г. Владивосток |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А51-19435/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.А. Грызыхиной,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-4800/2023
на решение от 29.06.2023 судьи Е.Е. Чжен
по делу N А51-19435/2022 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438)
к Федеральному государственному казенному учреждению "608 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН2512301501, ОГРН 1022500576780)
о возмещении стоимости изымаемого объекта недвижимости,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
об изъятии в собственность Приморского края земельного участка;
при участии:
от истца - представитель Дмитрук А.В. по доверенности от 16.03.2022 сроком действия на 3 года, диплом о высшем юридическом образовании N 2264, паспорт;
от ответчика - представитель Видясова Е.В. (врио заместителя начальника ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ), выписка из приказа командира войсковой части 20088 от 31.12.2020, паспорт;
от Минобороны РФ - представитель Дю У.В. (в режиме веб-конференции) по доверенности от 06.10.2022 сроком действия до 27.09.2024, диплом о высшем юридическом образовании N 129-13, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Министерство транспорта) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "608 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ, Учреждение), в котором, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило:
- изъять в собственность Приморского края путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ земельный участок с кадастровым номером 25:35:000000:2680 площадью 4 108 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир гора. Участок находится примерно в 2,5 км по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, гора Анна;
- возместить ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ стоимость изымаемого земельного участка в размере 1 473 000 рублей в течение 30 банковских дней с момента регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением суда от 29.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано, с чем Министерство транспорта не согласилось, обжаловав судебный акт в апелляционном порядке.
Со ссылкой на положения статей 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), апеллянт полагал, что изъятие земельного участка для государственных нужд (в том числе, в принудительном порядке) может быть осуществлено независимо от формы собственности на такой земельный участок, в связи с чем, при наличии неоспоренного распоряжения уполномоченного органа об изъятии спорного земельного участка, оснований для отказа в исковых требованиях не имелось.
В представленном письменном отзыве, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, Учреждение возражало против доводов апелляционной жалобы, настаивая на законности обжалуемого судебного акта.
Позиции сторон были поддержаны их представителями в заседании суда апелляционной инстанции. Представитель Минобороны РФ выразил согласие с позицией ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ, считал аргументы заявителя жалобы необоснованными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и письменном отзыве, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом, в рамках реализации государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2020 - 2027 годы", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 27.12.2019 N 919-па, осуществляется строительство объекта регионального значения "Строительство автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный на участке км 18+500 - км 40+800 в Приморском крае.
На основании утвержденной документации по планировке территории линейного объекта "Реконструкция мостового перехода через ключ на км 95+450 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае" (распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 09.10.2019 N 116), а также на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12.11.2019 N 151-р "Об изъятии для государственных нужд Приморского края, в целях строительства мостового перехода через ключ на км 95+450 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае, части земельного участка с кадастровым номером 25:35:010101:463, имеющего местоположение: Приморский край, городской округ ЗАТО г. Фокино, в районе горы Анна" (далее - Распоряжение об изъятии), в собственность Приморского края для государственных нужд Приморского края изъят объект недвижимого имущества, а именно: земельный участок с кадастровым номером 25:35:000000:2680, площадью 4 108 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир гора. Участок находится примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, гора Анна.
Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 25:35:010101:463 общей площадью 64 597 000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под объекты обороны (лесничество кв. 9, 10, 18- 20, 38-42, 52-58, 67-74, 82-90), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Гора. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, городской округ ЗАТО город Фокино, гора Анна.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2022 N КУВИ-001/2022-158281535 земельный участок с кадастровым номером 25:35:010101:463 общей площадью 64 597 000 кв. м принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "608 608 ОМИС" МО РФ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 25-25-07/006/2011-247 от 26.05.2011.
Письмом от 15.11.2019 N 20/26116 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил ответчику распоряжение об изъятии спорного участка; письмом от 02.08.2021 N 16/6961/8 Министерство транспорта направило в адрес ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ проект соглашения об изъятии спорного участка.
Ответными письмами от 26.11.2019 N 555, от 09.08.2022 N 513 ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ не согласилось с изъятием спорного земельного участка и отказало в заключении соответствующего соглашения.
В рамках производимого изъятия Министерством транспорта заключен государственный контракт от 24.05.2022 N 184/22 на оказание услуг по проведению оценки с ООО "Центр развития инвестиций", на основании которого проведена оценка земельного участка и составлен отчет об оценке от 02.06.2022 N 22-01.926. Согласно указанному отчету об оценке возмещение за изымаемый объект составляет 1 473 000 рублей.
На основании изложенных обстоятельств Министерство транспорта обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, является федеральной собственностью.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, определено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ФГКУ "608 ОМИС" МО РФ создано Минобороны России, основным видом его деятельности является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.
Земельный участок с кадастровым номером 25:35:000000:2680, изъятия которого требует истец, образован из земельного участка с кадастровым номером 25:35:010101:463, являющегося федеральной собственностью и переданного в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
Минэкономразвития России утверждены "Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пункте 39 названных рекомендаций указано, что на основании статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для публичных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, прекращение права собственности на земельный участок одного публичного правового образования в пользу другого публичного правового образования в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не осуществляется. В указанном контексте законодателем определен механизм безвозмездной передачи земельного участка с регламентацией порядка принятия соответствующего решения уполномоченными органами.
Случаи безвозмездной передачи земельных участков из собственности одного публичного правового образования в собственность другого публичного правового образования предусмотрены, в том числе положениями Земельного кодекса (статьи 18, 19, Глава V.5 Земельного кодекса), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Главой V.5 ЗК РФ о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ (введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015) установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 (глава V.5) ЗК РФ прямо предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 данной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации - по заявлению о его передаче главы муниципального образования, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, направляемому в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Из приведенных нормативных положений следует, что отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями ЗК РФ, которые подлежат применению в совокупности с иными предписаниями, регулирующими правовой режим соответствующих земель.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что в рассматриваемом случае вопрос передачи спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации должен быть решен в административном порядке, регламентированном главой V.5 ЗК РФ, а также положениями Законов N 122-ФЗ и N 244-ФЗ.
С учетом изложенного, принимая во внимание публично - правовой характер правоотношений сторон, к ним не подлежат применению положения статей 279, 282 ГК РФ и статей 49, 56.3, 63 ЗК РФ, в связи с чем соответствующие ссылки апеллянта отклоняются коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.
Вопреки позиции Министерства транспорта, в настоящем случае не имеется оснований для изъятия спорного земельного участка из федеральной собственности для государственных нужд Приморского края путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения с возложением на истца обязанности по возмещению Учреждению его стоимости.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от её уплаты в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2023 по делу N А51-19435/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.А. Грызыхина |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19435/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "608 ОТДЕЛЕНИЕ МОРСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЫ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации