г. Москва |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А40-259806/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кухаренко Ю.Н.,
судей О.Н. Лаптевой, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-259806/22,
по иску ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1053000000041, ИНН: 3017041554)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727),
третье лицо: ПАО "Россети ЮГ" (ОГРН: 1076164009096, ИНН: 6164266561),
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Салтыкова Е.С. по доверенности от 15.11.2021, Баженова Е.В. по доверенности от 07.04.2021,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 61 308, 29 руб. основного долга по оплате поставленной электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации за июнь-август 2022 г.
Решением суда от 20.06.2023 с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность по оплате поставленной электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации за июнь-август 2022 в размере 61 308, 29 руб.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, суд неверно приходит к выводу о том, что отсутствие гарантирующего поставщика при допуске прибора учета в эксплуатацию при условии его должного уведомления, является основанием считать такой прибор учета не пригодным к эксплуатации.
Полагает, что в рассматриваем деле, прибор учета уже установлен, и на гарантирующем поставщике лежит обязанность только по допуску прибора в эксплуатацию.
Ссылается на то, что ответчиком и потребителем согласован расчет потерь в связи с установкой прибора учета не на фасаде дома, и он является общедомовым в понимании границ дом.
Считает, что Истец, злоупотребляя положением гарантирующего поставщика, безосновательно при наличии общедомовых приборов учета определяет объем отпущенной электроэнергии расчетным способом, увеличивая объем покупаемых сетевой организацией потерь и занижая объем оказываемой ОАО "РЖД" услуги по передачи электрической энергии.
Указывает на то, что было нарушено требование статьи 71 АПК РФ об обязательной оценке представленного Ответчиком доказательства, а также об отражении результатов оценки в Решении.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец и третье лицо в заседание апелляционного суда не явились, извещены.
Как усматривается из материалов дела, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (Истец, Гарантирующий поставщик) и ОАО "РЖД" (Ответчик, Покупатель) заключен Договор N 12 купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства) от 01.05.2013 в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий.
Сторонами заключены дополнительные соглашения от 30.05.2016, от 20.06.2016, N 1/19, N 1/20, N 2/2020 от 01.07.2020, N 1/21 от 23.12.2020, N2/21 от 20,.05.2021, N1/22 от 05.05.2022 к Договору.
Пунктом 10.2. Договора предусмотрена автоматическая пролонгация договора: договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Согласно п.1.1. Договора Гарантирующий поставщик обязан осуществить продажу электрической энергии (мощности), приобретаемую последним в целях компенсации потерь в сетях Покупателя при ее передаче потребителям по сетям Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию.
Согласно п. 6.2. Договора расчеты за полученную энергию (мощность) производится по нерегулируемым (свободным) ценам. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Покупателем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) за этот месяц, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (п. 6.8. Договора).
Согласно п. 6.7. Договора Покупатель производит оплату в текущем расчетном периоде:
- в размере 30 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, в срок до 10-го числа месяца;
- в размере 40 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, в срок до 25-го числа этого месяца.
Согласно п. 6.8 Договора, стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается Покупателем до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно п. 6.9. Договора перерасчет по фактически сложившимся нерегулируемым ценам электрической энергии производится Гарантирующим поставщиком до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Покупатель производит оплату отклонения стоимости электрической энергии, сложившегося в результате перерасчета по фактическим нерегулируемым ценам электрической энергии, в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведен перерасчет.
Исполнение договора гарантирующим поставщиком и приобретение покупателем электроэнергии в целях компенсации потерь подтверждается согласованными и подписанными сторонами сводными ведомостями объемов передачи электроэнергии и сводными актами полезного отпуска.
Между тем, за период июнь-август 2022 между сторонами по договору возникли разногласия в части определения объема поставленной электрической энергии в многоквартирный дом по адресу г. Астрахань ул. 1-я Перевозная д. 118 корп. 2, о чем составлены:
- со стороны истца - протокол разногласий к сводному акту полезного отпуска и протокол разногласий к сводной ведомости объемов передачи электрической энергии потребителям,
- со стороны ответчика - протокол разногласий к акту приема-передачи электроэнергии (мощности).
