г. Хабаровск |
|
28 сентября 2023 г. |
А73-1251/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании принимали участие: от Министерства обороны Российской Федерации: Полушко М.Д., по доверенности от 06.10.2022; от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14": Васильева Н.Г., по доверенности от 01.01.2023, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2023 по делу N А73-1251/2023 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о взыскании 23 716,24 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-N 14) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", управляющая организация) о взыскании стоимости поставленной тепловой энергии в незаселенную квартиру, расположенную по адресу: г. Чита, ул. Горького, д.71, кв. 1, за период с 28.02.2021 по 29.06.2021 в сумме 23 716,24 руб.
Определением суда от 29.03.2023 отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Забайкальского края.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Решением суда от 05.05.2023 иск удовлетворен, долг в сумме 23 716,24 руб. за период с 28.02.2021 по 29.06.2021 и расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. взысканы в пользу истца с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. В удовлетворении иска к остальным соответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда от 05.05.2023, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку на указанные цели собственником в лице минобороны учреждение не финансируется; нанимателями специализированного фонда заключены прямые договоры с поставщиком услуг, которые и являются обязанными лицами по оплате услуг.
В письменном отзыве ПАО "ТГК-N 14" считает апелляционную жалобу управляющей организации не подлежащей удовлетворению, поскольку доказательств принятия собственником специализированного жилого фонда решения о заключении нанимателями прямых договоров ответчиком не представлено, и, учитывая вид жилищного фонда и вид заключенного с нанимателем договора служебного найма, заключение прямого с ним договора законом не предусмотрено. В таком случае именно ФГБУ "ЦЖКУ" обязано заключить такой договор и оплатить поставленный ресурс. Расходы по государственной пошлине обоснованно взысканы в пользу истца.
В письменном отзыве Минобороны России также просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку ответчик как управляющая организация является обязанным лицом по оплате поставленного коммунального ресурса.
В судебном заседании 20.09.2023 представители ПАО "ТГК-N 14" и Минобороны России просили судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель апелляционной жалобы о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Если подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ).
Порядок расчета за коммунальную услугу отопления подлежит регулированию Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пп. 42(1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу отопления в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "ТГК-14" является теплоснабжающей организацией.
ФГБУ "ЦЖКУ" является управляющей организацией в отношении жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации на основании договора N 3-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации.
В приложении к указанному договору дом 71 МКД по ул. Горького в г. Чита, включен в перечень многоквартирных жилых домов, которые переданы в управление и эксплуатацию управляющей организации - ФГБУ "ЦЖКУ".
Согласно разделу 3 договора управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества и от своего имени и за свой счет заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Указанный договор N 3-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, расторгнут на основании дополнительного соглашения от 03.11.2021.
В соответствии с п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель (учреждение) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. "б").
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (п. 6 Правил N 354).
Обязанность управляющих компаний как исполнителей коммунальных услуг оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленную жилым домом энергию вне зависимости от наличия между ними надлежащим образом оформленного договора энергоснабжения является законодательно установленной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2016 N 301-ЭС16-805).
Отсутствие заключенного исполнителем услуг договора само по себе не освобождает его от оплаты потребленных коммунальных ресурсов, что соответствует положениям указанного пункта и следует из п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения).
В период действия договора управления жилищным фондом договор теплоснабжения между ФГБУ "ЦЖКУ" и ПАО "ТГК-14" не заключен, что с учетом приведенных положений не препятствует рассматривать правоотношения сторон как договорные.
Как следует из материалов дела, в исковой период с 28.02.2021 по 29.06.2021 квартира, расположенная по адресу: г. Чита, ул. Горького, д.71, кв. 1, не была заселена, что подтверждается актом сдачи ключей от 28.02.2021, и договором найма служебного жилого помещения от 30.06.2021 N 10-51/332 с другим нанимателем.
Доказательств заселения квартиры в спорный период в материалы дела ответчиком, обязанным доказать указанный факт по правилам ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Следовательно, в указанный исковой период ФГБУ "ЦЖКУ" как исполнитель коммунальных услуг обязано было оплачивать поставленный коммунальный ресурс.
Факт поставки и объем коммунального ресурса подтверждены материалами дела, не оспариваются ответчиком.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В суд первой инстанции истец представил расчет иска и подробную пояснительную записку по расчету начислений за отопление.
Расчет произведен равномерно в течение календарного года по нормативу ввиду отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, в соответствии с п. 2 (3) Постановления N 354 согласно п. 42(1), 43 по формуле 2 (4). Норматив учтен, установленный приказом Региональной службы по тарифам N 575-НПА от 15.12.2017 "Об утверждении единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" (0,0234 Гкал/кв м), учтена площадь жилого помещения (187,7 кв. м).
Расчет иска судом проверен и признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен.
В отсутствие доказательств оплаты долга, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность с ФГБУ "ЦЖКУ" в пользу истца в сумме 23 716,24 руб. за период с 28.02.2021 по 29.06.2022, признав указанное лицо надлежащим ответчиком по делу.
Прямые договорные отношения между нанимателями помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями действующим законодательством не предусмотрены, поскольку по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (п. 1 ст. 100 ЖК РФ).
Нормами действующего законодательства РФ предусмотрена лишь возможность заключения прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда и только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.
Доказательств того, что собственником жилых помещений принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, в материалы дела не представлено.
Факт бюджетного финансирования ответчика, в том числе за счет средств нанимателей, и отсутствие у учреждения необходимых денежных средств, не освобождает обязанное лицо от исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг.
Минобороны России в письменном отзыве подтверждает законность удовлетворения иска за счет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. ПАО "ТГК-14" с принятым судебным актом в обжалуемой части согласно, в части отказа к остальным ответчикам судебный акт истец не оспаривает.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка.
Иное толкование заявителем жалобы положений жилищного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Довод учреждения о неправомерном взыскании с него госпошлины отклоняется судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае на ответчика на основании ст. 110 АПК РФ отнесены возмещаемые расходы истца по уплате госпошлины по иску, возврат уплаченной истцом госпошлины по иску из федерального бюджета в данном случае Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2023 по делу N А73-1251/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1251/2023
Истец: ПАО "ТГК-14"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Минобороны России