 и 183, паспорт установки замкнутого водоснабжения "UZV 150", гарантийное письмо, заявление об обстоятельствах к соглашению, копии коммерческих предложений ИММИД Аквакультура и ООО "РУСАКВАТЕХНИКА".
Согласно указанной выше предъявленной обществом справке-расчету 4 400 000 руб. составляло 40 процентов от стоимости приобретенного у ООО "Монолит" по договору поставки от 25.08.2022 за 11 000 000 руб. оборудования - установки замкнутого водоснабжения.
Согласно пункту 299.92 Правил N 436-пп министерство в течение 10-ти рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 299.91 настоящих Правил, принимает решение об отказе в предоставлении субсидий в следующих случаях:
1) представление документов, предусмотренных пунктами 299.88 или 299.89 настоящих Правил, не соответствующих требованиям пунктов 299.88 или 299.89 настоящих Правил;
2) представление документов, предусмотренных пунктами 299.88 или 299.89 настоящих Правил, не в полном объеме;
3) представление документов, предусмотренных пунктами 299.88 или 299.89 настоящих Правил, содержащих недостоверные сведения;
4) несоответствие заявителя требованиям и целям субсидий, установленным пунктом 299.83 настоящих Правил.
Из письма министерства от 08.12.2022 N 205-07/6008 следует, что отказы обществу в заключении с ним соглашения о предоставлении субсидии, обусловлен отсутствием копии акта приема-передачи оборудования, копии декларации о соответствии или сертификата соответствия на приобретенное оборудование. Министерством также отмечено, что договор на приобретение оборудования заключен между взаимозависимыми лицами.
Оценивая такие основания для отказа, суд первой инстанции правомерно отметил следующее.
В соответствии с договором поставки от 25.08.2022 общество приобрело у ООО "Монолит" (по договору - поставщик) изготовленную поставщиком установку замкнутого водоснабжения (УЗВ).
Приобретенное оборудование получено обществом согласно товарной накладной от 15.09.2022 N 183 и поставлено на учет (акт от 15.09.2022 N 207, карточка счета 01 за 15.09.2022).
Товарная накладная от 15.09.2022 N 183 подписана представителями общества и ООО "Монолит".
В силу положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" товарная накладная является первичным учетным документом, подтверждает получение заявителем оборудования от ООО "Монолит".
В связи с этим суд первой инстанции правильно отметил, что неоформление акта приема-передачи не меняет существа фиксируемого составленным документом юридического факта - исполнения обязательства поставщика по передаче товара; при наличии представленной заявителем надлежащим образом оформленной товарной накладной, отсутствие акта приема-передачи о передаче товара, само по себе не свидетельствует о неисполнении ООО "Монолит" своих обязательств по договору от 25.08.2022.
В связи с этим указание министерством на отсутствие акта не может быть принято в качестве основания для отказа обществу.
Относительно непредъявления копии декларации о соответствии или сертификата соответствия на приобретенное оборудование суд также обоснованной исходил из следующего.
Из приведенных выше пунктов 12, 299.88 Правил N 436-пп следует, что копия декларации о соответствии или сертификата соответствия подлежит предъявлению только в отношении оборудования, подлежащего подтверждению соответствия требованиями Технического регламента.
Согласно паспорту на приобретенное оборудование установка замкнутого водоснабжения суммарным объемом 150 куб.м. "UZV 150" предназначена для интенсивного выращивания гидробионтов. Может применяться для подращивания малька, выращивания рыбы до товарной массы. Максимальный КПД установки достигается при доращивании форели до товарной навески от 500 гр. до 2 кг.
Технические характеристики оборудования приведены в разделе 3 паспорта. Спецификация оборудования приведена в приложении 3 к паспорту.
В состав оборудования согласно спецификации входят бассейны рыбоводные (4), фильтр барабанный механический, агрегат насосный погружной (6), фильтр биологический, оксигенератор, воздуходувка, арматура запорная.
Согласно абзацу пятнадцатому части 1 статьи 2 Технического регламента, оборудование - это применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему.
Под машиной понимается ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала) (абзац 7 части 1 статьи 2 Технического регламента).
