г. Самара |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А65-15414/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.09.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котельникова А.Г., судей Колодиной Т.И., Кузнецова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вдовенко А.А.,
представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2023 по делу N А65-15414/2023 (судья Холмецкая Е.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 1660274803, ОГРН 1161690118754), г. Казань
к Исполнительному комитету Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1614007881, ОГРН 1061672000895), Республика Татарстан, с. Кошки-Шемякино
о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Исполнительному комитету Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании 22 776 руб. 43 коп. по договору N 1614007881 от 01.01.2022, из которых 19 915 руб. 14 коп. - основной долг за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, 2 861 руб. 29 коп. - неустойка за период с 11.11.2022 по 19.05.2023.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2023 исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Исполнительного комитета Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" 16 577 руб. 02 коп. по договору N 1614007881 от 01.01.2022, из них 14 849 руб. 75 коп. - основной долг за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, 1 727 руб. 27 коп. - неустойка, начисленная за период с 11.11.2022 по 19.05.2023, а также 1 456 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан 08.08.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что истцом правомерно предъявлено требование о взыскании с ответчика суммы задолженности с учетом НДС, в удовлетворении которой судом необоснованно отказано.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем на основании положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2023 исходя из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Соглашения N 72 от 09.11.2018 с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности Республики Татарстан со сроком действия 10 лет со дня утверждения единого тарифа Регионального оператора.
На основании данного Соглашения, с 01.01.2019 Региональный оператор - ООО "УК "ПЖКХ" начал осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с применением единого тарифа, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, в следующих муниципальных образованиях: г. Казани, Алексеевском, Алькеевском, Апастовском, Арском, Атнинском, Балтасинском, Буинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Дрожжановском, Зеленодольском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Кукморском, Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Спасском, Тетюшском, Тюлячинском районах.
Таким образом, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую, в том числе, включен и городской округ г. Казань.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из материалов дела, на основании полученной от ответчика заявки на заключение договора, ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" подготовило и направило Исполнительному комитету Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан проект договора N 1614007881/1 от 01.01.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с расчетами исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно которому Региональный оператор обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплатить услуги Регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В подпункте 4 пункта 1 договора установлена дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: с 01 января 2022 года.
В Приложении N 1, Приложении N 2 к договору указаны объемы оказываемых услуг, места сбора и накопления ТКО, а также размер ежемесячной платы за оказанные услуги по обращению с ТКО.
В п.п. 5 п. 2 договора определено, что под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц.
Ввиду частичного исполнения ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг у Исполнительного комитета Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан возникла задолженность за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности. Оставление данной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыва на исковое заявление не представил.
Суд первой инстанции дал оценку представленным доказательствам и вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 и пункту 15 типового договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами N 505, потребитель обязан обеспечивать такой учет.
Заключенный сторонами договор на условиях типового договора является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем
по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Факт оказания ответчику услуг по вывозу ТКО с площадки ответчика за спорный период истец подтвердил актами оказанных услуг, подписанными в одностороннем порядке.
В материалах дела отсутствуют направленные ответчиком в адрес истца требования о нарушении обязательств (в частности, о вывозе ТКО в объеме меньшем, чем это установлено договором). Доказательства направления ответчиком в адрес истца акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в том числе о не вывозе ТКО, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания услуг истцом и возникновении у ответчика обязанности по их оплате.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699-53/тко-2021) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодием 2021 года - 380,50 руб.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407,14 руб., за второе полугодие 2022 года - 423, 43 руб./куб. м. Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 N 649-33/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 24.03.2023 N 27-4/тко-2023) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО на 2023 год: тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет 440,37 руб./куб.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
К услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Как следует из постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N699-53/тко-2021), постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 N 649-33/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 24.03.2023 N27-4/тко-2023) на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "УК "ПЖКХ"" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен единый тариф на 2020-2022 годы, 2023 год, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, 2023 год, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости произвести перерасчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители", без учета НДС. По подсчету суда первой инстанции размер основного долга ответчика за указанный в иске период без учета НДС составил 14 849, 75 руб.
Суд апелляционной инстанции проверил данный расчет и признал его правильным.
Доводы апелляционной жалобы ООО "УК "ПЖКХ" относительно внесения изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко на основании постановления N24-1/тко-2023 от 24.03.2023 судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 8 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят министерства, государственные комитеты Республики Татарстан.
В силу ст. 2 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан, постановлений Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума, нормативных правовых актов Главы (Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан" на территории Республики Татарстан применяются только те нормативные правовые акты Республики Татарстан, которые официально опубликованы.
Официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Татарстан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов Республики Татарстан, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации).
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона N 24-ЗРТ нормативные правовые акты Главы
(Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их издания. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, прошедшие в
установленном порядке государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их государственной регистрации. Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Нормативные правовые акты Главы (Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан вступают в силу со дня их официального опубликования, если данными актами не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
На момент вынесения решения судом первой инстанции постановление Государственного комитета Республика Татарстан по тарифам N 24-1/тко-2023 от 24.03.2023 официально не опубликовано, как этого требует норма ст. 2 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ, следовательно, не вступило в силу, в связи с чем, при принятии решения суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание положения вышеуказанного постановления Государственного комитета Республика Татарстан по тарифам.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму основного долга 19 915,14 руб. за период просрочки с 11.11.2022 по 19.05.2023 в размере 2 861,29 руб.
Суд первой инстанции признал данное требование основанным на нормах закона (статья 330 ГК РФ) и положениях типового договора - пункт 33, согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки; и пункт 10 договора, согласно которому потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Однако с учетом уменьшения размера основного долга суд первой инстанции пересчитал и размер взыскиваемой неустойки. По подсчету суда размер неустойки за указанный в иске период от суммы долга 14 849,75 руб. составил 1 727,27 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
При вынесении решения суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и представленные в дело доказательства в совокупности, правильно применил нормы права. Оснований для иной оценки обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов арбитражный апелляционный суд не находит, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2023 по делу N А65-15414/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Г. Котельников |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15414/2023
Истец: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Кошки-Шемякинского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан, Буинский район, с.Кошки-Шемякино
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд