г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-246071/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2024 по делу N А40-246071/2022
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Мантрак Восток"
к 1) Центральной акцизной таможне; 2) Федеральной таможенной службе
третье лицо: ООО "Мэйджор Карго Сервис"
о признании незаконным п. 5 решения,
при участии:
от заявителя: |
Чиркова Н.В. по доверенности от 01.01.2024; |
от заинтересованных лиц: |
1. Полкошников Д.Д. по доверенности от 12.05.2023; 2. Панькина Л.И. по доверенности от 05.12.2023; |
от третьего лица: |
Чиркова Н.В. по доверенности от 26.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2024 года, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Мантрак Восток" (заявитель, Общество) о признании незаконным пункт 5 решения Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 08.09.2022 N 15-67/325 в части отказа в принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений, суд обязал ФТС России и Центральную акцизную таможню (ЦАТ) в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Мэйджор Карго Сервис".
Не согласившись с принятым судом решением, ФТС России обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ЦАТ поддержал доводы ФТС России, указал, что судом не учтены все фактические обстоятельства дела.
Представитель от общества и третьего лица возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Как следует из фактических материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2023 года, в удовлетворении ООО "Мантрак Восток" к ФТС России и ЦАТ, отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2023 года судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Основаниями для отмены судебных решений кассационная инстанция указала на то, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права.
В силу части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении спора, заявленные ООО "Мантрак Восток" требования, удовлетворены.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что на основании заключенного внешнеэкономического контракта от 29.03.2012 N MI-F0003/12 между компанией "ЮНА Трейдинг ФЗЕ" (продавец) и ООО "Мантрак Восток" осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара - бульдозер "CATERPILLAR", с целью совершения таможенных операций. В рамках заключенного между ООО "Мантрак Восток" и ООО "Мэйджор Карго Сервис" договора об оказании услуг N 0092/02-14-356 от 06.10.2014, в целях таможенного декларирования товара, таможенным представителем во исполнение поручений ООО "Мантрак Восток" подана на Северо-Западный таможенный пост (специализированный) декларация на товары (ДТ) N 10009193/010419/0001871.
В графе 33 ДТ N 10009193/010419/0001871 заявлен классификационный код товаров 8429 11 009 0 в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в графе 34 ДТ указана страна происхождения - Таиланд.
По результатам таможенного контроля правильности определения происхождения товаров, зафиксированным в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 18.05.2020 N 10009000/206/180520/А0056, ЦАТ принято решение от 25.06.2020 N 92 о внесении соответствующих изменений в ДТ 10009193/010419/0001871, которое послужило основанием для исчисления антидемпинговой пошлины в размере 14 134 077,30 руб., а также начисления пеней в сумме 1 244 093,27 руб., всего начислено 15 378 170,57 руб.
Следствием вынесенных таможней решений послужило выставление уведомлений (уточнений к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней Нижегородской таможней, как в отношение третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования (ООО "Мэйджор Карго Сервис") N 10408000/У2020/0001996 от 31.07.2020 на сумму 15378170,57 так и ООО "Мантрак Восток" N 10408000/У2020/0001998 от 31.07.2020.
ООО "Мэйджор Карго Сервис" (таможенный представитель) исполнило в полном объеме обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленный законодательством срок, о чем свидетельствует платежные поручения от 21.08.2020 N 20910 и 21.08.2020 N 20909 на сумму 15 378 170,57 руб.
ООО "Мантрак Восток" возместило уплаченную ООО "Мэйджор Карго Сервис" сумму таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых пошлин в размере 15 378 170,57 руб., о чем свидетельствуют платежное поручение от 15.06.2021 N 5516.
ООО "Мантрак Восток" в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (ред. от 27.10.2020) "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" в период с 08.02.2022 по 31.03.2022 обратилось в ЦАТ за внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009193/010419/0001871 (товары NN 1, 2), в части подтверждения происхождения товаров и возврата уплаченных антидемпинговой пошлины и пеней.
В качестве документов, подтверждающих происхождение товаров, Обществом представлены: сертификат о происхождении товаров от 26.01.2022 N 3.903.265, выданный в стране вывоза - Бельгия; сертификат о происхождении товаров от 15.03.2022 N 99 2022 028940, выданный в стране вывоза - Бельгия; копии сертификатов о происхождении товаров от 18.08.2022 N ТНТСССО210128804, от 19.08.2022 N ТНТСССО210129154, выданных в стране происхождения - Таиланд.
Решениями ЦАТ от 01.03.2022, от 31.03.2022, от 14.04.2022, формализованными в письмах от 01.03.2022 N 15-12/04838, от 31.03.2022 N 15-12/08121, от 14.04.2022 N 15-12/09751, Обществу отказано во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009193/010419/0001871.