В соответствии с абзацем двадцать вторым части 1 статьи 2 Технического регламента, система - это совокупность машин и (или) оборудования, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения требуемых функций.
Согласно статье 3 Технического регламента, машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим Техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В силу статьи 7 Технического регламента машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).
Согласно статьей 8 Технического регламента подтверждение соответствия машин и (или) оборудования осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза.
Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме:
сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).
Сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, приведенный в приложении N 3.
Декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении N 3.
По решению заявителя вместо декларирования о соответствии в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень, указанный в абзаце 1 пункта 4 настоящей статьи, может быть проведена сертификация по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным для машин и (или) оборудования настоящим техническим регламентом, в том числе при отсутствии или недостаточности у заявителя собственных доказательств подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, и применительно к каждой единице (машине и (или) оборудованию), в течение ее срока службы.
Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в паспорте машины и (или) оборудования.
В силу положений подпункта 16 пункта 4, раздела XXIII.9 Правил N 436-пп субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства предоставляются путем финансового обеспечения (возмещения) части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства, на приобретение нового оборудования в отрасли товарного рыбоводства, предназначенного для рыборазведения, содержания, выращивания, транспортировки и производства продукции аквакультуры (товарного рыбоводства) (далее - оборудование).
Новым признается оборудование, которое выпущено в обращение не ранее года, предшествовавшего году его реализации, и не эксплуатировалось.
В Перечнях объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации и в форме декларирования соответствия, приведенных в приложении N 3, установки замкнутого водоснабжения не поименованы.
С учетом приведенных выше норм и положений документации следует признать, что министерство вопреки доводам его жалобы не обосновало требование о предоставлении обществом сертификата соответствия или декларации соответствия на приобретенное у ООО "Монолит" оборудование (УЗВ).
Довод ответчика о том, что в силу пункта 11 Приложения N 3 к Техническому регламенту, оборудование насосное (насосы, агрегаты и установи насосные) подлежит подтверждению в форме декларирования соответствия, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку законодательство, устанавливая требования по обязательной сертификации насосного оборудования, не возлагает на производителей оборудования, в составе которого входят насосы, получать на такое оборудование отдельны (новый) сертификат соответствия. ООО "Монолит", являющийся производителем УЗВ, сертификаты на насосное оборудование, входящее в состав УЗВ, имеет. Копии сертификатов соответствия на насосное оборудование представлены в материалы дела.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств нарушения обществом требований подпункта 2 пункта 299.92 Правил N 436-пп.
Поскольку перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий, приведенный в пункте 299.92 Порядка N 436-пп, является исчерпывающим, то довод о приобретение оборудования у аффилированного лица не может быть принят.
Помимо того следует отметить, что довод об аффилированности министерством не обоснован и документально не подтвержден, не отмечено также как выявленное им это обстоятельство повлияло на сделку и на право общества, связанное с получением субсидии.
Министерство также указывает, что производство оборудования УЗВ (Код 03.21 ОКВЭД) не относится ни к основному, ни к дополнительному виду деятельности ООО "Монолит", в паспорте установки замкнутого водоснабжения "UZV 150" ООО "Монолит" отсутствуют приложения, не представлены документы, подтверждающие приобретение основных составляющих установки замкнутого водоснабжения.
Вместе с тем, данные основания для отказа в предоставлении субсидии в оспариваемом решении министерства не указаны, и кроме того, они не предусмотрены и пунктом 299.92 Правил N 436-пп.
Тот факт, что обществом соблюдены установленные пунктами 11, 299.83 Правил N 436-пп условия предоставления субсидий, к иным представленным документам у министерства не имелось претензий, последним не отрицается.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал недействительным изложенный в письме от 08.12.2022 N 205-07/6008 отказал обществу в заключении соглашения о предоставлении субсидии.
Избранный в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя определен с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", доводов несогласия с ним министерством не приведено.
Доводы, приведенные министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2023 года по делу N А05-2127/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2127/2023
Истец: ООО "Няндомская агропромышленная компания"
Ответчик: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Третье лицо: Администрация Няндомского муниципального округа Архангельской области