г. Хабаровск |
|
28 сентября 2023 г. |
А73-10425/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилмассив-ДВ": представитель не явился;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Таран Е.В. представителя по доверенности от 09.01.2023, сроком по 31.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Некрасовская": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилмассив-ДВ"
на решение от 15.06.2023
по делу N А73-10425/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилмассив-ДВ"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения от 14.06.2022 N 358 о внесении изменений в реестр лицензий
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Некрасовская"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилмассив-ДВ" (далее - заявитель, ООО "Жилмассив-ДВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление, уполномоченный орган, орган государственного жилищного надзора) о признании незаконным решения от 14.06.2022 N 358 о внесении изменений в реестр лицензий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Некрасовская" (далее - ООО "УК "Некрасовская").
Определением от 28.06.2022 удовлетворено ходатайство ООО "Жилмассив-ДВ" о принятии обеспечительных мер.
Определением от 08.11.2022 производство по делу N А73-10425/2022 приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Хабаровского районного суда Хабаровского края по делу N М-2369/2022.
Определением от 10.03.2023 производство по настоящему делу возобновлено.
Решением суда от 15.06.2023: в удовлетворении заявленных требований отказано; ООО "Жилмассив-ДВ" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб.; обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2022 по делу N А73-10425/2022 отменены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Жилмассив-ДВ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Жилмассив-ДВ".
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: ООО "Жилмассив-ДВ" занимается управлением МКД, расположенного по адресу: Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10 на основании лицензии N 027000250 от 23.12.2016, который может управляться только одной управляющей организацией согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); в период с 29.01.2022 по 04.04.2022 собственниками помещений в МКД N 10 по ул. Пионерской, с. Некрасовка, Хабаровский район, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД, оформленное протоколом N 2 от 05.04.2022, согласно которому собственниками принято решение о заключении договора управления указанного МКД с ООО "Некрасовская" (ИНН 2720059837), которым в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края направлено заявление о включении этого МКД в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Хабаровского края на основании решения общего собрания собственников в МКД; общее собрание собственников помещений МКД проводилось Галичевой Т. Д. с грубыми нарушениями норм жилищного законодательства, регламентирующих порядок созыва и проведения общих собраний собственников помещений МКД, а также прав и законных интересов собственников помещений дома, что впоследствии может повлечь причинение убытков для всех собственников многоквартирного дома; проведенное собрание собственников, оформленное протоколом от 05.04.2022 N 2, имеет признаки ничтожности; в нарушение части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления МКД N 10 по ул. Пионерская в с. Некрасовка не подписан собственниками помещений в МКД, обладающими более чем 50% голосов и выступающими в качестве одной стороны заключаемого договора, что также свидетельствует о признаках ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД N 10 по ул. Пионерская в с. Некрасовка, оформленного протоколом N 2 от 05.04.2022; проверка заявления ООО "Некрасовская" о включении МКД N 10 по ул. Пионерская в с. Некрасовка в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Хабаровского края на основании решения общего собрания собственников в МКД и документов, указанных в п. 3 Порядка проведена Главным управлением ненадлежащим образом.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Главное управление отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представители ООО "Жилмассив-ДВ", ООО "УК "Некрасовская", извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Главного управления в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10, принято решение оформленное протоколом общего собрания от 05.04.2022 б/н о расторжении договора управления с ООО "Жилмассив-ДВ", избрана управляющая организация ООО УК "Некрасовская".
Для внесения изменений в реестр лицензий ООО УК "Некрасовская" в Главное управление 15.04.2022 направлено заявление, с необходимым комплектом документов.
Главным управлением принято решение от 14.06.2022 N 358 об исключении из-под управления ООО "Жилмассив-ДВ" и включения под управление ООО УК "Некрасовская" многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10, с внесением изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре лицензий Хабаровского края с 01.07.2022.
ООО "Жилмассив-ДВ", не согласившись указанным решением Главного управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1, 2 ст. 44, ч. 1, 2, 3 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами; при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания; собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5, 6 ст. 46 ЖК РФ).
