г. Владимир |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А39-2862/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Атяшевская районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.07.2023 по делу N А39-2862/2023, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Атяшевская районная больница" (ОГРН 1021300546684, ИНН 1303046750) к Министерству финансов Республики Мордовия (ОГРН 1021300974881, ИНН 1300050318) о признании недействительным полностью предписания Министерства финансов Республики Мордовия от 20.03.2023 N378, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Республики Мордовия (ОГРН 1021300978214, ИНН 1325126625).
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
от ответчика - не явились, извещены
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Атяшевская районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Минфин РМ, ответчик) о признании недействительным полностью предписания Министерства финансов Республики Мордовия от 20.03.2023 N 378.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.07.2023 года требования ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27 июля 2023 года полностью и принять новое решение по делу.
ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" считает решение Арбитражного суда Республики Мордовия незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с приказом о назначении контрольного мероприятия от 31.10.2022 N 91-КРУ, приказом 27.12.2022 N 109- КРУ о продлении срока проведения контрольного мероприятия и на основании Плана контрольных мероприятий контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Мордовия на 2022 год в период с 01.11.2022 по 17.01.2023 Министерством в отношении ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Подпунктом 3 перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, пункта 1 Приказа обозначен вопрос проверки соблюдения целевого характера использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) из республиканского бюджета Республики Мордовия.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Министерства финансов Республики Мордовия был составлен акт от 7 февраля 2023 года.
В ходе контрольного мероприятия были выявлены нарушения, влекущие причинение ущерба Республике Мордовия, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в осуществлении в 2021 году за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания расходов на оплату труда и страховых взносов бухгалтера учреждения Чапоргиной Т.П. на общую сумму 510 180 рублей 37 копеек.
В результате Министерство в адрес ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" было направлено предписание от 20 марта 2023 года N 378 по принятию мер по возмещению ущерба, причиненного Республике Мордовия, путем перечисления суммы средств в размере 510 180 рублей 37 копеек в доход республиканского бюджета Республики Мордовия.
Не согласившись с выданным Министерством предписанием, ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" в Арбитражный суд Республики Мордовия с соответствующим заявлением.
По мнению заявителя, денежные средства в общей сумме 510180 рублей 37 копеек были направлены на оплату расходов, связанных с оказанием государственных услуг, утвержденных государственным заданием ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а именно на выплату заработной платы и уплаты страховых взносов с суммы начислений заработной платы бухгалтеру ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" Чапоргиной Т.И.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствуют признакам конкретности и исполнимости, а также характеру выявленного бюджетного нарушения и направлено на его устранение в целях защиты интересов бюджета, установленного публично-правового порядка расходования бюджетных средств.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Трехмесячный срок на оспаривание представления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 272 Министерство финансов Республики Мордовия наделено полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 года N 175 Министерство финансов Республики Мордовия осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Аналогичные нормы закреплены в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия.
В рассматриваемом случае, Министерством в рамках представленных полномочий проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница".
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственное задание ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждено Министром здравоохранения Республики Мордовия 11 января 2021 года. Изменения в государственное задние вносилось путем утверждения нового государственного задания от 20 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 7 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Мордовия и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 07 декабря 2015 года N 690 "О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Мордовия и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок формирования государственного задания) государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Мордовия.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Мордовия и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 декабря 2015 г. N 690, государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Мордовия, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году. Государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг (работ), предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг (работ) физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации и (или) Республики Мордовия предусмотрено их оказание (выполнение) на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и (или) Республики Мордовия, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания. Государственное задание формируется по форме согласно приложению 1 к вышеуказанному Порядку. При установлении государственному учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
Государственное задание ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов включает следующие оказываемые государственные услуги: первичная медико - санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования. Код по общероссийскому базовому перечню или региональному перечню 08.200.0 (виды первичной медико - санитарной помощи: венерология, наркология, фтизиатрия, психиатрия; условия оказания: амбулаторно, показатели: число посещений/обращений), паллиативная медицинская помощь.
Код по общероссийскому базовому перечню или региональному перечню 08.069.0 (условия оказания: стационар, показатель качества государственной услуги: соответствие порядкам оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи - не менее 90%; удовлетворенность потребителей в оказанной государственной услуге - не менее 90%.
Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги - 5%.
Показатель объема государственной услуги: количество койко - дней - 5 022 койко - дня.
Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема государственной услуги- 5%.).
В соответствии с пунктом 36 Порядка формирования государственного задания предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений, с бюджетным учреждением (далее - соглашение) в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия государственному бюджетному или автономному учреждению Республики Мордовия на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2021 N 10 (с изменениями от 26.02.2021 N 120, от 17.09.2021 N 365, от 19.11.2021 N 458, от 25.11.2021 N 471, от 03.12.2021 N 523, от 23.12.2021 N 524, от 30.12.2021 N 803), заключенного между Министерством здравоохранения Республики Мордовия и ГБУЗ Республики Мордовия "Атяшевская районная больница", субсидия предоставляется заявителю на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании.
ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" предоставлена субсидия по КБК 805 0909 01 11981330 611 на оказание государственной услуги "Паллиативная медицинская помощь" в размере 7 878 900 рублей.
