город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2023 г. |
дело N А32-1236/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новороссийская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 по делу N А32-1236/2023
по заявлению акционерного общества "Новороссийская управляющая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"; общества с ограниченной ответственностью "Новая жилищная стратегия"
об оспаривании ненормативных актов,
при участии представителей посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" акционерного общества "Новороссийская управляющая компания" Алферова Ю.А. по доверенности; Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Тимошенко А.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новороссийская управляющая компания"; акционерное общество "Новороссийская управляющая компания (далее - заявитель, АО "НУК", компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительными решения и предписания от 07 декабря 2022года по делу N 023/01/14.1-831/2022 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку антимонопольным органом, по мнению АО "НУК", не установлены признаки вины в действиях АО "НУК" при опубликовании 20 сентября 2021 г. заместителем Генерального директора АО "Новороссийская управляющая компания", на интернет ресурсе YouTube видеоролика, с информацией, о том, что некоторые управляющие компании города Новороссийска, в том числе общество с ограниченной ответственностью "Новая жилищная стратегия" (далее ООО "НЖС") на дату размещения видеоролика (т.е. 20.09.2021 г.) имеют задолженность за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания"; общество с ограниченной ответственностью "Новая жилищная стратегия".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обоснованно выдало предупреждение о необходимости прекращения действий, являющихся актами недобросовестной конкуренции, в виде размещения в сети интернет видеороликов с недостоверными сведениями, при этом АО "НУК" указанное предупреждение Краснодарского УФАС России не исполнило. Материалами проверки антимонопольного органа подтверждено, что 20.09.2021 АО "НУК" осуществило размещение в сети "Интернет" недостоверных сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населения, что является недобросовестной конкуренцией и противоречит требованиям статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесенных антимонопольным органом решения от 07.12.2022 и предписания от 07.12.2022 по делу N 023/01/14.1-831/2022.
Акционерное общество "Новороссийская управляющая компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Судом допущены процессуальные нарушения, после объявления перерыва для просмотра видеороликов суд в отсутствие представителя АО "НУК" и без его уведомления вынес решение, чем нарушил права заявителя на судебную защиту. Заявителю не ясно, отказано в требованиях полностью или в части, судебный акт составлен формально. Судом не проводилось в установленном законом порядке исследование материалов дела, поскольку в тексте судебного акта отсутствует какое-либо упоминание о том, что в материалах дела присутствует видеоролик об актуализации информации.
УФАС по Краснодарскому краю, признавал в судебном заседании факт существования вышеуказанного видеоролика, признавал факт размещения в сети интернет видеоролика сотрудником АО "НУК" Авдеевым О.В. как участником ранее возбужденного УФПС по Краснодарскому краю дела о нарушении антимонопольного законодательства N 023/01/14.1-831/2022, также признавал факт исследования вышеуказанных двух видеороликов, членами специально созданной ими комиссии.
Представитель антимонопольной службы не дал четкого, развернутого ответа о фактическом периоде времени накопления задолженности ООО "Новая жилищная стратегия" (ОГРН1112315008673), перед АО "АТЭК" и в последующем времени оплаченной им в разные дни, двумя отдельными платежами, согласно платежного поручения N 821 от 21.09.2021 г. и платежного поручения N 833 от 23.09.2021 г.
Судом не проверена информация о наличии задолженности ООО "Новая жилищная стратегия" перед АО "АТЭК", в размере 634 232 руб. 95 коп., размещенная в форме открытых данных. АО "Новороссийская управляющая компания", могло законно использовать данные о задолженности ООО "НЖС" перед АО "АТЭК", находящиеся в открытом доступе и никаких ложных сведений, в том числе наносящих вред имиджу и деловой репутации ООО "НЖС", не размещало.
В самом ролике, размещенном в сети интернет, заместитель Генерального директора АО "Новороссийская управляющая компания", указывал, что по информации, размещенной на сайте АО "АТЭК" еще несколько компаний имеют задолженность, за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Тем не менее, заместителем Генерального директора АО "НУК" Авдеевым О.В. в добровольном порядке внесены изменения в вышеуказанный ролик в части внесения актуализированных данных.
Так же ООО "НЖС" как заявителем по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 023/01/14.1-831/2022, по признакам нарушения ст. 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии со ст. 14.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не доказан факт причинения ему каких-либо убытков (подрыв доверия к компании, расторжение действующих договоров, отток клиентов и т.д.).
В отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и ООО "Новая Жилищная Стратегия" просят оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал ее доводы, представитель антимонопольного органа просил судебный акт оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступило заявление ООО "Новая жилищная стратегия" (вх.N 21253 от 24.09.2021) на действия АО "АТЭК" и АО "Новороссийская управляющая компания" (далее - АО "НУК") о признаках нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, выразившегося в размещении на официальном сайте в сети Интернет недостоверной информации о просроченной задолженности ООО "Новая Жилищная Стратегия" (ИНН 2315168000) за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населению.
В части наличия признаков недобросовестной конкуренции в действиях АО "НУК" по размещению 20.09.2021 г. в Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населению, антимонопольным органом установлено следующее.
Из заявления следует, что действия работника АО "НУК" по размещению на Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления населению содержат признаки недобросовестной конкуренции, поскольку на момент размещения указанного видеоролика задолженность ООО "НЖС" была погашена, о чем свидетельствует счет-фактура N НТС 000000005242 от 31 августа 2021, а также товарная накладная N 6218 от 31.08.2021 ООО "НЖС".
Анализ состояния конкуренции рынка проведен в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Приказ N 220).
В качестве источников исходной информации в соответствии с п. 1.5 Приказа N 220 использовались документы и материалы, представленные заявителем - ООО "Новая жилищная стратегия".
Факт недобросовестной конкуренции установлен 20.09.2021 года. Таким образом, временной интервал исследования рынка в сфере деятельности в области предоставления займов и прочих видов кредита определен с момента выявления факта недобросовестной конкуренции с 20.09.2021 года - по 26.10.2022 г.
Согласно ОК 029 - 2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от 31.01.2014 г. N 14 - ст., управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе относится к классификационной группе 68.32.
Учитывая вышеизложенное, а также цель проведения анализа товарного рынка, границы рынка определены как управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32).
Географическими границами товарного рынка определены границы территории, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.
АО "НУК" является хозяйствующим субъектом-конкурентом по отношению к ООО "Новая Жилищная Стратегия", поскольку обладает всеми признаками, установленными п. 5 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, географическими границами товарного рынка приняты административно - территориальные границы в том числе Краснодарского края.
Согласно пункту "г" ст. 10.6 Приказа 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
В целях реализации полномочий по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и в связи с рассмотрением заявления ООО "НЖС" Краснодарским УФАС России в адрес АО "НУК" был направлен запрос (исх.N 29606/7 от 18.10.2021) о необходимости предоставления правовых оснований размещения на сайте http://youtu.be/N7FPeiy-uCA видеоролика об имеющейся у ООО "НЖС" задолженности в размере 643232,95 (шестьсот сорок три тысячи двести тридцать два рубля девяносто пять копеек) с учетом того, что в соответствии с счет-фактурой N НТС 000000005242 от 31 августа 2021, а также товарной накладной N 6218 от 31.08.2021 ООО "НЖС" погасило указанную задолженность за август 2021.
Заместителем генерального директора АО "НУК" Авдеевым О.В. 20.09.2021 размещен видеоролик, в том числе о задолженности ООО "НЖС", с использованием официальных данных сайта АО "АТЭК", предназначенного для неопределенного круга лиц, на что была сделана ссылка в видеоролике.
В целях реализации полномочий по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и в связи с рассмотрением заявления ООО "НЖС" Краснодарским УФАС России в адрес АО "АТЭК" было направлено письмо с требованием представления правовых оснований размещения на сайте АО "АТЭК" информации об имеющейся у ООО "НЖС" задолженности в размере 643232,95 (шестьсот сорок три тысячи двести тридцать два рубля девяносто пять копеек) с учетом того, что в соответствии с счет-фактурой N НТС 000000005242 от 31 августа 2021, а также товарной накладной N 6218 от 31.08.2021 ООО "НЖС" погасило указанную задолженность за август 2021.
Из информации, представленной АО "АТЭК" в Краснодарское УФАС России следует, что по состоянию на 27.10.2021 ООО "НЖС" на сайте АО "АТЭК" в списке должников не значится.
Несмотря на данное обстоятельство, Краснодарским УФАС России установлено, что вышеуказанный видеоролик на Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy -uCA размещался на дату 24.12.2021 и распространяется по состоянию на сегодняшний день. Таким образом, на дату 24.12.2021 информация в данном видеоролике, размещенном на Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA не актуализирована AO "НУК".