Ответчик полагает, что объем поставленной электрической энергии в многоквартирный дом по адресу г. Астрахань ул. 1-я Перевозная д. 118 корп. 2 необходимо осуществлять согласно показаний общедомового прибора учета ПСЧ N 0611122580, установленного на границе балансовой принадлежности присоединения энергопринимающих устройств, входящих в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома (отражено в акте ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 29.03.2021 N 8).
Указанный акт допуска был составлен сотрудником сетевой организации (Приволжская дирекция по энергообеспечению СП "Трансэнерго" - Филиала ОАО "РЖД") в отсутствии представителей гарантирующего поставщика.
В соответствии с п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) только гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения Основных положений N 442 понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Порядок допуска прибора учета в эксплуатацию регламентирован в пункте 153 Основных положений N 442, согласно которому гарантирующие поставщики осуществляют допуск в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов, с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа.
Сетевая организация, имеющая намерение установить либо заменить прибор учета электрической энергии, направляет запрос на установку (замену) прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес следующих организаций (лиц): гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии); собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка либо замена прибора учета.
Прибор учета ПСЧ N 0611122580 был установлен с нарушением требований п. 151 Правил, следовательно, не был принят гарантирующим поставщиком в эксплуатацию.
Таким образом, пока прибор учета не допущен в эксплуатацию, он не может применяться для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии.
Учитывая изложенное, образовалась дебиторская задолженность по оплате в сумме 61 308 руб. 29 коп. за период июнь-август 2022 г.
В адрес ответчика направлены претензии об оплате задолженности:
- за период июнь-июль 2022 - от 24.08.2022 N 09-07/418, что подтверждается почтовым реестром от 29.08.2022;
- за период август 2022 - от 29.09.2022 N 09-07/468, что подтверждается почтовым реестром от 06.10.2022.
Ответчик по предъявленным требованиям письменном от 09.09.2022 N ИСХ-6224/ПРИВ НТЭ, от 20.10.2022 N ИСХ-7248/ПРИВ НТЭ возразил.
В связи с неоплатой ответчиком истцу спорной задолженности в полном объеме в установленные сроки, истцом заявлены исковые требования.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик в нарушение положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердил оплату задолженности за спорный период в полной сумме в установленные сроки и на дату рассмотрения спора.
Доводы ответчика в обоснование возражений по иску были отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Разногласия между сторонами возникли в отношении общедомового прибора учета, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 1-я Перевозная д.118 к.2, который не подлежит использованию в качестве расчетного прибора учета, по следующим основаниям:
Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" (далее - Закон N 522-ФЗ) принципиально изменено нормативное регулирование вопроса о порядке установки, замены и эксплуатации приборов учета электрической энергии, обязанности по осуществлению которых с 01.07.2020 полностью возложены на гарантирующих поставщиков и сетевые организации (пункт 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции Закона N 522-ФЗ).
Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
С учетом указанных изменений с 01.07.2020 подверглись трансформации и Основные положения N 442, в которые были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 N 554 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" (далее - Постановление N 554), изложившим полностью в новой редакции раздел X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках".
Согласно абзацу 4 пункта 136 Основных положений N 442 сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 151 Основных положений N 442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184) сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, а расходы по установке указанных средств измерений энергоресурса учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2021 N Ф02-1236/2021 по делу N А10-1838/2020). Указанное следует из содержания абз. 6 п. 136 Основных положений.
Под установкой прибора учета понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки (абз. 9 п. 136 Основных положений).
Ответчик посчитал, что расчет потребления электрической энергии в отношении спорного МКД необходимо осуществлять по показаниям общедомового прибора учета, на основании Акта допуска прибора учета в эксплуатацию N 1 от 11.02.2014 и Акта ввода в эксплуатацию прибора учета от 29.03.2021 N 8, установленного ОАО "РЖД".
