г. Владимир |
|
27 сентября 2023 г. |
А39-3709/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023 по делу N А39-3709/2023, принятое по заявлению акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" (ОГРН 1021201049650, ИНН 1207001605) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) о признании незаконным и не соответствующим статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район; обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества Племзавод "Шойбулакский", принять решение о предоставлении акционерному обществу Племзавод "Шойбулакский" в собственность земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора акционерному обществу Племзавод "Шойбулакский" с предложением о заключении в месячный срок со дня принятия Арбитражным судом решения по настоящему делу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
при участии:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Племзавод "Шойбулакский" (далее по тексту - АО ПЗ "Шойбулакский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, ответчик) о признании незаконным и не соответствующим статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, обязании Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" и принять решение о предоставлении акционерному обществу Племзавод "Шойбулакский" в собственность земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора АО ПЗ "Шойбулакский" с предложением о заключении в месячный срок со дня принятия Арбитражным судом решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023 года требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район и обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 23.12.2022 решение о предоставлении либо отказе в предоставлении акционерному обществу Племзавод "Шойбулакский" в собственность земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район. С Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в пользу акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей..
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023 по делу N А39-3709/2023 отменить, заявление акционерного общества "Шойбулаксккий" оставить без удовлетворения.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с принятым судебным актом полностью не согласно, считает его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, ответчик настаивает, что в ответ на заявление АО ПЗ "Шойбулакский" от 23.12.2022 б/н МТУ Росимущества уведомило о направлении комплекта документов в Росимущество на рассмотрение. На текущую дату соответствующее поручение от Росимущества в адрес МТУ Росимущества не поступало. МТУ Росимущества настаивает на том, что оспариваемое бездействие не повлекло нарушение прав заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором АО ПЗ "Шойбулакский" просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с договором аренды N 20 с (ю) от 11 июня 2004 года (договор переуступки от 04.12.2008) АО ПЗ "Шойбулакский" на праве долгосрочной аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 12:08:0000000:0012, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, примерно в 9 км от п. Советский по направлению на юго-запад.
Срок договора аренды с 22.05.2009 по 10.06.2053.
В силу статей 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл 22.05.2009 года - номер регистрации 12-12-05/014/2009-458.
Земельный участок находится в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Категория указанного земельного участка по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения. Состав земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные угодья. Разрешенное использование (назначение) земель: для сельскохозяйственного производства.
12 февраля 2018 исх. N б/н (повторное обращение 21.11.2018 исх. N 2295) АО ПЗ "Шойбулакский" направило письмо в МТУ Росимущества с просьбой разделить земельный участок с кадастровым номером 12:08:0000000:0012 на два земельных участка, один из которых АО ПЗ "Шойбулакский" взяло обязательство оформить так же в аренду, чтобы продолжать обрабатывать земельный участок и выращивать с/х культуры, а второй земельный участок, на котором расположены объекты капитального строительства, выкупить и оформить право собственности.
Росимущество направило МТУ Росимущества поручение от 28.09.2020 N АШ - 10/30617, в котором поручило при условии соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Минэконмразвития России от 27.11.2014 N 762, приказа Росреестра от 27.03.2017 N П/0152, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 120706 кв.м на кадастровом плане территории.
12 октября 2021 между АО ПЗ "Шойбулакский" и МТУ Росимущества заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 20 с (ю) от 11.06.2004, в котором указано, что в связи с разделом земельного участка внесены изменения, а именно, изменена общая площадь земельного участка и пересчитана арендная плата земельного участка.
Договор купли-продажи на второй сформированный земельный участок с кадастровым номером 12:08:0100104:116 в адрес АО ПЗ "Шойбулакский" не направлен.
Земельный участок с кадастровым номером 12:08:0100104:116, общей площадью 120 706 кв.м. образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 12:08:0000000:12.
На земельном участке с кадастровым номером 12:08:0100104:116 расположены следующие объекты капитального и некапитального строительства, которые принадлежат на праве собственности АО ПЗ "Шойбулакский": Свиноферма на 1250 свиноматок с полным циклом, назначение объекта: нежилое, этажей -1, в том числе подземных 0, площадь объекта 26007,2 кв. м., кадастровый номер: 12:08:0490101:39 (право собственности АО ПЗ "Шойбулакский" на указанный объект недвижимого имущества подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 27.01.2012 N 12-12-05/036/2011-888); Линия по подработке зерна и хранению кормов: нежилое, количество этажей 2 в том числе подземных 1, площадь объекта: 546,3 кв. м., кадастровый номер: 12:08:0490101:32 (право собственности АО ПЗ "Шойбулакский" на указанный объект недвижимого имущества подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 27.01.2012 N 12-12-05/036/2011-888); Комбикормовый цех, назначение объекта: нежилое, этажей - 1, в том числе подземных 0, площадь объекта: 689,1 кв. м., кадастровый номер: 12:08:0490101:31 (право собственности АО ПЗ "Шойбулакский" на указанный объект недвижимого имущества подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 27.01.2012 N 12-12- 05/036/2011-887); Газопровод высокого и низкого давления, в том числе высокого давления - 10-м, низкого давления - 50-м., назначение - иное сооружение (газоснабжение), протяженностью - 60 метров, кадастровый номер 12:08:0100104:115 (право собственности АО ПЗ "Шойбулакский" на указанный объект недвижимого имущества подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 28.06.2018 N 12:08:0100104:115-12/062/2018-1); Арочный склад N 2, смонтированный из сборно-разборных конструктивных элементов (заключение кадастрового инженера N 59 от 18.07.2022); Санпропускник, смонтированный из панелей типа (сэндвич) на сборном профилированном металлическом каркасе (заключение кадастрового инженера N 60 от 18.07.2022).
