г. Москва |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А40-96645/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2023 по делу N А40-96645/23
по заявлению ООО "Эктохим"
к Центральной энергетической таможне
о возврате суммы излишне уплаченных таможенных пошлин и сборов
при участии:
от заявителя: |
Никлонская А.В. по доверенности от 26.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Щербаков О.В. по доверенности от 21.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эктохим" (далее - Заявитель, ООО "Эктохим", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭТ, Таможня, таможенный орган) о возложении на Центральную энергетическую таможню обязанности возвратить ООО "Эктохим" излишне уплаченные таможенные пошлины и сборы в размере 24 584 593 (двадцать четыре миллиона пятьсот восемьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто три) рубля 67 копеек, из которых: 24 412 343 (двадцать четыре миллиона четыреста двенадцать тысяч триста сорок три) рубля 67 копеек общая сумма вывозных таможенных пошлин; 172 250 (сто семьдесят две тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек общая сумма таможенных сборов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2023 заявление ООО "Эктохим" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦЭТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Таможни доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Эктохим" в Центральную энергетическую таможню с применением временного периодического таможенного декларирования в период с мая по июль 2022 года поданы временные таможенные декларации N N 10006060/300522/3050511, 10006060/200622/3057746, 10006060/200622/3057761, 10006060/290622/3061025, 10006060/060722/3063602 (далее - ВТД) на вывоз в таможенной процедуре экспорта товара: "Фракция ароматических углеводородов", изготовленного по ТУ 2411-036-48418772-2013 с применением кода 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Товар, ФАУ).
В отношении товаров, задекларированных в ВТД, Таможней приняты решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - РКТ) N N РКТ-10006060-22/000341 от 30.05.2022, РКТ-10006060-22/000396 от 20.06.2022, РКТ-10006060-22/000400 от 21.06.2022, РКТ-10006060-22/000537 от 01.09.2022, РКТ-10006060-22/000413 от 29.06.2022. В соответствии с указанными РКТ описание Товаров, указанное в графе 31 ВТД, заменено на "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород и содержащий более 50 масс. % ароматических составных частей. Представляет собой легкий дистиллят со следующими физико-химическим характеристиками_", а код 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС заменен на код 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС. На основании вынесенных РКТ Таможней предписано Обществу внести соответствующие изменения и уплатить таможенные платежи: вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Общество представило в Таможню соответствующие корректировки к декларациям и уплатило вывозные таможенные пошлины и сборы.
Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с июня по август 2022 года.
После фактического вывоза товаров по указанным ВТД Общество подало в период с ноября по декабрь 2022 года полные таможенные декларации N N 10006060/221122/3106766, 10006060/281122/3108564, 10006060/281122/3108575, 10006060/051222/3110784, 10006060/051222/3110795, 10006060/051222/3110705 в ЦЭТ на Товар (далее - "ПВД, ПДЗ"). При подаче ПВД, ПДЗ Обществом заявлены аналогичные описательные признаки товара, а в графе 33 указанных деклараций также заявлены сведения о классификационном коде перемещаемого товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2707 50 9000 0.
В отношении товаров, задекларированных в ПВД, ПДЗ, Таможней также приняты РКТ N N РКТ-10006060-22/000629 от 22.11.2022, РКТ-10006060-22/000628 от 22.11.2022, РКТ-10006060-22/000638 от 28.11.2022, РКТ-10006060-22/000640 от 29.11.2022, РКТ-10006060-22/000645 от 05.12.2022, РКТ-10006060-22/000646 от 05.12.2022, РКТ-10006060-22/000647 от 05.12.2022, РКТ-10006060-22/000644 от 05.12.2022. В соответствии с указанными РКТ описание Товаров, указанное в графах 31 ПВД, ПДЗ, также заменено на "Нефтепродукт, полученный из битуминозных пород, с содержанием ароматических составных частей более 50 масс. %. Представляет собой легкий дистиллят _", а код 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС заменен на код 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС. На основании вынесенных РКТ Таможня направила в адрес Общества требования о внесении изменений в сведения, заявленные в ПВД, ПДЗ, которыми предписала Обществу внести соответствующие изменения и уплатить таможенные платежи: вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Общество представило в Таможню соответствующие корректировки к декларациям и уплатило вывозные таможенные пошлины (в том числе посредством зачета сумм ранее уплаченных по ВТД вывозных таможенных пошлин) и таможенные сборы.