В ходе проверки Министерством выявлено, что остаток субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на лицевом счете ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" по состоянию на 01.01.2021 составлял 1 745 013 рубля 32 копейки, в том числе по данным ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница": ГУ 1.19. "Паллиативная медицинская помощь" (КБК 805 0909 01 1 19 81330) - 136 158 рублей 01 копейка, из них: ст. 211 "Заработная плата" - 61 573 рублей 36 копеек, ст. 213 - 74 584 рублей 65 копеек. Кассовые расходы субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственной услуги "Паллиативная медицинская помощь" ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" за 2021 год с учетом остатка на 01.01.2021 составили 7 771 763 рублей 96 копеек. Расходы на оплату труда, в том числе начисления на оплату труда, налог на доходы физических лиц, взносы по обязательному социальному страхованию за счет средств субсидии на выполнение государственного задания по паллиативной медицинской помощи составили 6 695 056 рублей 65 копеек.
Согласно положениям пунктов 9, 11, 13 Порядка формирования государственного задания объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения. Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с указанным Порядком базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива: 1) затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; 2) затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
Пунктом 17 Порядка формирования государственного задания установлено, что в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги.
В результате анализа данных, представленных ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница", Министерством выявлено, что кроме медицинских работников, осуществлялось перечисление заработной платы, в том числе начисления, налог и взносы, трем сотрудникам учреждения, непосредственно не связанным с оказанием медицинских услуг: повару, работнику кухни и бухгалтеру.
Так, согласно представленной ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" Форме 9 "Бюджетные ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств по финансовому обеспечению деятельности государственных (муниципальных) учреждений на 2021 год, не участвующих в ОМС" к Приказу Минфина РМ от 14 мая 2012 года N 45 "Об утверждении Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период, форм по представлению материалов для составления проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период и порядка их заполнения", бюджетные ассигнования по государственной услуге 1.19 "Услуги по паллиативной медицинской помощи" на оплату труда с учетом взносов во внебюджетные фонды прочих категорий работников государственных (муниципальных) учреждений предусмотрены в сумме 400,1 тыс. рублей, в том числе: по 211 статье - 307,3 тыс. рублей, по 213 статье - 92,8 тыс.рублей. Планирование производилось в расчете на выплаты 1 повару и 1 рабочему кухни.
Согласно штатному расписанию, утвержденному главным врачом ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница", месячный фонд оплаты труда по должности "Повар" составляет 12 847 рублей 06 копеек, по должности "Рабочий кухни" составляет 12 839 рублей 96 копеек. Годовой фонд заработной платы с учетом взносов во внебюджетные фонды по указанным должностям составляет 400,1 тыс.рублей.
Согласно пояснительной записке за подписью начальника планово-экономического отдела ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница", представленной в ходе проведения проверки, в проекте бюджета на 2021-2023 гг. по ГУ-1.19 (паллиативная медицинская помощь) по выплатам по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию паллиативной помощи на 211 статью было запланировано прочих категорий работников государственных (муниципальных) учреждений, в том числе 1 повар и 1 кухонный работник. Бухгалтер предусмотрен не был.
Таким образом, ассигнования на оплату труда, в том числе обязательных взносов во внебюджетные фонды, по должности "Бухгалтер" предусмотрены не были.
Вместе с тем, средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2021 году по оказанию паллиативной медицинской помощи в общей сумме 510 180 рублей 37 копеек были направлены на оплату расходов, не связанных с оказанием государственных услуг, утвержденных государственным заданием ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а именно на выплату заработной платы и страховых взносов с суммы, начисленной заработной платы по должности "Бухгалтер" Чапоргиной Т.И., из них: 392 906 рублей 76 копеек по BP 111 РК (КОСГУ) 211: - оплата труда, в том числе: 344 106 рубля 52 копейки - перечислена заработная плата на банковскую карту, 44 917 рублей - перечислен НДФЛ с суммы заработной платы, 3 883 рублей 24 копейки - перечислены проф. взносы с заработной платы, 117 273 рублей 61 копейка по ВР 119 РК (КОСГУ) 213: - перечислены страховые взносы с суммы начисленной заработной платы.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с положением статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод Министерства о том, что в ходе контрольного мероприятия было выявлено нецелевое использование нецелевое использование средств субсидии в размере 510180 рублей 37 копеек в нарушение пункта 2.1 Соглашения от 22.01.2021 N 10 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, тем самым, республиканскому бюджету Республики Мордовия причинен ущерб на общую сумму 510 180 рублей 37 копеек.
Кроме того, вопреки доводам заявителя, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что вступившем в законную силу решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2023 по делу N 12-3/2023 постановление первого заместителя Министра финансов Республики Мордовия от 13 января 2023 года N 23/01 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" Борисова А.Н. оставлено без изменения. В действиях Борисова А.Н., повлекших нецелевое использование бюджетных средств на сумму 510 180 рублей 37 копеек, установлен состав административного правонарушения, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления, предписания.
Под предписанием в соответствии со статьей 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Поскольку нецелевое использование бюджетных средств является неустранимым нарушением, в результате его совершения Республике Мордовия причинен ущерб, установлена сумма причиненного ущерба, Министерством финансов Республики Мордовия в адрес ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница" было направлено предписание с требованием о принятии мер по возмещению ущерба, причиненного Республике Мордовия, путем перечисления суммы средств в размере 510 180 рублей 37 копеек в доход республиканского бюджета Республики Мордовия до 1 ноября 2023 года.
В пункте 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" и статьях 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" формы представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Формы документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утверждены Приказом Министерством финансов России от 30.12.2020 N 340н. Оспариваемое предписание вынесено в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства финансов России от 30.12.2020 N 340н уполномоченным должностным лицом и адресовано ГБУЗ РМ "Атяшевская районная больница".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями Министерства, соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Повторно исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.07.2023 по делу N А39-2862/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Атяшевская районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2862/2023
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Атяшевская районная больница"
Ответчик: Министерство финансов Республики Мордовия
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Мордовия