г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А40-16015/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей О.Н. Лаптевой, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-16015/23,
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к Министерству обороны Российской Федерации,
о взыскании 3 360 руб. задолженности,
при участии в судебном заседании от истца: Трипадуш С.Н. по доверенности от 04.12.2022, от ответчика: Шестакова О.В. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 3 360 руб.
Решением от 30 июня 2023 года по делу N А40-16015/23 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель истца обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель) и ответчиком (государственный заказчик) был заключен Государственный контракт N 257/6/10529/3685773 по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 21.11.2019, в соответствии с которым получателями услуг являются воинские части учреждения и организации подведомственные Заказчику или определенные им в качестве уполномоченных на получение услуг.
В соответствии с п. 2.1. Контракта, Исполнитель оказывает услуги по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении, в том числе в железнодорожнопаромном сообщении, воинских и специальных железнодорожных перевозок, а также перевозок домашних вещей, собственных пассажирских вагонов в составе грузовых поездов с отдельным локомотивом грузовой скоростью (далее - воинские грузовые перевозки), привлечение подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Постановление Правительства РФ), оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
В феврале 2020 года на станции Архангельск Северной железной дороги в адрес войсковой части 77360-Ю - ФКУ "ОСК Северного Флота" Архангельской области (далее войсковая часть 77360-Ю) по транспортной железнодорожной накладной N Х209843 прибывали груженые вагоны. Уведомление о прибытии вагонов передано перевозчиком 12.02.2020 г. в 20 ч. 40 м. по накладной N Х209843. Вагоны поданы на путь не общего пользования Министерства обороны РФ по станции Архангельск 12.02.2020 г. в 06 ч. 03 м. По факту подачи вагонов составлена памятка приемосдатчика формы ГУ-45 N 385. Уведомление о завершении грузовой операции с вагонами передано грузополучателем 12.02.2020 в 10 ч. 00 м. Уборка вагонов с пути не общего пользования оформлена по памятке приемосдатчика формы ГУ-45 N 396. На основании памяток приемосдатчика оформлена ведомость подачи и уборки вагонов N 023003.
Согласно пункту 5.3 Приложения N 1 к Контракту "Порядок исполнения государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773" при задержках подвижного состава по причинам, зависящим от Получателя Услуг (организации - поставщика Заказчика, представителя Заказчика) за время нахождения вагона под погрузкой или выгрузкой, если подача и уборка вагонов осуществляется локомотивом Исполнителя; нахождения вагона с момента передачи для погрузки или выгрузки на выставочные пути до момента их возврата с железнодорожного пути не общего пользования на выставочные пути после проведения грузовых операций, если подача и уборка вагонов осуществляется локомотивом, не принадлежащим Исполнителю, начисляется компенсация за вагоны, привлекаемые Исполнителем у третьих лиц в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ. Время приема-передачи вагонов на выставочных путях или нахождения их под грузовыми операциями оформляется памятками приемосдатчика формы ГУ-45. Для расчетов с исполнителем за задержку подвижного состава Получателем Услуг, Представителем Заказчика предъявляется форма 2.
На основании пункта 5.3 Приложения N 1 к Контракту начислена плата за привлечение подвижного состава за вагоны, привлеченные Исполнителем у третьих лиц в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ в размере 3 360,00 рублей с НДС по накопительной ведомости N 270507 по станции Архангельск. Накопительная ведомость представителем войсковой части 77360-Ю не подписана, воинское требование формы 2 не предоставлено.
В соответствии с пунктом 2.3 Государственного контракта, Заказчик обязан в установленный Контрактом срок принять и оплатить, оказанные услуги, соответствующие требованиям, установленным Контрактом.
В связи с отсутствием оплаты в адрес Минобороны была направлена претензия ИСХ-4146/ СЕВ ТЦФТО от 08.04.2021, однако задолженность ответчиком не оплачена, что послужило основание для обращения с настоящим иском в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 196,197, 199, 200, 202, 309, 310, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд первой инстанции правомерно установил, что спорные отношения между Минобороны и ОАО "РЖД" вытекают из договора перевозки, исходя из того, что по спорным железнодорожным накладным услуги оказывались в феврале 2020 года, срок исковой давности истекал с учетом срока на разрешение спора во внесудебном порядке - 30 дней, истекал в марте 2021 года, поскольку исковое заявление поступило в Арбитражный суд г. Москвы 31 января 2023 года, обосновано пришел к выводу, об отказе в удовлетворении требований в связи с истечением срока исковой давности.
Также судом первой инстанции правомерно была отклонена ссылка ОАО "РЖД" о наличии законных оснований для взыскания компенсационной платы за пользование привлеченного подвижного состава в размере 3 360 руб.
В соответствии с Контракта Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лип, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Пункт 4 Особенностей тарификации, предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация):
-в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика);
- в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки, в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно статье 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно материалам дела, вагоны под выгрузку воинского имущества подавались 12.02.2020 г. в 06 ч. 03 м. выгрузка завершена в течение нормативного времени (в эти же сутки) в 12.02.2020 в 10.00 ч., о чем свидетельствуют доказательства, представленные самим же истцом. Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, из которых следует, что задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание пояснения ответчика о том, что если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж.д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно.
Правовые основания для повторного начисления платы за привлечение вагона за эти же сутки согласно п.5.1 Приложения N 1 к Контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-16015/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16015/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