город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2023 г. |
дело N А32-5392/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Новороссийской таможни: представитель Пугач О.В. по доверенности от 01.06.2023, удостоверение;
от АО "Интеграция и развитие" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Кривушко О.В. по доверенности от 07.10.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023 по делу N А32-5392/2023
по заявлению акционерного общества "Интеграция и развитие" (ИНН 7705251790, ОГРН 1027739193283)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН1032309080264)
об оспаривании решения и об обязании внести в ДТ изменения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Интеграция и развитие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным решения Новороссийской таможни от 14.11.2022 об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/060722/3086786;
- об обязании Новороссийской таможни внести в ДТ изменения, необходимые для применения в отношении ввезённых товаров ставки таможенной пошлины 0%, и возвратить излишне уплаченные денежные средства.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования и просило:
- признать незаконным решения Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/060722/3086786, выраженного в письме от 14.11.2022 N 13-28/33995;
- обязать Новороссийскую таможню внести в ДТ N 10317120/060722/3086786 изменения, необходимые для применения в отношении ввезённых товаров ставки таможенной пошлины 0%, и возвратить Обществу 279241 руб. 82 коп. излишне уплаченных денежных средств.
Арбитражный суд Краснодарского края принял уточнение требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023:
- признано недействительным решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/060722/3086786, выраженное в письме от 14.11.2022 N 13-28/33995;
- на Новороссийскую таможню возложена обязанность внести в ДТ N 10317120/060722/3086786 изменения, необходимые для применения в отношении ввезённых товаров ставки таможенной пошлины 0%, и возвратить Обществу 279241 руб. 82 коп. излишне уплаченных денежных средств;
- с Новороссийской таможни в пользу Общества взыскано 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению от 31.01.2023 N 389.
Решение мотивировано тем, что предоставление Обществом заявления с приложением соответствующего подтверждения целевого назначения ввозимых товаров после выпуска товаров, не препятствует предоставлению льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, в силу наличия у Общества такого права.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Новороссийская таможня указывает, что судом не дана оценка тому факту, что в целях реализации подпункта 7.1.44 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Решение N130) в части выдачи заключения о подтверждении целевого назначения ввозимых товаров, включенных в перечень согласно приложению N6 к Решению N37, приказом Минпромторга Российской Федерации от 19.04.2022 N 1509 разработан и утверждён порядок подтверждения целевого назначения, который вступил в силу 06.05.2022, то есть до даты регистрации спорной ДТ. Следовательно, Общество с 06.05.2022 имело возможность обратиться в уполномоченный государственный орган в целях получения подтверждения целевого назначения ввозимого товара и после его получения подать ДТ с обоснованным заявлением рассматриваемой льготы. Меры, направленные на заблаговременное получение документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, Обществом не приняты, доказательства наличия объективных причин невозможности представления соответствующего документа при ввозе товара, Обществом не указаны.
Вывод суда об отсутствии запрета на применение преференции в случае получения подтверждения целевого назначения товара в период с 28.03.2022 по 30.09.2022 включительно, не соответствует пункту 7.1.44 Решения N 130 и пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС, согласно которым подтверждение целевого назначения должно быть на момент регистрации ДТ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
08.02.2016 между Обществом и компанией CANAN IPLIKCILIK SAN.VE TIC.A.S. (Турция) заключён контракт от 08.02.2016 N 80216/CNN (далее - Контракт) на поставку на территорию Российской Федерации акриловой пряжи в ассортименте.
В адрес общества во исполнение Контракта на условиях поставки FОВ на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезён и оформлен по ДТ N 10317120/060722/3086786 товар - пряжа однониточная из синтетических волокон, не для розничной продажи, содержащая 100% акриловых волокон, вес с носителем 14137,8 кг., производитель товара - CANAN IPLIKCILIK SAN.VE TIC.A.S., товарный знак отсутствует, код ТН ВЭД 5509 31 000 0 "Пряжа из синтетических волокон (кроме швейных ниток), не расфасованная для розничной продажи: - содержащая 85 мас.% или более волокон из нейлона или прочих полиамидов: - однониточная пряжа" (ставка ввозной таможенной пошлины 5%).
Выпуск товара осуществлён 11.07.2022 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с уплатой ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости ввозимого товара.