Между тем, в акте допуска N 1 от 11.02.2014 гарантирующим поставщиком (истцом по делу) принято решение о недопуске прибора учета в эксплуатацию, с указанием необходимых мероприятий для допуска, а именно предоставить АРГ (акт разграничения границ) и расчёт потерь.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2021, представленного ответчиком, расчетный прибор учета электроэнергии находится в РУ (распределительное устройство) - 0,4 кВ ТП N 643. Исходя из схемы границ балансовой принадлежности следует, что данный прибор учета располагается в ТП N 643 (трансформаторная подстанция), но не в жилом доме.
Определение точки поставки дано в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений "точка поставки на розничном рынке" - это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объёма взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Указанная норма является императивной в отношении определения внешней границы сетей электроснабжения, однако граница эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета может быть изменена по решению собственников жилых помещений.
Прибор учёта, на который ссылается ответчик, не является общедомовым в понимании границ дома.
Доказательств принятия собственниками такого решения, при том, что обратное влечёт непригодность приборов учёта к коммерческому учёту электроэнергии, материалы дела не содержат.
Пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Таким образом, использование приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов, в качестве общедомовых возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на внешней границе стены многоквартирных домов либо при соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 150 Основных положений N 442.
Однако, доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) ответчиком не представлено. Кроме того, абзацем 2 пункта 144 Основных положений предусмотрено, что в случае если прибор учёта, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учёта в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учёта, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчёт величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.
Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа.
Расположение прибора учёта за пределами внешней границы стены многоквартирного дома влечёт дополнительные потери в сетях, обязанность по компенсации которых не может произвольно быть возложена на собственников помещений многоквартирного дома.
Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", принятым в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, были установлены способы определения объёма коммунального ресурса, поставленного в адрес объектов жилищного фонда, по показаниям приборов учёта либо нормативам потребления коммунальных услуг при отсутствии показаний приборов учёта.(Постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от Об. 02.2019 г. по делу N А06-2325/2018, решение Арбитражного суда Астраханской области по делу NА06- 2410/2019 от 30.08.2019).
Между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО УК "Коммунальные системы" в силу п. 11 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утв. ПП РФ N 124 от 14.02.2012 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) заключены договора энергоснабжения N 25-600-06385 от 2016 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме и для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с приложением N 2 к договорам "Перечень регистрируемых электросчетчиков", в отношении объекта, адреса точки учета "Жилой дом ул. 1-ая Перевозная, 118 корп. 2" прибор учета не указан, способ определения объема потребления - "по нормативу".
Между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО "Инженерные сети" заключен договор энергоснабжения N 25-600-08673 от 2020 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с приложением N 2 к договору "Перечень регистрируемых электросчетчиков", дополнительными соглашениями о внесении изменений в договор энергоснабжения от 01.07.2021 г. и 09.02.2022 г. в отношении объекта, адреса точки учета "Жилой дом ул. 1-ая Перевозная, 118 корп. 2" прибор учета не указан, способ определения объема потребления - "по нормативу".
На основании "списка МКД, находящихся под управления лицензиатов", опубликованного на сайте "Служба жилищного надзора Астраханской области" указанный МКД исключен из управления ООО "Инженерные сети" и передан в управление ООО УК "Комфорт Сервис" с 26.07.2022 (договор энергоснабжения N 25-600-01613 от 2019 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме) В отношении точки учета "Жилой дом ул. Пая Перевозная, 118 корп. 2" прибор учета не указан, способ определения объема потребления - "по нормативу" (скриншот ПП СТЭК Энерго представлены истцом в материалы дела).
Согласно абзацу 11 пункта 81 Правил N 354 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184) установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, доказательства того, что прибор учета, указанный в качестве ОДПУ, принимался конечными потребителями (управляющей организацией) в качестве расчетного в периоды, предшествующие спорному, так и в последующие периоды, ответчиком также не представлено.
В связи с этим, соответствующий прибор учета не может быть использован в качестве расчетного.
Указанная позиция согласуется с Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2022 N Ф01-2852/2022 по делу N А29-5780/202.
Довод ответчика, что акты баланса электрической энергии и сводные ведомости объемов передачи электрической энергии потребителям за расчетные периоды с апреля 2021 г. по май 2022 г. включительно подписывались истцом без разногласий, признан судом первой инстанции не соответствующим действительности.