24.12.2021 Краснодарским УФАС России АО "НУК" выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" путем удаления с канала Oleg Avdeev в Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населения либо размещения на данном канале видеоролика, опровергающего недостоверную информацию о такой задолженности ООО "НЖС".
Антимонопольный орган установил, что на дату записи видеоролика и на момент вынесения предупреждения, у ООО "НЖС" спорной задолженности не имелось, что подтверждается счет-фактурой N НТС 000000005242 от 31 августа 2021. а также товарной накладной N 6218 от 31.08.2021.
ООО "НЖС" и АО "НУК" осуществляют деятельность на одном товарном рынке: Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждает их конкурентные взаимоотношения.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях АО "НУК" содержатся признаки недобросовестной конкуренции, установленные п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции": вышеуказанные действия АО "НУК" направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; могут причинить убытки ООО "НЖС", а также нанести вред его деловой репутации.
Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" выдало предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" путем удаления с канала Oleg Avdeev в Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населения либо размещения на данном канале видеоролика, опровергающего недостоверную информацию о такой задолженности ООО "НЖС", в срок до 21.02.2022.
Согласно части 6 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Сроком уведомления АО "НУК" Краснодарского УФАС России об исполнении данного предупреждения считается 24.02.2022.
АО "НУК" указанное предупреждение Краснодарского УФАС России не исполнило.
Также в Краснодарское УФАС России поступило обращение АО "Новороссийская управляющая компания" (далее - Общество) (вх.N 168 от 28.01.2022), в котором общество просит отменить предупреждение (исх.N 36855/7 от 24.12.2021), вынести решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
От ООО "НЖС" в Краснодарское УФАС России поступило письмо (вх.N 3821 от 25.02.2022) о неисполнении АО "НУК" предупреждения Краснодарского УФАС России, о чем свидетельствует, в частности, видеоролик, размещенный на канале Oleg Avdeev в Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / bRoNcW - Pak 0.
Краснодарским УФАС России исследован видеоролик http :// youtu. be / bRoNcW -Pak 0, при этом не установлен факт надлежащего исполнения предупреждения Краснодарского УФАС России АО "НУК".
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 09.03.2022 г. N 34 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения АО "НУК" (353900, Краснодарский край, Новороссийск город, мира улица, дом 3, литер а а-1, помещение 1; ОГРН: 1072315006334, ИНН: 2315135870) статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 09.03.2022 г. N 34 в отношении АО "НУК" (353900, Краснодарский край, Новороссийск город, мира улица, дом 3, литер а а-1, помещение 1; ОГРН: 1072315006334, ИНН: 2315135870) было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции" N 023/01/14.1-831/2022. Определением Краснодарского УФАС России о назначении дела N 023/01/14.1-831/2022 от 14.03.2022 г. о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, дело было назначено к рассмотрению на 21.04.2022 г. в 11 часов 00 минут. Дело откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, представление которых сторонами не оспаривается.
Антимонопольный орган установил, что АО "НУК" не имело оснований для публикации ролика подобного содержания, в том числе и с учетом того, что у ООО "Новая жилищная Стратегия" на дату 08.09.2021 г. отсутствовала задолженность перед АО "АТЭК", поскольку текущая задолженность не является задолженностью как таковой вследствие обстоятельств п. 4.4 Договора N 2412 от 13.01.2012 г. с АО "АТЭК", в котором указано, что плата за потребленную в расчетном периоде тепловую энергию вносится потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Также Комиссией Краснодарского УФАС России был проанализирован видеоролик "Актуализация информации по видеоролику от 20.09.2021 г. в соответствии с предупреждением УФАС РФ КК" от 07 февраля 2022 г. https://www.youtube.com/watch? v=bRoNcW-Pak0. В результате просмотра данного видеоролика Комиссией Краснодарского УФАС России не было установлено размещения на данном канале видеоролика, опровергающего недостоверную информацию о такой задолженности ООО "НЖС" (что было указано в предупреждении Краснодарского УФАС России от 24.12.2021 г.), наоборот, в данном видеоролике АО "НУК" настаивает на своей позиции и осуществляет высказывания дискредитационного характера в адрес ООО "НЖС".