22.08.2022 на Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни поступило обращение Общества о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/060722/3086786, вместе с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2022 N БО-77057/08, подтверждающее целевое назначение товара - пряжа синтетическая акриловая, код ТН ВЭД ЕАЭС 5509 31 000 0, ввозимая на основании Контракта, по спецификации от 16.06.2022 N 1 в количестве 39600 кг на сумму 220000 долларов США и, соответственно, применение тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
14.11.2022 по результатам проведения проверки Новороссийской таможней в адрес Общества направлен отказ во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10317120/060722/3086786, по причине отсутствия у декларанта подтверждения целевого назначения ввозимых товаров на момент регистрации ДТ.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннем потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС определено, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы).
Согласно подпунктам 5, 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей, а также информация о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза" (вступило в силу 28.03.2022) (далее - Решение N 37) пункт 7 Решения N 130 дополнен, в том числе подпунктом 7.1.44, согласно которому помимо тарифных льгот, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии, предоставляются тарифные льготы. В частности, от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, используемые производства продукции легкой промышленности, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализация мер. направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению N 6 к Решению (далее - Перечень).
Указанная тарифная льгота предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного органом исполнительной власти государства-члена, уполномоченным в сфере промышленной политики, и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Тарифная льгота предоставляется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых декларация на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары - заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары зарегистрированы таможенным органом государства-члена с даты вступления в силу решения.
Приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации" установлен порядок выдачи подтверждения целевого назначения в отношении ввозимых товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности (вступил в силу 06.05.2022) (далее - Порядок подтверждения).
Согласно статье 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определённых статями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров с разрешения таможенного органа, производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, утверждённого Решением Комитета Комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок), или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка.
Для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, её электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, и - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка.
Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - решение Коллегии ЕЭК N 289).
С учётом изложенного, тарифная льгота при соблюдении условий, установленных подпунктом 7.1.44 пункта 7 Решения N 130, подлежит восстановлению при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путем подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Как следует из материалов дела, задекларированный Обществом по ДТ N 10317120/060722/3086786 товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 5509 31 000 0 включён в перечень товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Союза.
Обществом в обоснование довода о наличии у него права на применение льготы указано, что документы на выдачу подтверждения целевого назначения были направлены в Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 28.06.2022, то есть до ввоза товара на территорию Российской Федерации.
Письмо с подтверждением целевого назначения выдано Обществу 10.08.2022.
Доказательства осуществления Новороссийской таможней при рассмотрении обращения Общества о внесении изменений в ДТ N 10317120/060722/3086786 анализа и оценки представленных документов Новороссийской таможней, в материалы дела не представлены.
Согласно решению Новороссийской таможней от 14.11.2022, основанием для отказа во внесении изменений явилось отсутствием на момент декларирования товара доказательств его целевого назначения.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что при заявлении Обществом после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путём подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, соответствует положениям Решения N 130, которое не содержит запрета на применение преференции, если подтверждение целевого назначения выдано в отношении определённого товара в период с 28.03.2022 по 30.09.2022.
Таким образом, основания для отказа Обществу во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/060722/3086786, после выпуска товаров на основании заявления от 22.08.2022.
Материалами дела подтверждается, что в результате отказа в предоставлении Обществу льготы, необоснованно были уплачены Обществом таможенные платежи в размере 279241 руб. 82 коп., которая сформировалась из суммы 5% 232701 руб. 52 коп. таможенного платежа, который при применении преференции составляет 0%, а также НДС 20% с этой суммы в размере 46540 руб. 30 коп. с учётом стоимости товара 4654030 руб. 49 копеек.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/060722/3086786, выраженное в письме от 14.11.2022 N 13-28/33995 не соответствует названным выше нормам и нарушает права и законные интересы Общества, необоснованно возлагая на него обязанность по излишней уплате таможенных платежей, а также о применении, в данном случае, правовосстановительной меры в виде возложения на Новороссийскую таможню обязанность внести в ДТ N 10317120/060722/3086786 изменения, необходимые для применения в отношении ввезённых товаров ставки таможенной пошлины 0%, и возвратить Обществу 279241 руб. 82 коп. излишне уплаченных денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2023 по делу N А32-5392/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5392/2023
Истец: АО "Интеграция и развитие", АО "Интеграция и развитие"
Ответчик: Новороссийская таможня