Таможенный орган в обоснование рассматриваемых решений о классификации товаров и требований, ссылается на вступление в силу приказа ФТС России от 17.11.2021 N 995 "Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров" (вступил в силу с 10.02.2022, ранее действовал аналогичный приказ ФТС России от 19.06.2020 N 550 "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 г. N 28") и необходимость классификации товаров в соответствии с указанным приказом, а также на то, что в товарную позицию 2707 ТН ВЭД ЕАЭС включаются лишь перечисленные в пункте (1) Пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС товары и аналогичные им (то есть те же самые бензол, толуол и т.д.), только полученные из другого сырья, в том числе из нефти, и только к таким аналогичным продуктам применимо ограничение по содержанию ароматических составных частей для классификации в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемая Комиссией.
При этом согласно статье 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией.
При классификации товара применяются Основные правила интерпретации ТН ВЭД, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 и Пояснения, рекомендованные Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21.
В силу ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 50 900 0 в ней классифицируются следующие товары:
2707 Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических:
2707 50 - смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86):2707 50 900 0 -- для прочих целей
Из приведённого описания товарной позиции 2707 следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Таким образом, из вышеуказанных положений ТН ВЭД следует, что при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара, последовательно выявляются следующие необходимые признаки товара, позволяющие отнести рассматриваемый товар к подсубпозиции 2707 50 900 0 по ТН ВЭД:
1. по содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических);
2. по температуре выкипания более 65 об.% (смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86));
3. функциональное назначение/область применения (для прочих целей).
Технические требования к ФАУ регламентируются ТУ 2411-036-48418772-2013.
В рассматриваемом в настоящем деле товаре доля ароматических углеводородов в ФАУ превышала массу неароматических в каждой конкретной перемещенной партии Товара, что подтверждаются сертификатами качества, которые были приложены к декларациям (от 55,04 % до 69,17 % массовой доли в зависимости от конкретной партии товара).
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Так, согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (Том I.) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Согласно ТУ 2411-036-48418772-2013, краткому описанию технологии приготовления ФАУ от 20.06.2022 16/1074, ФАУ получается в процессе переработки жидких продуктов пиролиза, бензола сырого и побочных продуктов нефтехимических производств, которые согласно указанным пояснениям могут быть отнесены к любым другим процессам, поименованным в Пояснениях к ТН ВЭД, том 1, к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, ФАУ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе".
При этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических" в составе ФАУ, что прямо следует из сертификатов качества на товар.
Согласно представленным сертификатам качества по всем партиям перемещенных Товаров выполняется требование о выкипании более 65% при 250 С (фактически - полностью).
Согласно разделу 1 "Область применения" ТУ 2411-036-48418772-2013 на вышеуказанный Товар установлено следующее предназначение товаров: для получения нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, обладающих высокой растворяющей способностью как неполярных, так и полярных соединений, и полимеров, а также для нужд народного хозяйства и поставки на экспорт. Указанная область применения отличается от области применения товарной подсубпозиции 2707 50 100 0 "--для использования в качестве топлива". В связи с чем ФАУ по функциональному назначению/основному применению соответствуют подсубпозиции 2707 50 900 0 "-- для прочих целей".
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что по своим физико-химическим характеристикам и области применения указанный Товар полностью соответствуют описанию подсубпозиции 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможня в РКТ при переклассификации ФАУ в товарную подсубпозицию 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС указала следующие сведения о Товаре: "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50%, полученный из битуминозных пород. Представляет собой лёгкий дистиллят".
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации следующие продукты:
- нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
- продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 % массы или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов;
- отработанные нефтепродукты.
При этом в Примечании 2 к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что в товарной позиции 2710 "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 также разъяснено, что в данную товарную позицию включаются:
I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими, или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
I. В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества
II. Отработанные нефтепродукты.
Так же в Пояснениях к ТН ВЭД (последний абзац раздела I(Б) по товарной позиции 2710) отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
Таким образом, основным различием между товарными позициями 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических составных частей.