Комиссией установлен факт распространения 20.09.2021 г. (а также на момент составления настоящего заключения) АО "НУК" в сети Интернет (http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA) недостоверных сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населения, являющиеся недобросовестной конкуренцией и противоречащего требованиям статьи ст. 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 07 декабря 2022 года по делу N 023/01/14.1-831/2022 действия АО "НУК", выразившееся в размещении 20.09.2021 (а также на момент составления Краснодарским УФАС России заключения об обстоятельствах дела N 023/01/14.1-831/2022 от 26.10.2022) АО "НУК" в сети "Интернет" недостоверных сведений о задолженности ООО "НЖС" за поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления населения, признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим статье 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
07.12.2022 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 023/01/14.1-831/2022, которым АО "НУК" предписано в течение одного месяца с момента получения предписания прекратить нарушение статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: прекратить распространение недостоверных сведений о задолженности ООО "НЖС" путем удаления следующих видеороликов: "И снова невежество, к чему оно приведёт?" от 20 сентября 2021 года по ссылке http://youtu.be/N7FPeiy-uCA; "Актуализация информации по видеоролику от 20.09.2021 г. в соответствии с предупреждением УФАС РФ КК" от 07 февраля 2022 года http://www.youtube.com/watch?v=bRoNcW-Pak0.
Не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа, акционерное общество "Новороссийская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правильно квалифицированы спорные правоотношения и, исходя из положений статей 198-201 АПК РФ, сделан обоснованный вывод о недоказанности заявленных требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Антимонопольный орган уполномочен возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); правила антимонопольного производства закреплены в главе 9 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона N 135-ФЗ не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 указанного Закона.
Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:
- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;
- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;
- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить все признаки, перечисленные в п. 9 ст. 4 указанного закона.
В случае отсутствия хотя бы одного из вышеуказанных признаков действия хозяйствующего субъекта не могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция.
Согласно статье 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.
Согласно, ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части неисследованности материалов дела, их неверной, по мнению заявителя, оценки, коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции была исследована аудиозапись, представленная в материалы дела. На вопрос суда, представители участников процесса пояснили, что расшифровка аудиозаписи соответствует полностью тексту, воспроизведенному в спорных видеороликах. На представленном в материалы дела диске видеозапись отсутствует, однако имеется аудиозапись, которая исследована как судом, так и сторонами.
Апелляционный суд отмечает. что антимонопольным органом неоднократно откладывалось слушание антимонопольного дела в связи с истребованиям дополнительных пояснений у сторон, АО "АТЭК", которым дана надлежащая оценка.
Из информации представленной АО "АТЭК" в Краснодарское УФАС России следует, что по состоянию на 27.10.2021 ООО "НЖС" на сайте АО "АТЭК" в списке должников не значится. В тоже время Краснодарским УФАС России установлено, что вышеуказанный видеоролик на Интернет ресурсе You Tube размещался на дату 24.12.2021. Таким образом, на дату 24.12.2021 информация о данном видеоролике, размещенном на Интернет-ресурсе You Tube, не актуализирована АО "НУК".
Довода АО "НУК" в данной части противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При этом апелляционный суд соглашается с позицией антимонопольного органа, что АО "НУК" не имело права распространять вышеуказанную информацию и давать негативную оценку действий других хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Доводы о том, что информация о наличии задолженности не была проверена антимонопольным органом и судом, также подлежат отклонению, поскольку в предупреждении Краснодарского УФАС России (исх. N 36855/7 от 24.12.2021 г.) указано, что из информации, представленной АО "АТЭК" в Краснодарское УФАС России следует, что по состоянию на 27.10.2021 ООО "НЖС" на сайте АО "АТЭК" в списке должников не значится. Несмотря на данное обстоятельство, Краснодарским УФАС России установлено, что спорный видеоролик на Интернет ресурсе You Tube http :// youtu. be / N 7 FPeiy -uCA размещался на дату 24.12.2021 г. (дата вынесения предупреждения Краснодарским УФАС России).
Таким образом, антимонопольным органом установлено, что на дату 24.12.2021 информация в данном видеоролике, размещенном на Интернет ресурсе "You Tube" http :// youtu. be / N 7 FPeiy - uCA не актуализирована АО "НУК". Указанное обстоятельство было также предметом оценки судом первой инстанции.
Апелляционный суд не принимает доводы заявителя, что видеоролик с актуализацией информации не был предметом исследования антимонопольным органом и судом. Так, Комиссией Краснодарского УФАС России был проанализирован видеоролик "Актуализация информации по видеоролику от 20.09.2021 г. в соответствии с предупреждением УФАС РФ КК" от 07 февраля 2022 года https://www.youtube.com/watch? v=bRoNcW-Pak0. В результате просмотра данного видеоролика Комиссией Краснодарского УФАС России не было установлено размещения на данном канале видеоролика, опровергающего недостоверную информацию о такой задолженности ООО "НЖС" (на что было указано в предупреждении Краснодарского УФАС России от 24.12.2021). Управлением установлено, что в данном видеоролике АО "НУК" настаивает на своей позиции и осуществляет высказывания дискредитационного характера в адрес ООО "НЖС".
