г. Москва |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А41-23716/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "МОСГАЗ" (ИНН: 7709919968, ОГРН: 1127747295686) - Абакумов А.Ю. - представитель по доверенности N 20-03/369 от 30 декабря 2022 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299; ОГРН: 1047727043561) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года по делу N А41-23716/23, по заявлению Акционерного общества "МОСГАЗ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения от 13 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/10, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСГАЗ" (далее по тексту - АО "МОСГАЗ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просило:
- признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/10 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровода высокого давления до 1.2 МПа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, район Левобережный;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "МОСГАЗ" путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровода высокого давления до 1.2 МПа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, район Левобережный.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13 декабря 2022 года N КУВД001/2022-38441857/10 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления до 1,2 Мпа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, район Левобережный.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления до 1,2 Мпа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, район Левобережный.
Суд взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу Акционерного общества "МОСГАЗ" государственную пошлину в размере 3 000 руб. (л.д.88-92).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель АО "МОСГАЗ" в судебном заседании арбитражного апелляционного возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АО "МОСГАЗ" осуществило строительство газопровода высокого давления, предназначенного для транспортировки газа под давлением до 1.2 МПа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, район Левобережный. Строительство линейного объекта и введение его в эксплуатацию осуществлено с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 14 декабря 2021 года по форме КС-14.
02 сентября 2022 года общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением от 02 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-38441857 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении Сооружения с приложением технического плана (далее - Заявление).
Уведомлением от 13 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/2 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены по следующим основаниям:
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о регистрации, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве. В представленных документах и сведениях ЕГРН, отсутствуют сведения об оформленных в соответствии с действую законодательством, сведений о земельно-правовых отношениях в отношение земельных участков 50:10:0010405:161, 50:10:0010405:7773, 50:10:0010405:7374, 50:10:0010405:30.
1.2. В соответствии с частью 14 пункта 51 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения, о годе завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается. (Выявлены противоречия с представленной документацией).
2. Для устранения причин приостановления заявителем в адрес заинтересованного лица направлены пояснения от 27 октября 2022 года, а также заявление о приёме дополнительных документов от 27 октября 2022 года N КУВД-001/2022-48153942 с приложением откорректированного технического плана от 26 октября 2022 года подготовленного кадастровым инженером Шутовым B.C. (далее - Технический план) и информационного письма.
Уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 28 октября 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/4 Росреестр снял замечание 1.2.
Для устранения причин приостановления заявителем в адрес заинтересованного лица с заявлением от 05 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-54275399 поданы дополнительные документы с приложением информационного письма с повторными пояснениями, которые были даны ранее по указанным причинам приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Также к заявлению был приложен Технический план.
Уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06 декабря 2022 года N КУВД-001/2022- 38441857/6 Росреестр снял замечание 1.1.
Однако заинтересованное лицо указало новое замечание, ранее не указанное в Уведомлении о приостановлении от 13 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/2: в нарушение части 4 статьи 21, части 12 статьи 24 Закона с заявлением не представлен технический план, в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Обществом с целью устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в адрес Управления с заявлением от 09 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-55168522 предоставлены дополнительные документы с приложением Технического плана и информационного письма.
Уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 12 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/8, государственный регистратор повторно приводит замечание 1.1.
Уведомлением от 13 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-3 8441857/10 (далее - Решение об отказе) Росреестр отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на Сооружение, сославшись на неустранение замечаний, отраженных в уведомлении от 13 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-38441857/2.
Не согласившись с решением об отказе, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности на Сооружение, обратился представитель общества через личный кабинет на сайте "Росреестр Онлайн", полномочия которого были подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, заверенной электронно-цифровой подписью нотариуса.
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или вооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, сооружение (подземный газопровод среднего давления) расположено исключительно под землей, что подтверждается Актом, а также Техническим планом, состоит из трех контуров, каждая точка которых отражена в разделе "Описание местоположения объекта недвижимости" в соответствии с пунктами 39, 40, 42 и 44 Приказа Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Приказ Росреестра N П/0082). Типы контуров - подземные.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (пункт 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Газопровод высокого давления, предназначенный для транспортировки газа под давлением до 1.2 Мпа, является линейным объектом, а, как следствие, в силу пункта 4.4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, части 8 статьи 90 ЗК РФ выдача разрешения на строительство, равно как оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участки не требуется.
Согласно письму Минэкономразвития России от 12 сентября 2018 года N ОГ-Д23-9196 в ответ на обращение от 14 августа 2018 года N б/н, письму от 13 мая 2019 года N Д23и-15587 в ответ на обращение от 05 апреля 2019 года N 01-05-3040, если сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, не требуется предоставление на государственную регистрацию прав на такие сооружения правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения. Минэкономразвития России разъясняет, что согласно позиции Департамента недвижимости, изложенной в письме от 26 апреля 2018 года N Д23и-2215, если из документации, на основании которой осуществлялось строительство объекта недвижимости, а также на основании которой подготовлен план сооружения следует, что такое сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения (то есть подземные конструктивные элементы сооружения не имеют примыкания к поверхности земли) либо соответствующего документа, предусмотренного утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядком и условиями разрешения указанными в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300, не требуется, независимо от того, находятся ли такие земельные участки в государственной, муниципальной собственности либо в частной собственности, а также независимо от того, предусмотрено ли возведение сооружения в соответствии с разрешением на строительство либо на основании иных, предусмотренных законодательством документов.
Кроме того, согласно п. 15 ст.40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы в случаях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданное сооружение проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено сооружение, введенное в эксплуатацию, а также соответствия такого введенного в эксплуатацию сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю, государственным регистратором прав не осуществляется.
Таким образом, требования о предоставлении оформленных прав на земельные участки при проведении государственной регистрации права на линейный подземный объект являются избыточными Технический план содержит сведения о годе завершения строительства объекта.
Обществом подано заявление о приёме дополнительных документов от 27 октября 2022 года N КУВД-001/2022-48153942, к которому был приложен откорректированный технический план от 26 октября 2022 года.
В разделе "Характеристики объекта недвижимости" Технического плана сведения о годе завершения строительства объекта заполнены в соответствии с частью 14 пункта 51 приказа Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных АО "МОСГАЗ" требований.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенного права, суд счел возможным обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления до 1,2 Мпа, протяженностью 791 м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, район Левобережный.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления распределены судом в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года по делу N А41-23716/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23716/2023
Истец: АО МОСГАЗ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