г. Киров |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А82-18511/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метроном"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2023 по делу N А82-18511/2022
по заявление общества с ограниченной ответственностью "Метроном" (ИНН 7607024894, ОГРН 1037601003329)
к Владимирской таможне (ИНН 3327102246, ОГРН 1023301287954)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метроном" (далее - заявитель, Общество, ООО "Метроном") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Владимирской таможни (далее - ответчик, Таможня, административный орган) от 17.10.2022 по делу N 10103000-2437/2022. Указанным постановлением ООО "Метроном" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 08.11.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ. Определением от 27.12.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Метроном", обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приведены доводы о недоказанности вины ООО "Метроном" в совершении вменяемого административного правонарушения. По мнению заявителя, до вступления в силу Порядка выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13.03.2022 N 142, Общество объективно не могло исполнить требования Указа Президента РФ от 08.03.2022 N 100 и Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 312. ООО "Метроном" отмечает, что оно не могло отказаться от поставки товара, поскольку это повлекло бы гражданско-правовую ответственность в виде неустойки.
Таможня в апелляционной жалобе выразила несогласие с доводами заявителя, просила оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.08.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Владимирская таможня заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 08.04.2022 ООО "Метроном" на сайте ФТС России с применением электронной подписи зарегистрирована статистическая форма с регистрационным номером 10103000/080422/С483610 (системный номер ED20220408163456903) за март 2022 года, в которой заявлены сведения о вывезенных в отчетном месяце в Республику Казахстан в адрес ТОО "New Technoologies (Новые технологии)" товарах, в том числе товар N 5 Слайсер AIRHOT SL 220 в количестве 2 шт., на сумму 34 851,94 рублей, товар N 6 Слайсер AIRHOT SL 250) в количестве 2 шт., на сумму 37 498,92 рублей. Указанные товары вывезены в рамках исполнения договора поставки от 21.01.2021 N 2217-1/1Д, заключенного между ООО "Метроном" (поставщик) и ТОО "New Technoologies (Новые технологии)" (050046, Республика Казахстан, г. Алматы, Бостандык район, ул. Егизбаева, д 54Б, офис 46).
В графе 10 "Документы" статистической формы с регистрационным номером 10103000/080422/С483610 (системный номер ED20220408163456903) не указаны сведения о сертификате о происхождение товара по форме СТ-1 либо ином разрешительном документе, сопровождающем поставку товаров, вывозимых в Республику Казахстан.
На запросы Владимирской таможни ООО "Метроном" представлены копии следующих документов: договора поставки от 21.01.2021 N 2217-1/1Д, товарной накладной от 11.03.2022 N 949918, счета-фактуры от 11.03.2022 N Ч301922502-949918-4, транспортной накладной от 14.03.2022 N 949918, а также технической документации на товар - Слайсер AIRHOT SL 220 в количестве 2 штук, Слайсер AIRHOT SL 250 в количестве 2 штук. Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 и разрешения соответствующих Министерств ООО "Метроном" на запрос Владимирской таможни не представлены по причине запроса и сбора данных у ответственных лиц (письмо ООО "Метроном" от 27.05.2022 N б/н).
Исходя из представленных ООО "Метроном" сведений, рассматриваемый товар классифицируется в подсубпознциях 8438 50 000 0, 8438 80 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, вывоз данного товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан должен сопровождаться документами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 312.
Согласно товарной накладной от 11.03.2022 N 949918, транспортной накладной от 14.03.2022 N 949918 дата отгрузки товара со склада - 14.03.2022, согласно заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 29 от 24.03.2022 дата получения товара контрагентом ТОО "New Technoologies (Новые технологии)" - 19.03.2022.
30.09.2022 должностное лицо Таможни составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, по факту несоблюдения Обществом установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
17.10.2022 должностное лицо Таможни, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 10103000-2437/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 2 Закона N 289-ФЗ в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (часть 5 статьи 2 Закона N 289-ФЗ).
Частью 6 статьи 2 Закона N 289-ФЗ установлено, что при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности Президентом Российской Федерации издан Указ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", согласно подпункту "б" пункта 1 которого до 31 декабря 2023 г. включительно необходимо обеспечить специальную экономическую меру в виде ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 312).
Постановлением N 312 до 31 декабря 2023 г. включительно установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней по перечню согласно приложению N 1 (пункт 1).
Приложением N 1 в перечень отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, включено оборудование для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное, кроме оборудования для экстрагирования или приготовления жиров или масел животного происхождения или нелетучих жиров или масел растительного или микробиологического происхождения (код ТН ВЭД ЕАЭС 8438).
Согласно пункту 3 Постановления N 312 разрешительный порядок вывоза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, включенных в приложение N 1 к настоящему постановлению, реализуется посредством выдачи Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разрешений на вывоз.
Как следует из материалов дела, Общество в рамках исполнения договора поставки от 21.01.2021 N 2217-1/1Д, 19.03.2022 вывезло за пределы территории Российской Федерации в Республику Казахстан товар - Слайсер AIRHOT SL 220 в количестве 2 штук, Слайсер AIRHOT SL 250 в количестве 2 штук (отгрузка товара со склада произведена 14.03.2022), классифицирующийся в подсубпозициях 8438 50 000 0, 8438 80 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, без получения разрешения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на его вывоз.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются и свидетельствуют о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В письме ФТС России от 22.03.2022 N 01-07/15151 разъяснено, что каждому конкретному факту нарушения с учетом всех обстоятельств необходимо давать оценку наличия вины в деянии лица (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ). При этом следует учитывать даты вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, даты принятия (утверждения) уполномоченными государственными органами соответствующих порядков выдачи разрешений на вывоз товаров, фактическую возможность лица получить разрешение, обращения лиц за получением разрешений либо разъяснений, дату и время принятия товаров к перевозке и их фактического вывоза из РФ перевозчиком, даты и время регистрации таможенной декларации.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
На момент вывоза с территории Российской Федерации товара Постановление N 312, предусматривающее разрешительный порядок вывоза товаров посредством выдачи Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разрешений на вывоз, вступило в законную силу и действовало.
Заявитель не представил доказательства обращения в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации за получением разрешения или за разъяснениями относительно порядка выдачи разрешения на вывоз.
В связи с изложенным дата вступления в силу Порядка выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, указанных в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.03.2022 N 142, в данном случае не имеет значения для установления вины.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Административное наказание установлено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2023 по делу N А82-18511/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.06.2023 по делу N А82-18511/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метроном" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18511/2022
Истец: ООО "Метроном"
Ответчик: ВЛАДИМИРСКАЯ ТАМОЖНЯ