Общество обратилось с жалобой в ФТС России, решением которой от 08.09.2022 N 15-67/325: 1) в рассмотрении по существу жалобы Общества в части обжалования решения ЦАТ об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, формализованного в письме от 01.03.2022 N 15-12/04838, было отказано; 2) решение ЦАТ от 31.03.2022 N 15- 12/08121 признано неправомерным и отменено; 3) решение ЦАТ от 14.04.2022 N 15-12/09751 признано правомерным; 4) жалоба Общества удовлетворена частично; 5) мер, направленных на устранение допущенных нарушений, решено не принимать в связи с истечением срока проведения таможенного контроля, установленного пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса Европейского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Общество, не согласившись с пунктом 5 решения ФТС России N 15-67/325 от 08.09.2022 об отказе в принятии мер по устранению допущенных ЦАТ нарушений, в связи с истечением срока проведения таможенного контроля, установленного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022), указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией. Внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании поданного в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или документов, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, если обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не предоставляется.
Данный довод находит свое подтверждение в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" где, после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе, влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289).
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, рассмотрение таможенным органом обращения и документов, представленных для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 указанного Порядка, в таможенном органе.
Подпунктом а) пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289. установлено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, если обращение и документы, указанные в абзаце нервом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункту 19 Порядка при представлении в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) сведений, заявленных в декларацию на товар, и соответствующих документов проводится таможенный контроль. Таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в декларацию на товары и указанные в обращении и документах. В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар.
Согласно п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7- 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Судом установлено, что Общество направило заявление о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары ДТ N 10009193/010419/0001871 еще до истечения срока, установленного п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС. в связи с чем, у ФТС России не имелось оснований для отказа в принятии мер, направленных на устранение допущенных нарушений.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года само но себе истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей.
Учитывая, что с заявлением о внесении изменений в ДТ и возврате излишне уплаченных таможенных платежей Общество обратилось до истечения трехлетнего срока, оснований не принимать меры, направленные на устранение допущенных нарушений, у ФТС России не имелось.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в обязанности таможенного представителя, в том числе, входит обязанность исполнять предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 настоящего Кодекса.
ООО "Мэйджор Карго Сервис" (таможенный представитель) исполнило в полном объеме обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленный законодательством срок, о чем свидетельствует платежные поручения от 21.08.2020 N 20910 и 21.08.2020 N20909 на сумму 15 378 170,57 руб.
ООО "Мантрак Восток" возместило уплаченную ООО "Мэйджор Карго Сервис" сумму таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых пошлин в размере 15 378 170,57 руб., о чем свидетельствуют платежное поручение от 15.06.2021 N 5516.
Поскольку Решение ЦАТ от 31.03.2022 N 15-12/0812 признано неправомерным и отменено, пунктом 6 статьи 67 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат (зачет) сумм налогов, которые осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов.
В пункте 32 постановления Пленума ВС РФ N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме.
Исходя из правовой позиции в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0 предусмотренный статьей 78 НК РФ порядок возврата излишне уплаченного налога (таможенных пошлин и сборов) не позднее 3-х лет с даты его уплаты или взыскания установлен для возврата денежных средств в административном порядке.
Из материалов дела следует, что уплата таможенных пошлин и сборов в бюджет, осуществлена платежными поручениями от 21.08.2020 N N 20910 и 20909 на сумму 15 378 170,57 руб.
Несовпадение сумм произошло в КДТ. которое формируется в электронном виде и предоставляется на флешке, изменения имеют следующее несовпадение: должна быть сумма "1 582 763,42", сформировалась сумма "582763.42", произошел технический сбой в программе.
Вместе с тем, данное несовпадение не влияет на изменения, поскольку данные суммы (платежи) были уплачены при подаче ДТ N 10009193/010419/0001871 в 01.04.2019 года.
Основанием внесения изменения в КДТ, является сумма, подлежащая корректировке, которая подлежит к возврату в размере (14 134 077,30 руб. пошлина и 1 244 093, 27 пени, итого -15 378 170,37 руб.)
В КДТ в графе 47 - исчисление платежей и в графе "В" - изменения, изменяются только сведения подлежащие к возврату: 2050 (код антидемпинговой пошлины - 14 134 077,30) и 2051 (код пени - 1 244 093,27), и данная сумма указана в электронной версии КДТ, которая подлежит возврату - верная.
Также, в самом обращение ООО "Маитрак Восток" от 31.03.2022 N 066 в графе "В" указана верная сумма "1 582 763,42".
Довод таможенного органа, что представлена некорректная КДТ в части несовпадения сумм, а именно: должна быть сумма "1 582 763,42", сформировалась сумма "582 763,42", привела к неправильному формированию документа контроля и соответственно ошибкам, признается судом несостоятельным, поскольку технические особенности программы контроля не могут служить основанием для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар, ввиду соблюдения декларантом порядка реализации своего права на предоставление документального подтверждения сведений для внесений изменений.
Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на защиту права собственности посредством предъявления в пределах трехлетнего срока давности имущественных требований неоднократно подтверждалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 24 марта 2017 года N 9-П, Определения от 21 июня 2001 года N 173-0 и от 03 июля 2008 года N 630-О-П).
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и частью 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости в удовлетворении заявленных обществом требований.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал ФТС России и ЦАТ устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Мантрак Восток" в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы таможни не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2024 по делу N А40-246071/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246071/2022
Истец: ООО "МАНТРАК ВОСТОК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "МЭЙДЖОР КАРГО СЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15909/2023
25.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13462/2024
25.01.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246071/2022
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15909/2023
04.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11456/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246071/2022