город Воронеж |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А14-3487/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "Альтех": Жигулин В.И. - представитель по доверенности от 16.02.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, диплом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтех" на решение Арбитражного суда Воронежской области 18.07.2023 по делу N А14-3487/2023, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтех" (ОГРН 1033600116769, ИНН 3666107400) о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) от 16.02.2023 N52-17-4056; об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтех" (далее - ООО "Альтех") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущества области) о признании незаконным отказа от 16.02.2023 N 52-17-4056; о возложении на Департамент имущества области обязанности в 2 месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу провести мероприятия по выставлению земельного участка площадью 10000 кв.м. с видом разрешенного использования "Благоустройство территории", расположенного по адресу: г.Воронеж, примыкающего к земельному участку ул.Димитрова, 134у, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 2563з от 07.12.2022, на торги в форме аукциона по продаже в собственность земельного участка.
Решением Арбитражного суда Воронежской области 18.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Альтех" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Указывает, что на генеральном плане г. Воронежа отсутствуют сведения о размещении на испрашиваемом земельном участке объекты муниципального или государственного назначений.
Кроме того, считает, что спорный земельный участок не может быть отнесен к местам общественного пользования.
Ссылается на отсутствие оснований для формирования спорного земельного участка и введения его в оборот.
В судебном заседании представитель ООО "Альтех" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
16.11.2022 ООО "Альтех" обратилось в Департамент имущества области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и организации проведения аукциона по продаже в собственность земельного участка для благоустройства территории, расположенного по адресу г. Воронеж, примыкает к земельному участку ул. Димитрова, 134у.
К заявлению была приложена схема расположения земельного участка и копии учредительных документов.
Как указывало Общество, участок испрашивался в собственность в целях благоустройства для его сотрудников.
Департамент имущества области на основании данного заявления, осуществив проверку предоставленной схемы на соответствие ст.ст.11.10, 39.11 ЗК РФ, приказом N 2563з от 07.12.2022 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанным приказом (пункт 2) определено выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществить государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Спорный земельный участок не был поставлен Департаментом имущества области на кадастровый учет.
17.02.2023 приказом Департамента имущества области N 333з в порядке самоконтроля отменен приказ от 17.12.2022 N 2563з об утверждении схемы расположения спорного земельного участка ввиду нецелесообразности формирования земельного участка в утвержденных границах, на основании протокола поручений, определенных по итогам заседания комиссии по соблюдению градостроительных норм и правил при предоставлении земельных участков для строительства от 31.01.2023 N 03-31/ПР-4.
08.12.2022 по результатам рассмотрения заявления ООО "Альтех" Департамент имущества области письмом N 52-17-28505 сообщил заявителю, что вопрос о возможности выставления спорного земельного участка на торги будет рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению градостроительных норм и правил, образованной в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области N 401 от 18.05.2017. Также в письме указано, что о результатах заседания комиссии и о принятом Департаментом решении заявитель будет проинформирован дополнительно.
31.01.2023 решением указанной комиссии ООО "Альтех" отказано в вовлечении земельного участка в хозяйственный оборот.
16.02.2023 Департамент имущества области по результатам рассмотрения заявления ООО "Альтех" письмом N 52-17-4056 отказал заявителю в выставлении земельного участка на аукцион по основаниям, предусмотренным пп. 5.1. п. 8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, а также в связи с отказом Комиссии в вовлечении участка в хозяйственный оборот (решение от 31.01.2023 N03-31/ПР-4).
Основанием для отказа, указанного в письме Департамента имущества области от 16.02.2023 N 52-17-4056, явилась непосредственная близость испрашиваемого земельного участка к территории взрывоопасного объекта "Нефтебаза", что в силу СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы" определяет минимальное противопожарное расстояние от газонаполнительных станций с объемом резервного парка свыше 200 куб.м. и вместимостью одного резервуара более 100 куб.м., до зданий всех назначений - 300 м., в связи с чем испрашиваемый участок не подлежит застройке. Также спорный участок ограничен в использовании, так как занят лесными насаждениями, выполняющими защитные функции.
Также в оспариваемом отказе отмечено, что вопрос о вовлечении в гражданский оборот рассматриваемого земельного участка 31.01.2023 был рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению градостроительных норм и правил при предоставлении земельных участков для строительства под председательством заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Шабалатова В.А., по результатам которого Департаменту имущества области отказано в дальнейшем вовлечении земельного участка в хозяйственный оборот.
Не согласившись с отказом Департамента имущества области, ООО "Альтех" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом по собственной инициативе, а также по заявлениям граждан или юридических лиц.
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 статьи 39.11 ЗК РФ (по инициативе органа или по инициативе заинтересованных лиц), который в том числе включает в себя в не зависимости по чьей инициативе образовывается земельный участок, подготовку и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка и обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
В силу подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ включает в себя проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления заинтересованного лица решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ определены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
Пунктом 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В силу пункта 12 статьи 82 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 ГК РФ).
Согласно подпункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из разъяснений данных в Определении Верховного Суда РФ от 17.07.2018 N 32-КГ18-8 запрет на передачу в частную собственность земель общего пользования не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территории общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на дату оспариваемого отказа испрашиваемый участок сформирован не был, так как решение об утверждении схемы расположения было отменено в порядке самоконтроля.
Также в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 N 15248/10, и многократно поддержанной Верховным Судом РФ, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
С учетом указанного правового регулирования с 01.03.2015 установлен императивный запрет на предоставление (в том числе и в аренду) земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования. По общему правилу территории (земли) общего пользования не предоставляются в пользование конкретному лицу, такими территориями (землями) беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2020 N Ф10-816/2019).
Кроме того, спорный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 36:34:0305004:1724 и расположен в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 36:34:0305008:18, находящегося в аренде у ООО "Альтех" по договору аренды зданий и земельного участка от 10.10.2022.
Также в непосредственной близости от спорного земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0305004:41 адрес: г Воронеж, ул. Димитрова, 134, с видом разрешенного использования "Нефтебаза".
В соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж на 2021-2041 годы, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.12.2020 N 137-V, спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне с индексом 402 - планируемая коммунально-складская зона.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 20.04.2022 N 466- V (далее ППЗ), земельный участок в двух территориальных зонах: с индексом ПК - зона производственно-коммунальной застройки, которая предназначена для размещения коммунальных объектов и производственных предприятий V-IV санитарного класса, не формирующих значительных санитарно-защитных зон.
В границах данной территориальной зоны также допускается размещение общественных объектов районного и местного значения, формирующих небольшие посетительские потоки - вид разрешенного использования "благоустройство территории" является основным для данной территориальной зоны.
При этом виды разрешенного использования земельных участков в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5.26(7.19) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, указанный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Приказу Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" земельные участки (территории) общего пользования имеют код 12.0, к которым относится вид разрешенного использования с кодом 12.0.2 "благоустройство территории", включая в себя размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.
Следовательно, земли для благоустройства территории относятся к "территории общего пользования" Кроме того, расположение спорного земельного участка не в границах красных линий и не включение данной территории в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации в рассматриваемом случае, с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, не имеет правового значения, поскольку данные обстоятельства не являются единственными квалифицирующими признаками при определении территории общего пользования
Следовательно, Департамент правомерно отказал ООО "Альтех" в выставлении спорного земельного участка на торги в форме аукциона по продаже в собственность земельного участка
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Альтех".
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области 18.07.2023 по делу N А14-3487/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3487/2023
Истец: ООО "Альтех"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области