г. Москва |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А41-82863/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Восточные коммунальные системы" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - Сотивалдиев П.Б. представитель по доверенности от 01.08.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от Прокуратуры Московской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-82863/222 по заявлению
акционерного общества "Восточные коммунальные системы" (ОГРН 1155053002048, ИНН 5053039931)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (ОГРН 1035008255842, ИНН 5041018831),
третье лицо - Прокуратура Московской области (ОГРН 1027700524169, ИНН 7702151927),
о признании незаконным приказа от 14.10.2022 N 91-П,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточные коммунальные системы" (далее - заявитель, общество, АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным приказа от 14.10.2022 N 91-П о проведении внеплановой выездной проверки (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-82863/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом АО "Восточные коммунальные системы" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие законных оснований для проведения проверки, а также на проведение проверки одновременно двумя контролирующими органами, что не было учтено судом первой инстанции.
Также от общества поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции по делу N А41-82863/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на основании приказа Министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Велиховского А.А. от 14.10.2022 N 91-П "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "ВКС" были инициированы проверочные мероприятия, предметом которых является соблюдение обществом требований законодательства об инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Не согласившись с приказом Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По делу установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки явилось требование Прокуратуры Московской области от 07.10.2022 N 7-51-2022 о проведении Министерством в рамках предоставленных полномочий внеплановой проверки АО "ВКС" в связи с обращением гражданина.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в рассматриваемом случае, с учётом сферы применения законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки в силу п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
По смыслу указанной нормы права в рассматриваемом случае подлежит установлению и доказыванию факт наличия поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо требования прокурора, адресованных руководителю органа власти, обладающего контрольными полномочиями в соответствующей сфере деятельности, в которых явно и непротиворечиво выражено задание данному органу власти провести проверки определенных субъектов предпринимательской деятельности либо отдельных категорий таких субъектов в соответствии с определенными поручением критериями.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
При этом согласно ст. 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Таким образом, после получения требования прокуратуры от 07.10.2022 N 7-51-2022, направленного в пределах ее полномочий, Министерство было обязано провести в соответствии с Законом N 294-ФЗ проверку, относящуюся к его компетенции.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит осуществление контроля (в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 07.11.2014 N 689/пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)", п. 6 Постановления Правительства МО от 26.10.2021 N 1075/38 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Московской области", п. 12.9 Постановления Правительства МО от 03.10.2013 N 787/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно- коммунального хозяйства Московской области" государственный контроль (надзор) в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Московской области за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в соответствии с п. 9 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 11.06.2019 N 312-РВ "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории Московской области" (далее - Регламент) вправе запрашивать и получать у организаций, в отношении которых осуществляется контроль, документы и (или) информацию в соответствии с перечнем, приведенным в п. 19 Регламента, который является исчерпывающим.
В свою очередь, лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, обязаны предоставить запрошенные документы и (или) информацию (п. 12 Регламента).
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 14.10.2022 N 91-П "О проведении внеплановой выездной проверки акционерного общества "Восточные коммунальные системы" (далее - Приказ) был издан в соответствии с абзацем 5 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства от 10.03.2022 N 336, которым установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, приказ вынесен Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в рамках установленных полномочий в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Доводы апелляционной жалобы об одновременном проведении проверки общества по одним и тем же вопросам двумя контролирующими органами проверен судом апелляционной инстанции и отклоняется как не нашедший подтверждения в материалах дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленная законом обязанность прокуратуры учитывать результаты ранее проведённых контрольных (надзорных) мероприятий не препятствует проведению проверки новых обстоятельств, указанных в жалобах физических или юридических лиц, и не исключает возможность и обязанность проверки фактов, изложенных в таких жалобах.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
При обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина заявителем уплачена не была. В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции заявителем представлено платёжное поручение об уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. Однако платёж произведён не по реквизитам, установленным для уплаты государственной пошлины при обращении в Десятый арбитражный апелляционный суд, в связи с чем государственная пошлина не может быть признана уплаченной в установленном порядке, в связи с чем подлежит взысканию в заявителя в доходы федерального бюджета в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-82863/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Восточные коммунальные системы" (ОГРН 1155053002048, ИНН 5053039931) в доходы федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82863/2022
Истец: АО "ВОСТОЧНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ", АО "Восточные коммунальный системы"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства МО
Третье лицо: Прокуратура Московской области, Министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Велиховский Антон Алексеевич