Как установлено выше, в соответствии с ТУ и сертификатами качества на Товар содержание ароматических составляющих во Фракции ароматических углеводородов превышает содержание неароматических, в связи с чем Товар в силу текста товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС ("аналогичные продукты в которых масса ароматических составляющих превышает массу неароматических") и примечания 2 к товарной группе 27 обоснованно классифицирован Обществом в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Указанные выводы о необходимости классификации фракции ароматических углеводородов в товарной позиции 2707 также подтверждаются правоприменительной практикой по делам А08-8537/2015, А40-12462/12-149-115, А08-8518/2015, А40-258031/2020, А40-30942/2021, А40-88582/2021, А07-4586/2021, А40-107413/2021, А40-82292/2021, А40-85800/2021, А40-93254/2021, А40-1129/2021, А40-67350/2021, А40-41684/2021, А40-209887/20.
Доводы Таможни о том, что перечисление ряда товаров в Пояснениях к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2707 означает закрытый список товаров, классифицируемых в позиции 2707, и спорный товар не является аналогичным продуктом, правильно отклонены на основании следующего.
Текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС имеет следующее содержание: "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
То есть текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает 2 вида товаров, которые подлежат классификации в ней:
1) Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
2) Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Согласно подпункту i) пункта а) части 1 статьи 3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован следующий товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)".
На возможность классификации в товарной позиции 2707 аналогичных товаров, выработанных из нефти, прямо указано в Пояснениях к ТН ВЭД, Том I:
"аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при _ переработке нефти или при любом другом процессе".
Доводы Таможни о закрытом перечне таких товаров также противоречат и Пояснениям к ТН ВЭД (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), в которых даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснениях к ТН ВЭД, Том I к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. Например, "тяжелые масла" и "ароматические экстракты".
Таможенный орган указал, что перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710, был дополнен Приказом ФТС N 550 от 19.06.2020 "О внесении изменения в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведённые в приложении к приказу ФТС России от 14 января 2019 г. N 28" в отношении нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и содержащих более 50 масс.% ароматических составных частей. В последующем аналогичные положения о классификации товаров, влияющие, по мнению ЦЭТ, на классификацию ФАУ в товарной позиции 2710, установлены приказом ФТС России от 17.11.2021 N 995 "Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров" (далее - Приказ ФТС N 995).
При этом, исходя из формулировки пункта 51.1 Приказа ФТС N 995, для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий:
А. Товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород;
Б. Содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 мас.%.
Указанное разъяснение о классификации не распространимо на спорный Товар, поскольку последний хотя и содержит более 50 масс.% ароматических составных частей, тем не менее не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, то есть не выполняется одно из обязательных условий применения положений Приказа ФТС N 995. Обоснование невыполнения данного условия сводится к следующему.
Во-первых, в пояснении к товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС (Пояснения к ТН ВЭД) подробно разъясняется, что следует понимать под "битуминозными породами" из которых извлекаются/получаются нефтепродукты:
"в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путём деструктивной перегонки битуминозных пород".
То есть ТН ВЭД ЕАЭС выделяет следующие продукты:
А) Сырая нефть - природный продукт, полученный из обычных или конденсатных залежей нефти;
Б) Сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород - природные продукты, полученные путём деструктивной перегонки битуминозных пород (сланцы, известковые породы, песчаники).
Отличием между товарными позициями 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в товарной позиции 2709 классифицируются сырые продукты, а в 2710 - эти же исходные продукты, но подвергнутые любым процессам переработки, кроме указанных в пояснении к товарной позиции 2709.
В связи с изложенным вышеуказанные пояснения к товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС о содержании термина "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" являются применимыми к вопросу оценки правомерности классификации товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку под категорией "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не сырые" товарной позиции 2710 следует понимать "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые" товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС, но прошедшие переработку.
Аналогичные Пояснениям к ТН ВЭД сведения о битуминозных породах и получаемых из них нефтепродуктах приведены в научно-технической литературе:
- Гужов С.С. Как ищут и добывают нефть и газ: Москва: Недра, 1973, раздел "Краткий терминологический словарь", стр.134:
"Битуминозные породы - сланцы, известняки и другие - породы, пропитанные затвердевшим битумом";
- Техническая энциклопедия, Л.К. Мартенс, том 2, М.: 1928, стр.530:
"Битуминозные породы - горные породы, преимущественно осадочные, пористые, сланцеватые и трещиноватые, заключающие в себе органические вещества в виде битумов и пиробитумов";
- Нефтегазовая энциклопедия, Ю.В. Вадецкий, том. 1 (Б), стр.71:
"Битуминозные породы - породы, содержащие в значительном количестве битумы в рассеянном состоянии или в виде включений";
- Коррозия и химически стойкие материалы: К.А. Поляков, Ф.Б. Сломянская, К.К, Полякова- Москва; Ленинград: Госхимизда,1953:
"Природные битумы в чистом виде встречаются сравнительно редко. Обычно они сопровождаются песчаниками, известняками и другими породами, от которых битумы отделяются вываркой в котле с водой или экстракцией растворителями".
Среди органических веществ природные битумы обладают наибольшей вязкостью и плотностью (более 1 г/куб.см). Вязкость битумов обусловлена их высокомолекулярным составом (тяжелые углеводороды). Природные битумы являются противоположностью легким углеводородам и не содержат их. Природными битумами являются (в порядке возрастания плотности) мальты, асфальты, асфальтиты, кериты, антраксолиты, озокериты.
Природные битумы могут находиться в свободном состоянии (например, асфальтовые озера), но чаще они пропитывают горные осадочные породы - сланцы, песчаники, известняки. Отсюда такие осадочные породы получают название битуминозных - битуминозные сланцы, битуминозные песчаники, асфальтовые известняки.
Твердое (вязкое) состояние природных битумов обуславливает сложность их извлечения из осадочных пород. Согласно Пояснениям к товарной позиции 2709 ТН ВЭД (том 1) нефтепродукты из битуминозных пород извлекаются деструктивной перегонкой таких пород.
Способ деструктивной перегонки битуминозных пород предполагает агрессивное (разрушающее) воздействие на горные породы для изменения их физико-химического состояния. В частности, снижение вязкости битума достигается путем теплового воздействия (паром) на горные породы или закачкой в пласт растворителей.
Таким образом, Пояснения к ТН ВЭД и научная литература, позволяют определить:
А) что из себя представляют битуминозные породы (это сланцы, известняки и песчаники, содержащие природные продукты (в основном битумы)) и
Б) каким образом осуществляется получение нефтепродуктов из битуминозных пород (деструктивная перегонка).
Между тем, как следует из описания технологии изготовления ФАУ, а также технологической справки о производстве товара, исходным сырьем для производства ФАУ являются абсорбент А-2 тяжелый, пироконденсат, бензин газовый стабильный некондиционный, смола тяжелая пиролиза, смесь углеводородная, бензол каменноугольный сырой, производимые в основном компаниями, входящими в группу лиц ПАО "Сибур Холдинг" (ООО "Тольяттикаучук", ООО "ЗапСибНефтехим", филиал СТГ Нижневартовский ГПЗ, АО "Сибур-Химпром", АО "Воронежсинтезкаучук", ООО "Томскнефтехим" и пр.) и получаемые в результате химических превращений углеводородов, выделяемых из попутного нефтяного газа месторождений Западной Сибири, а также частично иными компаниями, расположенными в Республике Алтай, Челябинской, Свердловской, Вологодской и Кемеровской областях, поставлявшими бензол, который является продуктом переработки коксового газа, выделяемого в качестве побочного продукта на химических производствах кокса (сырье из товарной позиции 2707 ТН ВЭД).
В соответствии с вышеизложенным ФАУ не может являться "нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород, не сырым", в силу представленных Обществом документов, подтверждающих, что ни на одном из этапов производства Фракции ароматических углеводородов сырьём для производства не являются "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые".
Пояснения к ТН ВЭД (Том I) в части товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и получение нефтепродуктов в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород:
"В данную товарную позицию (2710) включаются:
(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные [А] путем перегонки или переработки сырой нефти, или [Б] сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые)".
Представленными материалами установлено, из чего получена ФАУ, а также технология её производства и доля неароматических углеводородов в них.
Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые (2709) или не сырые (2710), в указанной производственной цепочке отсутствуют.
Во-вторых, в учётной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "Углеводородное сырье; Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" (https://rfgf.ru/bal/itemview.php?iid=9871).
Указанное подтверждается как Письмом Минэкономразвития РФ от 30.03.2007 N 4243-КА/Д18, так и тем, что помимо таможенного законодательства отдельные условия налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении битуминозных пород установлены налоговым законодательством.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) одним из видов добытых полезных ископаемых являются битуминозные породы, при добыче которых согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 342 НК РФ установлена налоговая ставка 6 процентов.
В соответствии с порядком составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденным Приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216, в Государственном балансе отражаются сведения о произошедших в отчётном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр.
Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации "Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" в Российской Федерации, представленному Заявителем, в Государственном балансе запасов значатся месторождения битумов, асфальтитов и битуминозных пород в Краснодарском крае, Самарской и Оренбургской областях.
Для производства ФАУ битуминозные породы не используются. Согласно Краткому описанию технологии приготовления ФАУ от 20.06.2022 N 16/1074 первоначальным сырьём для ФАУ являются побочные продукты производств, основанных на химических превращениях углеводородов, выделяемых из попутного нефтяного газа месторождений Западной Сибири. Поскольку при производстве ФАУ не используется сырьё из указанных месторождений битуминозных пород, отражённых в ГБЗ, то товар не может классифицироваться в качестве нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Доказательств обратного при вынесении решений и в рамках настоящего спора Таможней не представлено.
Таким образом, нормативное правовое регулирование на уровне ТН ВЭД ЕАЭС и законодательства Российской Федерации разграничивает и отдельно учитывает нефть и битуминозные породы.
Все обозначенные месторождения битуминозных пород расположены в Южном и Приволжском округах, а не в Западной Сибири. Причём, как следует из сведений Государственного баланса запасов, указанные месторождения битуминозных пород не разрабатывались. Таким образом, нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, объективно не могут являться и не являются сырьём для получения ФАУ.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями ЕЭК и Федеральной таможенной службы по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару.
Таким образом, вышеприведённые Обществом доказательства опровергают сведения о получении ФАУ из нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, или что ФАУ является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Доводы ЦЭТ о том, что таможенными экспертами отмечено, что Фракция ароматических углеводородов представляет собой нефтепродукт, полученный в результате вторичных процессов переработке нефти, полученной из битуминозных пород, также правильно отклонены на основании следующего.
Заключения экспертов, на которые таможенный орган делает ссылку в отзыве в обоснование своей позиции, не имеют отношения к рассматриваемому делу, так как были вынесены в отношении товаров, не являющихся предметом рассмотрения в рамках настоящего спора. Одновременно в отношении товаров, составляющих предмет настоящего спора, какие-либо экспертизы не проводились, заключения таможенными органами не формировались.
Таможенный орган указывает, что во всех экспертных заключениях подтверждено, что доля ароматических углеводородов в составе Фракции ароматических углеводородов превышает долю неароматических. То есть таможенными экспертами подтверждается квалифицирующий признак для отнесения аналогичного товара в товарную позицию 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. Не отрицается он и самими таможенными органами в рамках настоящего дела.
Таможней не представлено сведений, что перед экспертами ставился прямой вопрос о том, являлись ли сырьём для производства смесей ароматических углеводородов сырые или не сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород.
Сведения о перечне месторождений битуминозных пород в Российской Федерации отражены в Государственном балансе запасов полезных ископаемых, согласно которому такие месторождения отсутствуют в Западной Сибири. Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации "Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" месторождения битумов, асфальтитов и битуминозных пород находятся в Краснодарском крае, Самарской и Оренбургской областях.
Соответственно для отнесения ФАУ к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород, перед экспертами надлежало поставить соответствующий вопрос о происхождении спорных товаров из приведённых в ГБЗ месторождений битуминозных пород. Таможенным органом не представлено сведений, что таможенные эксперты формировали ответ на вопрос об источниках происхождения Фракции ароматических углеводородов в экспертном статусе.
Материалами судебного спора подтверждается, что разработка месторождений битуминозных пород не осуществлялась и не осуществляется, что совпадает с тем, что в ни в одном из представленных ЦЭТ доказательств не было прямо указано, что сырьём для фракции ароматических углеводородов являются сырые или не сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород.
Доводы таможенного органа, что природный газовый конденсат, попутный нефтяной газ, нефти, нефтепродукты относятся к продуктам, полученным из битуминозных пород, вступают в противоречие с ТН ВЭД ЕАЭС. С точки зрения ТН ВЭД ЕАЭС приведённые нефть, попутный нефтяной газ являются самостоятельными товарами, поскольку нефть сырая классифицируется в товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС, газы нефтяные - в товарной позиции 2711 ТН ВЭД ЕАЭС, а битумы природные - в товарной позиции 2714 ТН ВЭД ЕАЭС, что следует напрямую из текстов товарных позиций, Примечаний и пояснений к ТН ВЭД, а также правил ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, Таможней не представлено доказательств, подтверждающих, что фракция ароматических углеводородов является нефтепродуктами, полученными из битуминозных пород.
