г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А56-35923/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Матвеев Ю.Д., по доверенности от 23.03.2023;
от заинтересованного лица: Гункин В.В., по доверенности от 28.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26935/2023) общества с ограниченной ответственностью "КДС" и общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2023 по делу N А56-35923/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КДС"
общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КДС" (далее - ООО "КДС"), общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным) к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об оспаривании распоряжения от 30.03.2023 N 855-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, обязании внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в соответствии с заявлением ООО "КДС" от 17.03.2023 (номер и дата заявления на портале "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге": N 53740481 от 17.03.2023).
Решением суда от 27.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда ООО "КДС" и ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" подали апелляционную жалобу, в обоснование которой сослались, что согласно пункту Описи документов, представленных вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, ООО "КДС" предоставил копию листа записи ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц. Считают, что переход МКД в управление к ООО "КДС" в ходе реорганизации в форме присоединения не нарушают права собственников помещений данных МКД на волеизъявление при выборе управляющей организации, поскольку данные МКД не переходят отдельно у вправление к иному (третьему лицу), а переходят к ООО "КДС" вместе с избранной ими управляющей организацией ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района".
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить.
Представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы оказать, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Инспекции от 30.03.2023 г. за N 855-рл на основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, подпункта "б" пункта 7, подпунктом "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр., по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ООО "КДС" отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка, а именно:
- к заявлению не приложена копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц.
Не согласившись с указанным распоряжением Инспекции, заявители обратились в арбитражный суд, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ Минстрой России уполномочен установить порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий органом государственного жилищного надзора (далее - Порядок).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утверждён Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, подлежащих предоставлению лицензиатами для внесения изменений в реестр лицензий.
Согласно подпункту и) пункта 3 Порядка в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица) к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий подлежит представлению
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления. По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу положений пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Как установлено судом первой инстанции, в Инспекцию 17.03.2023 от ООО "КДС" поступило заявление о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении 295 многоквартирных домов в связи с реорганизацией в форме присоединения к лицензиату ООО "КДС" юридического лица ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района", управляющего указанными многоквартирным домами.
Инспекцией установлено, что представленное заявление и документы не соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Порядка, а именно: к заявлению ООО "КДС" не приложена копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц (лица).
Указанное обстоятельство отражено в заключение Инспекции от 30.03.2023, подготовленном в соответствии с пунктом 6 Порядка и подтверждается материалами дела.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 9 Порядка указанное несоответствие приложенных документов требованиям Порядка является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент обращения ООО "КДС" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий (17.03.2023) и на дату рассмотрения настоящего дела, процедура реорганизации не завершена, соответствующий лист записи Единого государственного реестра юридических лиц ООО "КДС" не получен.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Положения ст. ст. 57-58 ГК РФ ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 382-384 ГК РФ предусматривают безусловный переход прав требований в результате универсального правопреемства при реорганизации юридического лица в форме присоединения или слияния. По смыслу положений части 3 статьи 49, части 4 статьи 57, части 2 статьи 58 ГК РФ в их взаимосвязи универсальное правопреемство происходит в момент, когда в ЕГРЮЛ внесли запись о реорганизации юридического лица. С этого момента правопреемник считается принявшим права и обязанности.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что до завершения процедуры реорганизации в форме присоединения и отображения сведений об этом в ЕГРЮЛ ООО "КДС" не может считаться правопреемником ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" по заключенным договорам управления многоквартирными домами.
Кроме того, в Инспекцию поступили определения Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.2023 по делу N 2-1674/2023, от 20.03.2023 по делу N 2-2272/2023, от 14.03.2023 по делу N 2-2028/2023; от 14.03.2023 N 2-1761/2023 о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу вносить изменения в сведения о юридическом лице, содержащемся в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" в части реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу до завершения судебного разбирательства, а также запрета ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" совершать действия, связанные с реорганизацией в форме присоединения к другому юридическому лицу.
Наложение указанных обеспечительных мер обусловлено тем, что в настоящее время в Кировском районном суде находится более 70 дел об оспаривании решений общих собраний о выборе ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" в качестве управляющей организации. Срок действия лицензии ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" истек 01.06.2023.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Наличие у заявителей собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта, основанного на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и обстоятельств спора.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2023 по делу N А56-35923/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35923/2023
Истец: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района", ООО "КДС", ООО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МАТВЕЕВ ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26935/2023
26.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20424/2023
27.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35923/2023