г. Вологда |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А66-6748/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 июля 2023 года по делу N А66-6748/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 19; ОГРН 1026900556594, ИНН 6903006290; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арго-Строй" (адрес: 170006, Тверская область, город Тверь, Беляковский переулок, дом 48, офис 14; ОГРН 1176952010047, ИНН 6950207639; далее - Общество) о взыскании 22 323 руб. 36 коп. неустойки за период с 20.07.2022 по 30.11.2022.
Решением суда от 25 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Управления взыскано 21 625 руб. неустойки за период с 20.07.2022 по 28.11.2022. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Управление законно рассчитало неустойку по третьему этапу работ - с 29.11.2022 по 30.11.2022, до момента фактического расторжения контракта, что составляет 21 руб. 27 коп. Также, неустойка правомерно рассчитана истцом, исходя из ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выставления требований.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании протокола электронного аукциона N 0136100008722000015 от 22.03.2022 Управлением (заказчик) и Обществом (подрядчик) 04.04.2022 заключен государственный контракт N 13/462 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, канализации и санузлов административного здания УФСИН России по Тверской области.
Общая сумма контракта, с учетом дополнительного соглашения N 3 от 31.05.2022, составила 1 503 799 руб. 54 коп., с учетом налогов, сборов и других обязательных платежей. Также, указанным дополнительным соглашением изменены сроки выполнения отдельных этапов контракта: 1 этап до 20.06.2022, 2 этап - до 20.07 2022, 3 этап до 01.09.2022.
В пункте 9.4 государственного контракта стороны установили, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пени начисляются за каждый день прострочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта/отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапам исполнения контракта) и фактически поставленных Подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени.
Работы по 1 этапу контракта Управлением приняты 20.06.2022.
В связи с просрочкой выполнения работ по 2 и 3 этапам контракта Обществу 16.09.2022 была направлена претензия за исх. N 71/ТО/26-12306 на уплату пеней.
Работы по выполнению 2 этапа контракта были Управлением приняты 11.10.2022.
Далее, в связи с нарушением сроков выполнения работ, 15.11.2022 со стороны истца в ЕИС было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку Обществом в течение десятидневного срока были устранены нарушения условий контракта, Управление 25.11.2022 разместило в ЕИС решение об отмене решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (том 1, лист 90).
Сторонами 25.11.2022 заключено дополнительное соглашение N 4 об изменении объемов и видов работ без изменения цены контракта (том 1, листы 51-52).
Работы по исполнению 3 этапа контракта были сданы подрядчиком 25.11.2022 и приняты Заказчиком с исправлением 28.11.2022 (том 1, лист 93).
Далее, 30.11.2022 сторонами было подписано соглашение N 5 о расторжении контракта.
В пункте 1 указанного соглашения отражено, что соглашение заключено в связи с отсутствием необходимости выполнения части работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, канализации и санузлов административного здания УФСИН России по Тверской области.
В пункте 3 соглашения зафиксировано, что обязанности сторон по контракту прекращаются, претензий друг к другу стороны не имеют (том 1, листы 69-70).
Управление 05.12.2022 направило в адрес Общества претензию от 05.12.2022 на уплату пеней за просрочку 2 и 3 этапов контракта (27 дней просрочки по 2 этапу исполнения (с 15.09.2022 по 11.10.2022), 75 дней просрочки исполнения по 3 этапу исполнения (с 15.09.2022 по 28.11.2022) и 2 дня просрочки по 3 этапу исполнения (29.11.2022 по 30.11.2022) на сумму 12 842 руб. 51 коп.
Поскольку требование истца об уплате пеней ответчик добровольно не исполнил, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, правомерно руководствуясь следующим.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как верно отмечено судом, правоотношения сторон по государственному контракту от 04.04.2022 N 13/462 регулируются нормами главы 37 ГК РФ и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По правилам статьи 708 названного Кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Материалами дела подтверждается согласование сторонами сроков выполнения этапов работ, каждый из которых подлежал приемке на основании подписанного акта приемки работ, а также просрочка выполнения работ подрядчиком по 2 и 3 этапам контракта.
Как уже указывалось выше, контракт расторгнут сторонами 30.11.2022 с указанием на отсутствие необходимости выполнения части работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, канализации и санузлов административного здания УФСИН России по Тверской области; обязательства сторон прекращены; последний акт датирован 28.11.2022; следовательно, по состоянию на 28.11.2022 контракт подрядчиком исполнен полностью.
В пункте 9.4 государственного контракта стороны установили, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пени начисляются за каждый день прострочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта/отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапам исполнения контракта) и фактически поставленных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени.
При добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
В пункте 38 утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указано, что при расчете пеней, подлежащих взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент вынесения судебного решения.
Проверив расчет неустойки, суд первой инстанции установил, что истец ошибочно применил размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день выставления требований; кроме того, указал, что поскольку работы по третьему этапу выполнены подрядчиком и приняты заказчиком 28.11.2022, оснований для начисления пеней за период с 29.11.2022 по 30.11.2022, у истца не имелось.
По расчету суда за период с 20.07.2022 по 28.11.2022 с применением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вынесения решения, неустойка составляет 21 625 руб.
С учетом ранее изложенных обстоятельств дела (содержания соглашения о расторжении контракта от 30.11.2022), оснований для переоценки данного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 июля 2023 года по делу N А66-6748/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6748/2023
Истец: Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний по Тверской области
Ответчик: ООО "Арго-Строй"
Третье лицо: АС Тверской области