г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А56-38741/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Душкина Н.Н. по доверенности от 03.07.2023
от ответчика (должника): представитель Проволоцкий В.В. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30495/2023) (заявление) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу N А56-38741/2023 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Вега"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения, обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее по тексту - ООО "ВЕГА") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями о:
- признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 24.03.2023 года N 05-26-21913/23-0-6 об отказе в выкупе ООО "ВЕГА" земельного участка кадастровый номер 78:13:0007319:41 по адресу: г.Санкт-Петербург, Камчатская ул., д.1, литер. А;
- обязании Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее по тексту - Комитет) принять решение о продаже ООО "ВЕГА" земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, Камчатская ул., д.1, литер. А, кадастровый номер 78:13:0007319:41 и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес ООО "ВЕГА".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу N А56-38741/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился с апелляционной жалобой, в которой просил вышеуказанное решение отменить, в удовлетворении заявления отказать ввиду следующего.
По мнению подателя апелляционной жалобы, исходя из взаимосвязанных положений статей 7, 85 ЗК РФ, статей 1, 30, 36 и 37 ГрК РФ, а также статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки. Как указано в апелляционной жалобе, согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, однако такое использование не предполагает реализацию исключительного права на выкуп земельного участка для целей эксплуатации объектов недвижимости с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту территориальной зоны.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.03.2023 года ООО "Вега" обратилось в Комитет с заявлением (заявление вх. КИО N 05-26- 21913/23-0-0 от 06.03.2023) о выкупе земельного участка кадастровый номер 78:13:0007319:41, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, Камчатская ул., д.1, литер. А (далее - земельный участок кадастровый номер 78:13:0007319:41).
На указанном земельном участке расположено принадлежащее ООО "Вега" на праве нежилое здание кадастровый номер 78:13:0007319:1064.
Комитет письмом от 24.03.2023 N 05-26-21913/23-0-6 отказал в выкупе земельного участка кадастровым номером 78:13:0007319:41 на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку "разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка", что и послужило основанием для обращения с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 14 ст. 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Именно этими нормами права руководствовался Комитет, отказывая обществу в выкупе земельного участка.
Между тем в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных положений Земельного кодекса приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99, и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N524 (далее - Правила), испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны "ТД1-2_2" -общественно-деловой подзоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга расположенных вне зоны влияния кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительный регламент территориальной зоны ТД1-2_2 определен в пункте 2.10 Правил, в соответствии с которым целью выделения зоны является развитие существующих и преобразуемых территорий в периферийных и пригородных районах города, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Градостроительный регламент территориальной зоны ТД1-2_2 не предусматривает отнесение назначения земельного участка "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов" ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования. Территориальная зона, в пределах которой расположен земельный участок не предусматривает возможности размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов.
Между тем, в силу пункта 11 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с пунктом 34 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Согласно пункту 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов".
Как указано в заявлении, земельный участок кадастровый номер 78:13:0007319:41 поставлен на государственный кадастровый учет с соответствующими видами разрешенного использования, заявитель собственными сила привел в том числе указанный участок в соответствие с видом разрешенного использования, указанным в ЕГРН, фактически спорный земельный участок используется в этих целях. При этом вышеуказанные обстоятельства, а также содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке никем не оспаривались, в связи с чем в силу закона признаются достоверными.
Как следует из пункта 1.4.2 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, градостроительные регламенты установлены с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальных зон. В соответствии с пунктом 1.4.5 градостроительные регламенты применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Таким образом, поскольку разрешенное использование земельного участка установлено до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, его фактическое использование соответствует разрешенному, содержащемуся в ЕГРН, следовательно, установленный вид разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов" признается действительным.
В связи с этим указанные Комитетом для отказа обществу в выкупе земельного участка основания, предусмотренные пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса, нельзя признать законными, а доводы жалобы подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Комитетом не приведено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу N А56-38741/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38741/2023
Истец: ООО "ВЕГА"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА