г. Тула |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А68-14353/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (г. Москва, ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211) в лице филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Тульский областной радиотелевизионный передающий центр" - Домбровской Ю.А. (доверенность от 21.11.2022), в отсутствие заинтересованных лиц - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), администрации муниципального образования город Ефремов (Тульская область, Ефремовский район, г. Ефремов, ОГРН 1147154070667, ИНН 7113006013), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2023 по делу N А68-14353/2022 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Тульский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - РТРС, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества, управление) о признании незаконным отказа в принятии решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженного в письме от 03.11.2022 N 71-ЕК/10332; обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о передаче недвижимого имущества "Электрические сети жилого дома г. Ефремов" с кадастровым номером 71:27:020308:943, протяженностью 285 м, расположенного по адресу: Тульская обл., Ефремовский район, г. Ефремов, ул. Лесная, д. 13, закрепленного на праве хозяйственного ведения за РТРС, из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Ефремов; обязании администрации муниципального образования город Ефремов (далее - администрация) принять спорное имущество в муниципальную собственность (с учетом уточнения - протокол судебного заседания от 11.04.2023 (т. 2 л.д. 35)).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2023 заявленные требования удовлетворены, отказ МТУ Росимущества, выраженный в письме от 03.11.2022 N 71-ЕК/10332, признан незаконным; на управление возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о передаче недвижимого имущества "Электрические сети жилого дома г. Ефремов" с кадастровым номером 71:27:020308:943, протяженностью 285 м, расположенного по адресу: Тульская обл., Ефремовский район, г. Ефремов, ул. Лесная, д. 13, закрепленного на праве хозяйственного ведения за РТРС, из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Ефремов; на администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность указанное недвижимое имущество.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что заявителем выбран ненадлежащий ответчик, поскольку передача спорного имущества в собственность муниципального образования стала невозможной из-за бездействия администрации. Ссылается на пропуск заявителем установленного частью 4 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) трехмесячного срока для подачи в суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.
РТРС возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Заинтересованные лица представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, РТРС осуществляет деятельность, связанную с передачей (трансляцией) телевизионных и радиовещательных сигналов, телерадиовещанием, созданием, эксплуатацией и техническим обслуживанием эфирных, кабельных и спутниковых средств и сетей связи, иных коммуникационных сетей и т.п.
На балансе предприятия имеется непрофильное имущество: объект инженерной инфраструктуры - "Электрические сети жилого дома г. Ефремов" с кадастровым номером: 71:27:020308:943, протяженностью 285 м., расположенные по адресу: Тульская область, Ефремовский район, г. Ефремов, ул. Лесная, д. 13.
В связи с тем, что данный объект представляет собой объект инженерной инфраструктуры, обслуживающий жилой дом, РТРС неоднократно направляло в адрес представителя собственника - МТУ Росимущества обращения для согласования передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность города Ефремов. При этом администрация в своих ответах от 30.08.2016, 27.07.2020, 30.03.2021 настаивала на отсутствии возможности принять в муниципальную собственность электрические сети.
В письмах от 25.08.2020, 11.05.2022 МТУ Росимущества указывало на отсутствие в пакете документов согласия муниципального образования город Ефремов и подтверждения полномочий главы муниципального образования, в собственность которого предлагается передача недвижимости имущества.
В ответ на очередное обращение заявителя 03.11.2022 МТУ Росимущества сообщило о необходимости представления заявителем полного комплекта документов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 18 Закона N 161-ФЗ определены условия и порядок, при которых государственные предприятия имеют право распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения.
Передача имущества между публично-правовыми образованиями осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122).
Перечень документов для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374).
При этом Постановлением N 374 не предусмотрено обязательного наличия документа, подтверждающего фактическое использование муниципальным органом предлагаемого к передаче имущества.
Согласно абзацам пятому - седьмому пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 Постановления N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Как верно заключил суд первой инстанции, поскольку предлагаемое к передаче имущество, закрепленное за РТРС на праве хозяйственного ведения, используется исключительно для организации электроснабжения жителей жилого дома N 13 по улице Лесная города Ефремов, то такое имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Ефремов, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.
Передача такого имущества имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: электрические сети предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения требований, МТУ Росимущества не отрицает, что предлагаемое к передаче имущество, относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Ефремов, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность г. Ефремов, при этом указывает на необходимость предоставления согласия муниципального образования на прием имущества в собственность.
Между тем, как обоснованно указал суд, объекты инженерной инфраструктуры городов являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона, независимо от волеизъявления муниципального образования.
Кроме того, Постановлением N 374, устанавливающим перечень документов, необходимых, в том числе, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, на которое ссылается МТУ Росимущества, не предусмотрено обязательного согласия муниципального образования на принятие имущества в собственность.
РТРС не является собственником закрепленного за ним имущества и не наделено полномочиями на принятие решения о передаче такого имущества в муниципальную собственность. Такими полномочиями в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Министерства финансов Российской Федерации в лице Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что в силу изложенных норм МТУ Росимущества обязано вынести распоряжение о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за РТРС, в муниципальную собственность муниципального образования г. Ефремов, а муниципальное образование г. Ефремов, в свою очередь, обязано принять такое имущество в муниципальную собственность.
Таким образом, установив факт несоответствия оспариваемого отказа закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд правомерно удовлетворил заявленные предприятием требования и возложил на МТУ Росимущества обязанность в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о передаче недвижимого имущества "Электрические сети жилого дома г. Ефремов" с кадастровым номером 71:27:020308:943, протяженностью 285 м, расположенного по адресу: Тульская обл., Ефремовский район, г. Ефремов, ул. Лесная, д. 13, закрепленного на праве хозяйственного ведения за РТРС, из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Ефремов. Кроме того, суд также обоснованно возложил на администрацию обязанность принять в муниципальную собственность указанное недвижимое имущество.
Довод управления о том, что заявителем выбран ненадлежащий ответчик, поскольку передача спорного недвижимого имущества в собственность муниципального образования стала невозможной из-за бездействия администрации, не принимается апелляционным судом, поскольку решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (пункт 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). То обстоятельство, что администрация не обращалась в управление с предложением о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, не свидетельствует о законности оспариваемого отказа, так как спорные объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока на подачу в суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта. Считает, что заявителю о нарушении его прав и законных интересов стало известно не с момента направления письма от 03.11.2022 N 71-ЕК/10332, а с момента направления письма от 31.05.2022 N 71-ЕК/4924, следовательно, установленный законом трехмесячный срок пропущен.
Указанные доводы управления не принимаются апелляционным судом, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается конкретный ненормативный правовой акт - отказ МТУ Росимущества в принятии решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженный в письме от 03.11.2022 N 71-ЕК/10332.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление подано в арбитражный суд нарочно 08.12.2022 (т. 1 л.д. 2), то есть с соблюдением установленного законом трехмесячного срока.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалуемого решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.07.2023 по делу N А68-14353/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-14353/2022
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Тульский областной радиотелевизионный передающий центр"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской области, Рязанской и Орловской областях
Третье лицо: Администрация муниципального образования г. Ефремов