Поскольку в сводных ведомостях объемов передачи за указанный период расчет объема потребления электрической энергии многоквартирным домом по адресу: 414052 г. Астрахань ул. 1-я Перевозная, д. 118 корп. 2 по показаниям общедомового прибора учета N 0611122580 отсутствует. Указанное подтверждается копиями сводных ведомостей за период август, сентябрь, октябрь 2021 г.
Более того, из актов баланса электрической энергии невозможно определить объем и стоимость электрической энергии по Договору N 12 от 01.05.2013 с применением показаний прибора учета ПСЧ-4ТМ.05.04. N 0611122580, копии актов баланса за май 2021, май 2022 г. представлены в дело.
Таким образом, разногласий в части определения объема покупаемых потерь, до июня 2022 г. быть не могло ввиду отсутствия объема потребления по спорному прибору учета.
27.08.2021 в адрес ПАО "АЭСК" поступило письмо ПАО "Россети ЮГ"-"Астраханьэнерго" о разногласиях в июле 2021 г. по потерям в сетях смежных сетевых компаниях, в том числе и ОАО "Российские железные дороги", которое является предметом рассмотрения дела в Арбитражном суде Астраханской области.
Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что сводная ведомость объемов передачи электрической энергии потребителям по сетям Приволжской ж.д. -филиала ОАО "РЖД" за июль 2021 г. была подписана со стороны ПАО "АЭСК" без учета возникших разногласий между ПАО "Россети ЮГ" - "Астраханьэнерго" и ОАО "РЖД", что свидетельствует о недостоверности данных отраженных в сводной ведомости.
Довод ответчика о том, что потребителем в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ также установлены общедомовые приборы учета в распределительном щите на фасаде дома в рамках капительного ремонта в 2017 г., что подтверждается актом на предмет оснащения ОДПУ от 24.08.2021 также не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, установленные приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Согласно пункту 137 ОПФРР, приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, должны быть допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Под допуском прибора учета понимается процедура, в ходе которой определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электроэнергию (абзац 2 пункта 152 ОПФРР).
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию (абзац 4 пункта 154 ОПФРР).
В адрес ПАО "АЭСК" акт допуска указанного прибора учета не поступал. Указанный ОДПУ не значится ни в одном из вышеуказанных договоров энергоснабжения с управляющими компаниями.
7 Довод ответчика о том, что правомерность применения ОАО РЖД" прибора учета ПСЧ-4ТМ.05.04 N 0611122580 подтверждается решением суда по делу NА06-4955/2022 от 03.11.2022, отклонен судом первой инстанции.
В указанном решении суда на стр. 2 абзац 7 указаны точки отпуска электроэнергии, их всего 4. Однако, согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета N 1 от 11.02.2014 и акту ввода в эксплуатацию прибора учета от 29.03.2021 N 8, представленных ответчиком, точка отпуска электроэнергии указана следующая: РП -31, фидер 314, ТП- 643. В решении суда о такой точке отпуска не упоминается.
В решении суда по делу N А06-4955/2022 не дана оценка правомерности применения спорному прибору учета в качестве расчетного с указанием адреса г. Астрахань ул. 1-я Перевозная, д. 118 корп. 2.
Таким образом, исковые требования признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Разногласия между сторонами возникли в отношении общедомового прибора учета, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 1-я Перевозная д.118 к.2, который не подлежит использованию в качестве расчетного прибора учета, по следующим основаниям:
Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" (далее - Закон N 522-ФЗ) принципиально изменено нормативное регулирование вопроса о порядке установки, замены и эксплуатации приборов учета электрической энергии, обязанности по осуществлению которых с 01.07.2020 полностью возложены на гарантирующих поставщиков и сетевые организации (пункт 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции Закона N 522-ФЗ).
Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
С учетом указанных изменений с 01.07.2020 подверглись трансформации и Основные положения N 442, в которые были внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 N 554 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" (далее Постановление N 554), изложившим полностью в новой редакции раздел X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках".
