г. Вологда |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А66-16164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Тверь" Петровой Е.А. по доверенности от 06.02.2023, от Управления Федерального казначейства по Тверской области Кривошея Р.А. по доверенности от 24.01.2022 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2023 года по делу N А66-16164/2022,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Тверь" (ОГРН 1046900058259, ИНН 6901060246; адрес: 170001, Тверская область, город Тверь, улица Арсения Степанова, дом 2а; далее - учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199; 170036, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 53а; далее - управление, казначейство) о признании недействительным представления от 20.10.2022 N 36-23-09/3625 в части пункта 1 с требованием возвратить денежные средства в размере 1 780 323 руб. 86 коп.; пункта 22 с требованием возвратить денежные средства в размере 100 000 руб.; пункта 24 с требованием возвратить денежные средства в размере 819 008 руб. 56 коп.; пункта 25 с требованием возвратить денежные средства в размере 44 724 руб. 15 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое представление признано недействительным в части:
- пункта 1 (требование о возврате денежных средств в размере 1 780 323 руб. 86 коп);
- пункта 22 (требование о возврате денежных средств в размере 100 000 руб.);
- пункта 24 (требованием о возврате денежных средств в размере 819 008 руб. 56 коп.);
- пункта 25 с требованием о возврате денежных средств в размере 44 724 руб. 15 коп.).
Этим же судебным актом с управления в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, учреждению из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает, что в действиях заявителя доказаны нарушения бюджетного законодательства, а у управления имелись полномочия на проведение проверки больницы.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд в письменных пояснениях отклонил доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей управления и учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, казначейством на основании его приказа от 12.07.2022 N 48 и поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 проведена внеплановая выездная проверка учреждения по вопросу осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются местные бюджетные трансферы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета за период с 1.01.2020 по 31.12.2021.
Результаты проверки нашли отражение в акте проверки от 26.08.2022.
В адрес учреждения вынесено представление от 20.10.2022 N 36-23-09/3625.
Не согласившись в части с оспариваемыми пунктам представления, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (часть 3 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся: юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями; исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, за определенном исключением, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Пунктом 2.1 статьи 266.1 названного Кодекса установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, может осуществляться Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Федеральное казначейство также на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации осуществляет контроль в соответствии со статьей 269.2 настоящего Кодекса в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
В данном случае учреждение является медицинской организацией, заключившей договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями, в силу которых обязалась оказывать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховые медицинские организации обязались, в свою очередь, оплачивать оказанную помощь.
Следовательно, исходя из перечисленных норм БК РФ, больница не является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, и соответственно управление не вправе осуществлять в отношении заявителя внутренний государственный финансовый контроль.
Также, исходя из представленного в материалы дела поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 и оспариваемого преставления, управление проводило проверку больницы по теме - проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае из акта проверки не следует, что управлением осуществлялась проверка расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, и какие именно.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства получения больницей межбюджетных трансфертов.
В силу статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования; оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В данном случае оплата оказанной учржедением медицинской помощи производилась согласно условиям заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинскими страховыми компаниями в соответствии с указанными нормами Закона N 326-ФЗ.
Также из акта проверки следует, что управление фактически осуществило проверку правильности расходования больницей средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь.
Исходя из указанных выше норм БК РФ, казначейство не имело право осуществлять проверку правильности расходования учреждения средств, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь и использованных в целях оказания медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров с медицинскими страховыми организациями.
Не могут быть приняты во внимание ссылки казначейства на пункт 4 статьи 6 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которым контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Закона N 326-ФЗ, которой установлены права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти не отнесено право проведения проверок медицинских организаций по расходованию средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 326-ФЗ правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводить проверки и ревизии, наделен Федеральный фонд.
Данная норма корреспондируется с положениями части 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, которой определено правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда. В силу данной нормы контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд, который имеет право проводить соответствующие проверки и ревизии.
Кроме того, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу статьи 65 АПК РФ управление обязано предоставить соответствующие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования больницей средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи.
В данном случае казначейство не предоставило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что расходы на оплату сторонней организации медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний (забор крови и внутримышечные и внутривенные инъекции), на оплату медицинских услуг организации, привлеченной для оказания услуг по проведению диагностических исследований, произведены больницей не с целью оказания медицинской помощи в соответствии с заключенными договорами.
Наоборот, из содержания акта проверки следует, что указанные расходы произведены больницей только с одной определенной целью - оказанием медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что управление неправомерно провело в отношении учреждения проверку и вынесло по ее результатам оспариваемое представление, что является достаточным основанием для признания его недействительным в части оспариваемых пунктов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.09.2023 по делу N А44-6754/2022.
При таких обстоятельствах, требования учреждения правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2023 года по делу N А66-16164/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16164/2022
Истец: ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА "РЖД-МЕДИЦИНА" ГОРОДА ТВЕРЬ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Тверской области
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