Также собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Как указано в ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, создание либо избрание новой управляющей организации и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Согласно пункту 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с п. 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; данные о реорганизации лицензиата в случаях:
реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
реорганизации лицензиата в форме преобразования;
реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
Также к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в п. 3 Порядка N 938/пр.
Согласно п. 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (п. 7 Порядка N 938/пр).
Согласно п. 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 Порядка N 938/пр.
Как указано в п. 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Так, ООО "УК Некрасовская" в ходе рассмотрения заявления главным управлением выявлено несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктам "б", "в" пункта 5 Порядка, а именно: договор управления подписан неуполномоченным лицом; отсутствуют реквизиты подписи и документы, удостоверяющие полномочия представителя администрации Хабаровского муниципального района, принявшего участие в голосовании и подписавшего бланки голосования помещений N 9, 14, 16, 25, 48, общей площадью 231,7 кв. м., без учета которых кворум для решения вопроса о заключении договора управления МКД отсутствует; имеются противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре лицензии сведениям.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10, принято решение оформленное протоколом общего собрания от 05.04.2022 о расторжении договора управления с ООО "Жилмассив-ДВ", избрана управляющая организация ООО УК "Некрасовская".
ООО УК "Некрасовская" для внесения изменений в реестр лицензий в Главное управление направлено заявление, с необходимым комплектом документов.
Решением главного управления от 29.04.2022 N 269 согласно с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка, рассмотрение заявления Управляющей компании приостановлено до 14.06.2022.
Несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктам "б", "в" пункта 5 Порядка является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий исключительно в случае, когда такое несоответствие нашло свое подтверждение в ходе проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Также в ходе проведения указанной проверки установлено, что обществом требования части 2 статьи 198 ЖК РФ не исполнены, несмотря на получение уведомления о решении собственников помещений МКД о расторжении договора управления.
При этом управляющей компанией представлены копия реестра собственников помещений МКД, подписавших договор управления, а также сведения о документах, удостоверяющих полномочия представителя администрации Хабаровского муниципального района.
Таким образом, несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктам "б", "в" пункта 5 Порядка были устранены, кворум имелся, в связи с чем, согласно подпункту "а" пункта 7, подпункта "б" пункта 14 Порядка Главным управлением принято оспариваемое решение о внесении изменений в реестр лицензий края.
Довод общества о том, что не подписание собственниками помещений МКД, обладающими более чем 50% голосов и выступающими в качестве одной из сторон договора управления, что свидетельствует о признаках ничтожности общего собрания, верно отклонен судом, поскольку не подтвержден документально.
Между тем материалы проверки содержат реестр собственников, подписавших договор управления МКД и обладающих необходимым числом голосов.
Материалы дела, в том числе заявление общества, не содержат сведений о нормах права, которым не соответствует оспариваемое решение, не содержит сведений о том, как такое несоответствие оспариваемого акта, нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопреки доводам общества, согласно пункту 1 части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации грубое нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения общего собрания, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников общего собрания, свидетельствует об оспоримости такого решения общего собрания, а не о его ничтожности.
Кроме того Порядком такое основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий края как наличие признаков оспоримости решения общего собрания собственников помещений МКД, не предусмотрено.
Так, определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 02.09.2022 по делу N М-1522/2022 производство по исковым требованиям жильца многоквартирного дома по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10 Киреевой М.Н. прекращено, в связи с отказом от требований.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 03.05.2023 по делу N М-49/2023 производство по делу по заявлению Хуснутдиновой Н.А. и Галичевой Т.Д. о призвании недействительным решения общего собрания собственников МКД, изложенного в протоколе от 05.04.2022, прекращено в связи с отказом от исковых требований в полном объеме.
Как верно установлено судом, поскольку решение (протокол) общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Пионерская, д. 10 от 05.04.2022 б/н о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Некрасовская" являлось действующим, Главное управление обоснованно руководствовалось положениями Порядка N 938/пр и ст. 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, в данном случае ООО УК "Некрасовская".
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Главного управления является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требование ООО "Жилмассив-ДВ" не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 июня 2023 года по делу N А73-10425/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10425/2022
Истец: ООО "ЖИЛМАССИВ - ДВ"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО УК "Некрасовская", ООО Управляющая компания "Некрасовская"