город Томск |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А27-1010/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Назарова А.В. Чикашовой О.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-6948/2023) общества с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" на решение от 29 июня 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1010/2023 (судья Шикин Г.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТранзит" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Орджоникидзе ул, дом 12, офис 7, ОГРН 1165476072233, ИНН 5406603432) к обществу с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк г, Орджоникидзе ул, д. 11, квартира офис 305/2, ОГРН 1154217001685, ИНН 4217168905), о возложении обязанности ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Миллер О. С., доверенность 431/21 от 01.12.2021 (по 31.12.2024), паспорт, диплом, (посредством веб-конференции);
от ответчика: Молчанов Е. В., доверенность от 25.03.2021 (на 3 года), паспорт, диплом (посредством веб-конференции).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерготранзит" (далее - ООО "ЭнергоТранзит", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" (далее - ООО "УК Любимый город", ответчик) об обязании:
1. В течение 3 рабочих дней после получения телефонограммы от ООО "ЭнергоТранзит" предоставить беспрепятственный допуск представителям ресурсоснабжающей организации - ООО "ЭнергоТранзит" для осуществления ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии (с составлением актов допуска в эксплуатацию), установленных в многоквартирных домах, находящихся по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15;
2. Обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, установленного в многоквартирных домах, находящихся по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, для предоставления коммунальных услуг в течение всего периода управления многоквартирными домами;
3. В течение 3 рабочих дней после получения телефонограммы от ООО "ЭнергоТранзит" принять в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии, находящиеся по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, и подписать акты ввода в эксплуатацию;
4. Обеспечить в течение периода управления ООО "УК Любимый город" многоквартирными домами, находящимися по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, в течение 3 рабочих дней с момента направления заявки допуск представителей ресурсоснабжающей организации ООО "ЭнергоТранзит" к инженерным сетям для контроля над режимом теплопотребления и надзора за техническим состоянием и эксплуатацией теплопотребляющих установок и тепловых сетей, общедомовых приборов учета.
Решением от 29 июня 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что истец всегда ставит ответчика в крайне неудобные условия в части организации встреч по времени, направляет претензий с требованием, выполнить которые невозможно, но несмотря на это удалось согласовать приемлемое для обеих сторон время встречи для проверки работоспособности ОДПУ и подготовке их к допуску. Ответчик не препятствует в доступе и не ограничивает допуск ни истцу, ни его представителям для установки, подключению и вводу в эксплуатацию УУТЭ. Податель жалобы просит решение отменить полностью и разрешить вопрос по существу.
Истец представил в соответствии со статьей 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не согласившись с доводами апеллянта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на отмене решения суда, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель истца - возражал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЭнергоТранзит" оказывает услуги по передаче и распределению тепловой энергии (мощности), горячей воды на территории г. Новокузнецка Кемеровской области, согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 17.12.2018 N 547 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "ЭнергоТранзит" на потребительском рынке г. Новокузнецка на 2019 - 2021 годы".
Согласно позиции истца, ООО "УК Любимый город" как управляющая компания с момента управления многоквартирными жилыми домами (МКД), находящимися по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, самостоятельно не предприняла никаких мер для соблюдения требований законодательства об энергоснабжении в части установки общедомовых приборов учета.
Ссылаясь на требования Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) и необходимости оснащения МКД, находящихся по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов истцом в адрес управляющей компании 22.04.2021 направлено уведомление по установке ОДПУ (т. 1, л.д. 19).
Вместе с тем, работниками истца, совместно с представителем ответчика, в целях исполнения обязанности по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, были проведены обследования МКД на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета (т. 1, л.д. 21 - 27).
Согласно актам обследования (по форме Приложения N 1 к приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ N 485 от 28.08.2020) было установлено наличие технической возможности установки общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком.
Письмами от 05.12.2022, от 19.12.2022 ООО "УК Любимый город" сообщило об отсутствии технической возможности установки приборов учета. В соответствии с позицией ответчика, техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии отсутствует в связи с необходимостью проведения капитального ремонта.
В период с ноября 2021 года по сентябрь 2022 года ООО "ЭнергоТранзит" выполнило весь комплекс работ по установке ОДПУ в МКД, однако по настоящее время приборы учета жителями МКД не приняты в эксплуатацию в виду не предоставления физического доступа к УУТЭ управляющей компанией.
Таким образом, у истца нет возможности сдать в эксплуатацию ОДПУ, что в свою очередь делает невозможным исполнение обязанностей, установленных законом.
