город Томск |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А27-20059/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судей |
|
Марченко Н.В., Афанасьевой Е.В., Назарова А.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г., с использованием средств аудиозаписи, путем онлайн заседания в режиме веб-конференции, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (07АП-6353/2023) на решение от 20.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20059/2022 по иску публичного акционерного общества "Россети Сибирь", город Красноярск (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, город ЛенинскКузнецкий, Кемеровская область (ОГРН 1024201305688, ИНН 4236002912) о признании права собственности на бесхозяйную вещь,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа (ОГРН 1024201305776, ИНН 4236003151), Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, город Кемерово (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509),
при участии в судебном заседании
от истца - Тациенко К. В. по доверенности 30.03.2022, паспорт, диплом
от иных лиц - без участия (надлежаще извещены)
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному образованию в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа о признании права собственности истца на следующее имущество: - линию электропередач ЛЭП-6кВ, протяженностью 1,7 км. (кадастровый номер 42:06:0000000:1415), расположенную по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п.Новогородец; - комплектную трансформаторную подстанцию КТП-6/0,4кВ 1-100 кВА, площадь 6,1 кв.м. (кадастровый номер 42:06:0107005:52), расположенную по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п.Новогородец, ул.Никитинская, 1Б, строение N 3.
Решением от 20.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ПАО "Россети Сибирь" обратился с апелляционной жалобой, указывая, что истец несет ответственность и расходы на спорное имущество, при этом не имея возможности в полной мере осуществлять права в отношении него, так как отсутствует право собственности.
В судебном заседании представитель истца поддержал письменно изложенную позицию.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене обжалуемого судебного акта.
Определением от 20.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда в связи со смертью судьи Фертикова М.А. на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи по делу N А27-20059/2022 для изготовления постановления в полном объеме на судью Марченко Н.В., определенного согласно действующей в суде автоматизированной системе распределения дел.
Судом установлено и следует из материалов дела, истец является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии через электрические сети и осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств и потребителей к электрическим сетям.
На территории Ленинско-Кузнецкого муниципального округа расположены объекты: линия электропередач ЛЭП-6кВ, протяженностью 1,7 км. (кадастровый номер 42:06:0000000:1415), расположенная по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п.Новогородец; - комплектная трансформаторная подстанция КТП-6/0,4кВ 1-100 кВА, площадь 6,1 кв.м. (кадастровый номер 42:06:0107005:52), расположенная по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п.Новогородец, ул.Никитинская, 1Б, строение N 3.
Объекты имеют прочную технологическую связь с ПС 35/6 кВ Никитинская, принадлежащей на праве собственности истцу (свидетельство о государственной регистрации права от 02.06.2008).
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Из пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности.
Орган местного самоуправления обязан обеспечить постановку на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 3, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем приема в порядке межведомственного информационного взаимодействия органом регистрации прав заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления, в том числе органа местного самоуправления городского округа, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. На основании данного заявления и приложенных к нему документов осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Спорные объекты поставлены на учет как бесхозяйное имущество 08.07.2021 по заявлению КУМИ.
Положение пункта 5 статьи 225 ГК РФ вступили в силу 21.12.2021, то есть после того, как орган местного самоуправления реализовал свое право на постановку бесхозяйных линейных объектов на учет.
При этом при принятии судебного акта судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Пунктом 5 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Таким образом, приобретение права собственности на объект недвижимого имущества в порядке, предусмотренном статьи 218, 225 ГК РФ, возможно только в случае отсутствия правопритязаний и фактического владения данным имуществом каким-либо лицом. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него.
Порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Соответственно, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (часть 2 статьи 14 Закона о регистрации).
Таким образом, судебные акты являются основанием, как для признания, так и для прекращения права (ограничения (обременения) на объект недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Из материалов дела следует, что в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 42:06:0000000:1415, 42:06:0107005:52 имеются регистрационные записи от 08.07.2021 N 42:06:0000000:1415-42/074/2021-1У, N 42:06:0107005:52-42/074/2021-1У о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества, сведения о правообладателях - не установлены. При этом ответчиком не оспаривается факт содержания имущества истцом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отменой решения суда первой инстанции также следует перераспределить расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
При оглашении резолютивной части постановления допущена опечатка в указании состава суда, указан состав: председательствующий М.А. Фертиков, судьи Е.В. Афанасьева, О.Ю. Киреева, вместо председательствующий М.А. Фертиков, судьи Е.В. Афанасьева, А.В. Назаров. Учитывая, что указанное является следствием описки, на основании статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным внести исправление в резолютивную часть постановления: вместо председательствующий М.А. Фертиков, судьи Е.В. Афанасьева, О.Ю. Киреева читать: председательствующий М.А. Фертиков, судьи Е.В. Афанасьева, А.В. Назаров.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20059/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать право собственности публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) на следующее имущество: - линию электропередач ЛЭП-6кВ, протяженностью 1,7 км. (кадастровый номер 42:06:0000000:1415), расположенную по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п. Новогородец; - комплектную трансформаторную подстанцию КТП-6/0,4кВ 1-100 кВА, площадь 6,1 кв.м. (кадастровый номер 42:06:0107005:52), расположенную по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п. Новогородец, ул. Никитинская, 1Б, строение N 3.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20059/2022
Истец: ПАО "Россети Сибирь"
Ответчик: Администрация Ленинск- Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области
Третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом в Кемеровской и Томской области, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу