г. Хабаровск |
|
28 сентября 2023 г. |
А73-1233/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании принимали участие: от Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)": Стасенко П.А., по доверенности от 26.06.2023 (до перерыва); от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Поляков Д.О., по доверенности от 01.01.2023, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2023 по делу N А73-1233/2023 по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033) о взыскании 2 018 811,61 руб., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Галеон" (ОГРН 1182724028266, ИНН 2721239818),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период июль - ноябрь 2022 года в сумме 1 983 467,14 руб., пени в размере 35 344,47 руб., всего 2 018 811,61 руб.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на отсутствие между сторонами договорных отношений, на наличие временной управляющей организации и заселённость квартир, представив списки.
Определением суда от 06.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена временная управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью "Галеон".
Решением суда от 17.04.2023 исковые требований удовлетворены. Взыскана с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу истца задолженность в размере 1 983 467,14 руб., пени в размере 35 344,47 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 094 руб.
Взысканы пени, начиная с 01.02.2023 в следующем порядке:
- за период июль - октябрь 2022 г.: 1 119 881,43 руб. - задолженность, на которую подлежит начислению пени, начиная с 01.02.2023 по 13.02.2023 (по 90 день просрочки), исходя из 1/170 ключевой ставки Банка России; а начиная с 14.02.2023 (с 91 дня просрочки) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России;
- за период ноябрь 2022 г.: 863 585,71 руб. - задолженность, на которую подлежит начислению пени, начиная с 01.02.2023 по 13.02.2023 (по 60 день просрочки), исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России; с 14.02.2023 по 15.03.2023 (по 90 день просрочки), исходя из 1/170 ключевой ставки Банка России; а начиная с 16.03.2023 (с 91 дня просрочки) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГАУ "Росжилкомплекс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.04.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик приводит те же доводы о том, что многоквартирные дома находятся в управлении временной управляющей организации, квартиры заселены, поэтому в силу ст. 155 ЖК РФ оплачивать поставленный ресурс обязаны наниматели, в связи с чем, исковые требования необоснованно предъявлены к ФГАУ "Росжилкомплекс".
В письменном отзыве АО "ДГК" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях до и после отложения судебного разбирательства (объявлении перерыва) участвовали представители заявителя жалобы и истца, каждый настаивал на своей правовой позиции.
Истец представлял дополнительные пояснения и подробные расчеты, считая, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, а принятый судебный акт подлежащим оставлению без изменения.
Третье лицо в рассмотрении жалобы не участвовало.
На основании ч.3 ст. 18 АПК РФ произведена замена в составе суда.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного решения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "ДГК" является теплоснабжающей организацией.
В период с июля по ноябрь 2022 г. тепловая энергия и горячая вода поставлена в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/2; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/3, в отсутствии заключенного между сторонами договора.
Поставленный коммунальный ресурс не оплачен, в связи с чем, задолженность в сумме 1 983 467,14 руб. предъявлена истцом ответчику в претензии от 19.12.2022 N 047/323, а затем - к взысканию в судебном порядке.
Принимая решение в пользу теплоснабжающей организации, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Отношения сторон основаны на обязательствах энергоснабжения и регулируются нормами параграфа 6 "Энергоснабжение" главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общими положениями об обязательствах.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал, что между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии.
Факт поставки коммунального ресурса в период с 01.07.2022 по 30.11.2022 по адресам: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/2; г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/3, на сумму 1 983 467,14 руб. подтвержден представленными в материалы дела документами - счетами-фактурами, расчетными ведомостями потребления тепловой энергии, актами приема-передачи.
Расчет иска проверен судом, признан правильным.
Не оспаривая, что является правообладателем на праве оперативного управления спорными помещениями, относящимися к служебному специализированному фонду, ФГАУ "Росжилкомплекс" в апелляционной инстанции приводит доводы о заселенности части помещений и обязанности нанимателей или временной управляющей организации оплачивать потребленные ресурсы.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ предусмотрено, что специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Действующим жилищным законодательством не предусмотрены прямые договорные отношения ресурсоснабжающей организации и нанимателей жилых помещений специализированного жилищного фонда по предоставлению коммунальных услуг.
Доказательств заключения нанимателями в указанных многоквартирных домах прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии, оплаты тепловой энергии нанимателями в ресурсоснабжающую организацию материалы дела не содержат и ответчиком суду не представлены.
Доказательств принятия уполномоченным органом решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма ответчиком не представлено.
При изложенных обстоятельствах, именно ФГАУ "Росжилкомплекс" является обязанным лицом по внесению платежей за индивидуально потребленный коммунальный ресурс.
Что касается платы за содержание общего имущества, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения такой обязанности на ответчика ввиду наличия временной управляющей организации.
В соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В силу прямого указания подпункта "а" п. 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В апелляционную инстанцию истцом представлен подробный расчет иска со ссылкой на нормы и правила и примененные формулы (постановления N 124, 354). Расчетные данные по нормативу приведены в отношении каждого дома с выделением суммы на содержание общего имущества.
Учитывая изложенное решение суда в указанной части следует изменить, исключив коммунальную услугу на содержание общего имущества, и уменьшив соответственно размер пени, взысканные судом на основании п. 1 ст. 329, 330 ГК РФ, ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Приведенные истцом возражения против обязанности временной управляющей организацией оплачивать коммунальную услугу на содержание общего имущества подлежат отклонению с учетом приведенных выше положений жилищного законодательства.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2023 по делу N А73-1233/2023 изменить.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033) в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) задолженность в размере 1 958 891,24 руб., пени в размере 34 844,35 руб., всего 1 993 735,59 руб., а также понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 32 696,87 руб.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" пени, начиная с 01.02.2023:
- за период июль - октябрь 2022 г.: 1 100 220,71 руб., - задолженность, на которую подлежит начислению пени, начиная с 01.02.2023 по 13.02.2023 (по 90 день просрочки), исходя из 1/170 ключевой ставки Банка России; а начиная с 14.02.2023 (с 91 дня просрочки) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России.
- за период ноябрь 2022 г.: 858 670,53 руб., - задолженность, на которую подлежит начислению пени, начиная с 01.02.2023 по 13.02.2023 (по 60 день просрочки), исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России; с 14.02.2023 г. по 15.03.2023 (по 90 день просрочки), исходя из 1/170 ключевой ставки Банка России; а начиная с 16.03.2023 (с 91 дня просрочки) по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России.
Возвратить акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 23.01.2023 N 4682.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1233/2023
Истец: АО "ДГК"
Ответчик: ФГАУ "Росжилкомплекс"
Третье лицо: ООО "Галеон"