АО ПЗ "Шойбулакский" неоднократно направляло в МТУ Росимущества заявление о приобретении права собственности на федеральный земельный участок с кадастровым номером: 12:08:0100104:116, без проведения торгов с комплектом документов (исх. N б/н от 17.11.2021, исх. N 544 от 14.03.2022, исх. N 977 от 04.05.2022, исх. N б/н от 03.08.2022).
В ответ на вышеуказанные обращения АО ПЗ "Шойбулакский" получило отказ N 13-4В/15784 от 21.11.2022 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116 в собственность, мотивируя, что нужно провести обследование земельного участка, предоставить копию договора аренды, актуализировать кадастровую стоимость и. т.д.
Заместителем руководителя МТУ Росимущества Цепкиной А.Е. и специалистом-экспертом отдела управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в РМЭ проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116 и составлен акт от 24.11.2022, в котором указано, что объектов, находящихся в собственности третьих лиц, на участке нет.
23 декабря 2022 АО ПЗ "Шойбулакский" подало в МТУ Росимущества заявление на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 19.01.2023 N 13-ИВ/615 МТУ Росимущества сообщило заявителю о направлении комплекта документов в Росимущество на рассмотрение с целью получения поручения для предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116 на праве собственности без проведения торгов.
Полагая, что бездействие МТУ Росимущества не соответствует статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, АО ПЗ "Шойбулакский" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что МТУ Росимущества, получив от АО ПЗ "Шойбулакский" заявление от 23.12.2022 б/н о выкупе земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116, в установленный законом срок это заявление не рассмотрело и не совершило ни одного из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, тем самым допустив незаконное бездействие, нарушающее права и интересы АО ПЗ "Шойбулакский", связанные с приобретением земельного участка в собственность.
В качестве правовосстановительной меры суд посчитал возможным обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 23.12.2022 решение о предоставлении либо отказе в предоставлении АО ПЗ "Шойбулакский" в собственность земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание бездействия заявителем не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ. На основании пункта 4 названной статьи гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В статье 39.1 ЗК РФ определены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В рассматриваемом случае, МТУ Росимущества, получив от АО ПЗ "Шойбулакский" заявление от 23.12.2022 б/н о выкупе земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116, в установленный законом срок это заявление не рассмотрело и не совершило ни одного из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, тем самым допустив незаконное бездействие, нарушающее права и интересы АО ПЗ "Шойбулакский", связанные с приобретением земельного участка в собственность.
При этом законодателем при установлении тридцатидневного срока для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка приняты во внимание все необходимые условия, в том числе внутриведомственные и межведомственные взаимоотношения по представлению необходимой информации, тем самым, непредставление указанных сведений в установленный законом срок не может быть признано надлежащим основанием и причиной нарушения как прав АО ПЗ "Шойбулакский", так и сроков, установленных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ является императивной нормой, следовательно, может считаться соблюденным, если действия государственного органа окончены вынесением в установленный срок обоснованного решения. В противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1.1.) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Республики Марий Эл и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Ссылка МТУ Росимущества на исполнение им своей обязанности по направлению документов АО ПЗ "Шойбулакский" в Федеральное агентство для рассмотрения и принятия соответствующего решения судом первой инстанции правомерно не принята во внимание, поскольку непосредственно МТУ Росимущества, являющееся исполнительным органом государственной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о приобретении находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл земельных участков, принятию решения о предоставлении в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи в отношении этих земельных участков, а также совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков.
При этом, наличие или отсутствие заключения Федерального агентства не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий МТУ Росимущества.
В свою очередь вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренный законом срок заявления АО ПЗ "Шойбулакский" от 23.12.2022 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна соответствовать существу спора и касаться именно его предмета, быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон, способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку бездействие МТУ Росимущества, связанное с нерассмотрением по существу заявления АО ПЗ "Шойбулакский", свидетельствует об отсутствии анализа представленных АО ПЗ "Шойбулакский" документов, то есть фактически уполномоченный орган не реализовал полномочия на их оценку в порядке, установленном земельным законодательством, соразмерной правовосстановительной мерой будет являться возложение на МТУ Росимущества обязанности по принятию и направлению заявителю в ответа на заявление от 23.12.2022 решение о предоставлении либо отказе в предоставлении АО ПЗ "Шойбулакский" в собственность земельного участка общей площадью 120706 кв.м. с кадастровым номером 12:08:0100104:116.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023 по делу N А39-3709/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3709/2023
Истец: АО Племзавод "Шойбулакский"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