Согласно абзацу 4 пункта 136 Основных положений N 442 сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 151 Основных положений N 442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184) сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, а расходы по установке указанных средств измерений энергоресурса учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2021 N Ф02-1236/2021 по делу N А10-1838/2020). Указанное следует из содержания абз. 6 п. 136 Основных положений.
Под установкой прибора учета понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки (абз. 9 п. 136 Основных положений).
Прибор учета ПСЧ-4ТМ.05.04 N 0611122580 был установлен с нарушением требований Основных положений N 442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184), следовательно, не был принят гарантирующим поставщиков в эксплуатацию. Таким образом, пока прибор учета не допущен в эксплуатацию, он не может применяться для коммерческих расчётов между субъектами розничного рынка электроэнергии.
Более того, судом первой инстанции были исследованы договора заключенные между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и управляющими организациями, в которых по адресу точки учета "Жилой дом ул. 1-я Перевозная,118 корп. 2" прибор учета не указан. Доказательств того, что прибор учета, указанный в качестве ОДПУ, принимался конечными потребителями (управляющей организацией') в качестве расчетного ответчиком не представлено. В связи с этим, соответствующий прибор учет не может быть использован в качестве расчетного.
Прибор учёта, на который ссылается ответчик, не является общедомовым в понимании границ дома, поскольку доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) ответчиком не представлено.
В договоре заключенным между истцом и УК ООО "Инженерные сети" спорный прибор учета не фигурирует и УК не осуществляет расчет размера платы за электроэнергию исходя из показаний указанного прибора учета, что ставит под сомнение расчет потерь, подписанный со стороны УК 000 "Инженерные сети".
Довод ответчика о том, что потребителем в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ также установлены общедомовые приборы учета в распределительном щите на фасаде дома в рамках капительного ремонта в 2017 г., что подтверждается актом на предмет оснащения ОДПУ от 24.08.2021 г., нельзя признать обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, установленные приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Согласно пункту 137 ОПФРР, приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, должны быть допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Под допуском прибора учета понимается процедура, в ходе которой определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электроэнергию (абзац 2 пункта 152 ОПФРР).
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию (абзац 4 пункта 154 ОПФРР).
В адрес ПАО "АЭСК" акт допуска указанного прибора учета не поступал. А также указанный ОДПУ не фигурирует ни в одном договоров энергоснабжения для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах с управляющими компаниями.
Акт на предмет оснащения ОДПУ многоквартирного дома не подтверждает готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Утверждение ответчика о том, что акты баланса электрической энергии и сводные ведомости объемов передачи электрической энергии потребителям за расчетные периоды с апреля 2021 г. по май 2022 г. включительно подписывались истцом без разногласий, не соответствует действительности, поскольку в сводных ведомостях объемов передачи за указанный период расчет объема потребления электрической энергии многоквартирным домом по адресу: 414052 г. Астрахань ул. 1-я Перевозная, д. 118 корп. 2 по показаниям общедомового прибора учета N 0611122580 отсутствует. Это подтверждается копиями сводных ведомостей за период август, сентябрь, октябрь 2021 г.
Более того, из актов баланса электрической энергии невозможно определить объем и стоимость электрической энергии по Договору N 12 от 01.05.2013 г. с применением показаний прибора учета ПСЧ-4ТМ.05.04. N 0611122580, копии актов баланса за май 2021, май 2022 г. прилагаются. Таким образом, разногласий в части определения объема покупаемых потерь, до июня 2022 г. быть не могло ввиду отсутствия объема потребления по спорному прибору учета.
9.06.2023 г. через систему МойАрбитр представителем истца были поданы документы к делу N 40-259806/22, а именно письменные пояснения с приложением документов и доказательства направления их сторонам по делу. Указанные документы были направлены сторонам на адреса электронной почты, в том числе на адрес представителя ответчика Баженовой Е.В. Также к письменным пояснениям был приобщен более детальный расчет объема потребления по ОДПУ за июнь, июль, август 2022 г. Расчет судом первой инстанции был проверен и признан обоснованным.
Доводы ответчика о формальности изучения представленных доказательств носят субъективный характер, вызванный несогласием с вынесенным судебным актом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-259806/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259806/2022
Истец: ПАО "АСТРАХАНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ ЮГ"