Как указано выше, в материалы дела представлен диск с аудиозаписью данных спорных видеороликов. В материалах дела также имеется полная расшифровка аудиозаписи, представленная самим заявителем. Текст расшифровки подтвержден представителем антимонопольного органа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что информация о наличии задолженности третьего лица являлась общедоступной, не принимаются коллегией в силу ограничений распространения информации в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
АО "НУК" является хозяйствующим субъектом-конкурентом по отношению к ООО "Новая Жилищная Стратегия", осуществляющему управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе на территории Краснодарского края. Таким образом, у АО "НУК" отсутствовали полномочия для осуществления вышеуказанных действий. Более того, информация является неподтвержденной. Данные действия могли повлиять на деловую репутацию ООО "Новая Жилищная Стратегия". Ссылки, что информация о наличии задолженности ООО "Новая жилищная стратегия" перед АО "АТЭК", в размере 634 232 руб. 95 коп., так и не была как-то оспорена, или опровергнута, кем-либо из участников настоящего спора, не соответствуют материалам дела.
В отзыве ООО "НЖС" указывает, что в ролике прямым текстом сказано, что жителям не стоит связываться с компаниями должниками, в то время как АО "НУК" на сайте АО "АТЭК" в перечне должников отсутствует. При этом причиной не указания в данном перечне управляющей компании АО "НУК" является якобы отсутствие задолженности перед АО "АТЭК", в отличии от ООО "НЖС". При этом к материалам проверки приобщено соглашение об урегулировании взаиморасчетов от 01.10.2021 г., заключенное между АО "АТЭК" и АО "НУК" (Стороны соглашения). Из указанного Соглашения следует, что на момент публикации видеоролика (20.09.2021 г.) у АО "НУК" перед АО "АТЭК" имелась задолженность по договору на отпуск тепловой энергии N б/н от 11.01.2010 г. в размере 341 001 840,42 руб. О чем заместитель генерального директора АО "НУК" Авдеев О.В., являющийся должностным лицом хозяйствующего субъекта-конкурента, производя в видеоролике сравнительный анализ между управляющими организациями, умолчал, и сконцентрировал внимание жителей многоквартирных домов (видеоролик просмотрели более 1 тыс. чел.) на долги своих конкурентов.
Доводы апелляционной жалобы с учетом изложенного подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, неизвещении участников процесса о дате, месте, времени судебного заседания подлежат отклонению с учетом собственноручных отметок представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица в протоколе судебного заседания (л.д.149). Материалы дела судом исследованы. Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласился с выводами антимонопольного органа об анализе содержания спорных видеороликов, что следует из мотивировочной части судебного акта. Доводы о формальности, неясности судебного акта (отказано в требованиях полностью или в части) подлежат отклонению с учетом содержания мотивировочной и резолютивной частей судебного акта.
Несогласия заявителя с выводами антимонопольного органа и суда не являются основанием для переоценки данных выводов, соответствующих фактическим обстоятельствам и подтвержденным материалами дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределению не подлежат.
Как следует из абзаца третьего пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" Судом по интеллектуальным права рассматриваются кассационные жалобы по делам, в которых одно из заявленных требований касается защиты интеллектуальных прав.
Дела об оспаривании решений и (или) предписаний федеральных антимонопольных органов о нарушении запретов на недобросовестную конкуренцию, предусмотренных статьей 14.5, а также частью 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции также относятся к делам о защите интеллектуальных прав, кассационные жалобы по которыми рассматриваются Судом по интеллектуальным правам.
Вместе с тем кассационные жалобы по делам об оспаривании решений и (или) предписаний антимонопольных органов, вынесенных на основании норм статей 14.1 - 14.3, пункта 2 статьи 14.6, статьи 14.7, а также статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, рассматриваются в арбитражных судах округов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2023 по делу N А32-1236/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1236/2023
Истец: АО "Новороссийская УК", АО "Новороссийская управляющая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО " АТЭК", АО филиал "АТЭК" "Новороссийские тепловые сети", ООО "Новая жилищная стратегия", ООО "НОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ СТРАТЕГИЯ"