Принимая во внимание, что представленные заключения не имеют отношения к рассматриваемыми в рамках настоящего дела таможенным декларациям и РКТ, по результатам исследования сырьевой базы не подтверждено происхождение спорных товаров из указанных в государственном балансе запасов месторождений битуминозных пород, соответствующие доводы таможни, что экспертными заключениями подтверждается происхождение фракции ароматических углеводородов из нефти, полученной из битуминозных пород (известняки, сланцы, песчаники) подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о корректности классификации, предложенной Таможней, лежит на таможенном органе. Фактически таможенным органом не представлено доказательств того, что физико-химические характеристики Товара позволяют его классифицировать в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод Таможни о генетической связи любых добытых из недр земли углеводородов сам по себе не поясняет, каким образом генетическая связь двух различных товаров: А) "сырой нефти" и Б) "сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород", может приводить к применению в отношении, например, нефти положений Приказа ФТС России N 995, в котором указано только о нефтепродуктах, полученных из битуминозных пород. Кроме того, ЦЭТ не приведено необходимых и достаточных доказательств того, как указанная связь позволяет отнести все добытые из недр земли углеводороды к категории "полученных из битуминозных пород".
С позиции естественных наук (в т.ч. химии) генетическую связь принято рассматривать как связь между классами соединений, отражающей возможность превращения вещества одного класса в вещество другого класса. Однако классификация товаров в той или иной позиции ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с правилами 1-6 ОПИ ТН ВЭД, первое из которых и основное по последовательности применения гласит, что в первую очередь классификация товаров осуществляется исходя из текста товарной позиции.
ОПИ ТН ВЭД не содержат указания на то, что генетическая связь товаров является основанием для классификации товаров генетического ряда в одной товарной позиции.
Структура построения ТН ВЭД ЕАЭС свидетельствует об обратном, то есть химические превращения или механическая обработка товара являются одним из свидетельств о необходимости классификации товаров в разных товарных позициях (субпозициях, подсубпозициях). Применительно к вопросу классификации продуктов переработки сырой нефти (2709 ТН ВЭД ЕАЭС) примером такой необходимости выступает один из продуктов её переработки - бензол, который в зависимости от чистоты обработки может классифицироваться в товарной субпозиции 2707 10 "-бензол" (менее 95%) или с кодом 2902 20 000 0 "-бензол" (более 95%), но не в тексте товарной позиции 2709, где классифицируется сырая нефть, которая выступает сырьём для него.
При обращении к иным товарным группам ТН ВЭД ЕАЭС также подтверждается, вывод о том, что товары, несмотря на наличие генетической связи, классифицируются в разных товарных позициях. Например, в 44 группе ТН ВЭД ЕАЭС древесина в виде брёвен классифицируется в товарной позиции 4401, а фанера клееная - в 4412 ТН ВЭД ЕАЭС. При условии, что генетическая связь между указанными товарами в предложенной таможенным органом логике очевидна и между указанными товарами. В абсолютном варианте развития данной логики, основанной на научном понимании термина генетическая связь, возможно утверждение о генетической связи всех товаров между собой, которые могут быть получены в результате последовательной цепочки превращений, на основании их элементного состава из веществ, классифицированных в Периодической системе химических элементов. Однако указанная связь не может приводить к классификации всех товаров в одной товарной позиции либо иному влиянию на такую классификацию, для надлежащей классификации товаров необходимо последовательное применение ОПИ ТН ВЭД с 1 по 6.
Иные приведенные таможенным органом доводы судом оценены и проверены и сами по себе основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются.
Закрепление в статьях 67 и 68 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сроков для возврата таможенных пошлин, не препятствует лицу обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 200 ГК РФ и продолжительности срока исковой давности в три года, в соответствии с положениями ст. 196 ГК РФ. Данная позиция поддержана Верховным Судом в Постановлении Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49, где указано, что при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет.
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата (Пункт 34 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49).
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет (Определением ВС РФ от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, Пункт 34 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49).
На правомерность применения данного подхода к публичным правоотношениям неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 21.06.2001 N 173-О и Определение от 03.07.2008 N 630-О-П).
Таким образом, если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "Эктохим".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.07.2023 по делу N А40-96645/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96645/2023
Истец: ООО "ЭКТОХИМ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