г. Москва |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А40-147483/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А, Чеботаревой, Л.Г.Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройстандарт Сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023 по делу N А40- 147483/23
по заявлению Управления Минкультуры России по ЦФО (ИНН 7705856731)
к ООО "Стройстандарт Сервис" (ИНН 7705798896)
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 28.06.2023 N 96 АД 2023)
при участии:
от заявителя: |
Вейлерт Д.А. дов. от 13.02.2023 |
от заинтересованного лица: |
Савченко Е.В. дов. от 24.06.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Управление Минкультуры России по ЦФО (заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Стройстандарт сервис" (общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 26.07.2023 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что факт совершения обществом грубых нарушений лицензионных требований не подтверждается материалами дела, общество не является субъектом правонарушения по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления Минкультуры России по ЦФО поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.05.2023 на основании решения Управления Минкультуры России по ЦФО от 03.05.2023 N 46-Р, принятого на основании пункта 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с выданным Управлением Минкультуры России по ЦФО разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 27.12.2022 N 190, на основании программ проверок, утвержденных распоряжением Управления Минкультуры России по ЦФО от 27.12.2022 N 221-ПП, от 28.04.2023 N 77-ПП, Управлением проведен внеплановый инспекционный визит в отношении деятельности ООО "Стройстандарт сервис" по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадебной застройки участка улицы Волхонки", вторая половина XVII-XIX века, по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 8-10/2, стр. 8, по результатам которого составлен акт инспекционного визита от 03.05.2023 N 47.
В ходе проведения внепланового инспекционного визита согласно акту инспекционного визита от 03.05.2023 N 47 установлено, что в соответствии с записью в журнале авторского надзора, датированной от 10.04.2023, зафиксировано: "в нарушение технологии выполнения работ по сохранению свода в осях 1-5/Д-Ж, являющимся предметом охраны, произошло его обрушение", зафиксирован факт обрушения свода на Объекте (факт отсутствия свода).
Также в ходе инспекционного визита зафиксировано проведение кровельных работ по вычинке кирпича фронтона, что подтверждается актом инспекционного визита от 03.05.2023 N 47 (рис. 50 к протоколу осмотра от 03.05.2023, являющийся приложением акта от 03.05.2023 N 47).
ООО "Стройстандарт сервис" выдана лицензия Министерства культуры Российской Федерации от 15.04.2014 N МКРФ 01613 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
На основании решения Министерства культуры Российской Федерации от 12.04.2023 лицензия от 15.04.2014 N МКРФ 01613 была прекращена с 12.04.2023, таким образом проведение работ ООО "Стройстандарт сервис" на объектах культурного наследия без действующей лицензии не допускается.
Таким образом, ООО "Стройстандарт сервис" в период прекращения лицензии (отсутствия лицензии) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия с 12.04.2023 проводить работы по сохранению объектов культурного наследия на Объекте не имело законного права.
Информация о прекращении лицензии у ООО "Стройстандарт сервис" находится в открытом доступе на портале Министерства культуры Российской Федерации "Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия" (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331 -heritage_safekeeping_licenses) где отображены статусы лицензий юридических лиц.
Выявленные в ходе инспекционного визита нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (отсутствие свода на Объекте), выразившиеся в проведении работ на Объекте, не соответствующих согласованной проектной документации, в связи с чем, произошла утрата свода Объекта, который является предметом охраны, послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Стройстандарт сервис" по ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
В ходе инспекционного визита - 03.05.2023 ООО "Стройстандарт сервис" были проведены кровельные работы по вычинке кирпича фронтона Объекта в период отсутствия у ООО "Стройстандарт сервис" лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия с 12.04.2023 по 10.05.2023, что является нарушением п. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ. Факт проведения ООО "Стройстандарт сервис" указанных работ подтверждается актом инспекционного визита от 03.05.2023 N 47 (рис. 50 к протоколу осмотра от 03.05.2023, являющийся приложением акта от 03.05.2023 N 47), протоколом опроса начальника участка Заводова B.C. от 17.05.2023, протоколом опроса от 19.05.2023 ГАП Киселевой Елены Николаевны, протокол опроса от 24.05.2023 ИП Варламова Р.И., протоколом опроса от 29.05.2023 заместителя начальника УКС Турочкина B.C.
ООО "Стройстандарт сервис" своими действиями умышленно привлекло и допустило индивидуального предпринимателя к работам на объекте культурного наследия, без разрешения и лицензии органа охраны объектов культурного наследия, в следствии чего, были проведены работы не предусмотренные согласованной Управлением проектной документацией, а именно работы по полному разбору свода Объекта, который является предметом охраны, в следствии чего привели к его уничтожению (предмета охраны), а также ООО "Стройстандарт сервис" не обеспечило должного контроля за ходом и качеством выполняемых индивидуальным предпринимателем работ на Объекте, кроме того ООО "Стройстандарт сервис" проводило работы по вычинке кирпича на фронтонах Объекта в период отсутствия лицензии у ООО "Стройстандарт сервис", что является нарушением п. 1 ст. 45, п. 6 ст. 45, ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ и образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
На основании решения Министерства культуры Российской Федерации от 12.04.2023 лицензия от 15.04.2014 N МКРФ 01613 была прекращена с 12.04.2023, таким образом проведение работ ООО "Стройстандарт сервис" на объектах культурного наследия без действующей лицензии не допускается.
Таким образом, ООО "Стройстандарт сервис" в период прекращения лицензии (отсутствия лицензии) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия с 12.04.2023 проводить работы по сохранению объектов культурного наследия на Объекте не имело законного права.
ООО "Стройстандарт сервис" нарушило обязательное лицензионное требование при осуществлении деятельности по сохранению Объекта культурного наследия федерального значения "Палаты думного дворянина Полтева", вторая половина XVII века, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадебной застройки участка улицы Волхонки", вторая половина XVII-XIX века, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 8-10/2, путем проведения работ по сохранению Объекта с нарушением порядка установленного ст. 45 Закона N 73-ФЗ, а именно своими действиями умышленно привлекло и допустило индивидуального предпринимателя к работам на объекте культурного наследия, без разрешения и лицензии органа охраны объектов культурного наследия, в следствии чего, были проведены работы не предусмотренные согласованной Управлением проектной документацией, а также проведение работ на Объекте в период отсутствия действующей лицензии, что является грубым нарушением пп. "в" п. 4 Положения, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Усмотрев в данных действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, 28.06.2023 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 96АД 2023.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Вопреки мнению общества, нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении не установлено, требования ст.ст.25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ административным органом соблюдены.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к части 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регламентированы Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 5 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, установленного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.4 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения ООО "Стройстандарт сервис" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, с учетом положений п.18 и п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", как и оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, с учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, не установлено.
При этом наказание назначено обществу судом с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На день привлечения судом первой инстанции общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок не истек.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию общества с изложенными в решении выводами суда первой инстанции.
При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, а также не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.07.2023 по делу N А40- 147483/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.