В порядке досудебного урегулирования в адрес ответчика направлена претензия от 13.04.2022 с требованием произвести подключение установленных приборов учета тепловой энергии к электрической сети (ВРУ) многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Любимый город" в течение 7 дней с момента получения претензии.
Неисполнение ответчиком претензионного требования явилось основанием обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Одним из способов защиты в силу абзаца восьмого статьи 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) целью настоящего федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД возложена на управляющую организацию, которая принимает плату за содержание жилого помещения (статья 161, пункты 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 10, 11 Правил N 491, предусмотрено, что содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета ресурсов. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункта 28 Правил N 491).
Судом установлено, что собственники помещений многоквартирных домов по адресам: г. Новокузнецк, ул. Казарновского, д. 2, д. 4; пр. Пионерский, д. 5а, д. 33; пр. Строителей, д. 20; ул. Ушинского, д. 8а; ул. Циолковского, д. 15, в установленный законом срок не выполнили обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов.
По факту непредставления управляющей компанией доступа истца к месту установки и ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета спорного многоквартирного домов в присутствии собственников помещения составлен акт от 07.11.2022, согласно которому представители ООО "ЭнергоТранзит" и ООО "Развитие" прибыли к месту проведения работ, но доступ в помещение теплового узла обеспечен не был.
Податель жалобы ссылается на переписку в период с мая по июнь 2023 года и на то, что ответчик не препятствует в доступе и не ограничивает допуск для установки, подключения и вводу в эксплуатацию приборов учета.
Вместе с тем, как пояснил истец, в период с мая по июнь 20203 г. он не мог принять в работу общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды, ввиду окончания и завершения отопительного сезона.
Допуск и ввод в эксплуатацию ОДПУ осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Для осуществления допуска ОДПУ в эксплуатацию, необходимо подать в адрес теплоснабжающей организации заявку вместе с пакетом документов.
Согласно пункту 74 Правил N 1034 за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 79 Правил N 1034 представителям теплоснабжающей организации и потребителей (в случае, если учет ведется по приборам, установленным на источнике тепловой энергии) предоставляется беспрепятственный доступ к узлу учета и документации, относящейся к узлу учета.
Согласно пункту 111 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ к приборам учета и теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации после предварительного оповещения о дате и времени посещения потребителя. По требованию теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ не более чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения.
Согласно пункту 110 Правил N 808 Потребитель тепловой энергии обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам для:
- проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми потребителем показаниями;
- проведения поверок, ремонта, технического и метрологического обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат теплоснабжающей или теплосетевой организации;
- контроля договорных режимов потребления, в том числе для проверки состояния теплопотребляющих установок и качества возвращаемого теплоносителя, в том числе при подключении их к системе теплоснабжения после ремонта или отключений по иным причинам.
Согласно пункту 87 Правил N 1034 владелец узла учета обязан обеспечить:
а) беспрепятственный доступ к узлу учета стороне договора;
б) сохранность установленных узлов учета;
в) сохранность пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета.
На основании изложенного лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
При этом, ссылаясь на отсутствие нарушений по установке ОДПУ со стороны ответчика, самостоятельно ответчик как управляющая компания не выполнил возложенные на него действующим законодательством обязательства по обеспечению многоквартирных домов, находящихся в его управлении, общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды. Тогда как делом подтверждено, что ОДПУ не были установлены или введены в эксплуатацию по вине ответчика как управляющей компании, не обеспечившей готовность внутридомовых сетей к установке и вводу приборов в эксплуатацию.
При этом судом обоснованно учтен факт наличия технической возможности установки общедомового прибора учета в спорных многоквартирных домах, что подтверждается представленными истцом актами обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета от 12.05.2021, от 02.08.2022, по результатам которого установлено наличие технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы ссылки на проектные характеристики многоквартирного дома, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем узла, в которых предполагается размещение приборов учета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив непредставление управляющей компанией доступа истца к месту установки и ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета спорного многоквартирного домов, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на отсутствие со своей стороны чинение истцу препятствий для установки, подключения и вводу в эксплуатацию ОДПУ, суд апелляционной инстанции учитывает, что в таком случае препятствий для исполнения судебного акта у ответчика не будет.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29 июня 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1010/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Любимый город"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1010/2023
Истец: ООО "ЭнергоТранзит"
Ответчик: ООО "УК Любимый город"