город Томск |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А27-21234/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эльшайдт Г.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-6825/2023) муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" на решение от 04.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21234/2022 (судья Бондаренко С.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Новокузнецк, пр-д Коммунаров (Центральный Р-Н), д. 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (652740, Кемеровская область, г Калтан, ул. Калинина, зд. 44, помещ. 6, ОГРН 1024201857195, ИНН 4248001906) о взыскании денежных средств, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Пивень Марк Олегович (1) (город Новокузнецк, кемеровская область - Кузбасс, ОГРНИП 319420500107402, ИНН 422203867501), общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Строй" (2) (652740, Кемеровская область, г Калтан, Комсомольский пер, зд. 7/3, этаж 1, ОГРН 1204200017317, ИНН 4222017002), Администрация Калтанского городского округа (3) (652740, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Калтан, пр-кт Мира, д.53, ОГРН 1024201857393, ИНН 4248000677),
без участия лиц, участвующих в деле, (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", общество, истец) обратилось с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 20 571 руб. 74 коп. долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января по декабрь 2022 (с учетом увеличения истцом исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены индивидуальный предприниматель Пивень Марк Олегович, общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Строй", Администрация Калтанского городского округа.
Решением от 04.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены. Взыскано с учреждения в пользу общества 20 571 руб. 74 коп. долга, 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что заявление об уточнении исковых требований не было направлено в адрес ответчика; судом нарушены принципы равноправия сторон и состязательности процесса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ЭкоТек" в порядке открытого конкурсного отбора в октябре 2017 года наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории "Юг" Кемеровской области в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области от 27.10.2017, заключенного между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек", последнее как региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.
ООО "ЭкоТек" приступило к осуществлению обязанностей регионального оператора с 01.07.2018, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается им в соответствии с условиями вышеназванного соглашения от 27.10.2017.
Ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: город Калтан, ул. Калинина, 44 (площадь помещения 145,7 кв. м) и пр-т Мира, 65А (площадь помещения 145,7 кв. м).
Договор между ответчиком и региональным оператором на спорные помещения не заключен.
С января по декабрь 2022 года истец оказал услуги по обращению с ТКО на сумму 20 571 руб. 74 коп.
Ответчик оплату не произвел, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания спорных услуг, отсутствия доказательств оплаты, правомерности применения норматива накопления ТКО для категорий потребителей: административные здания, учреждения, организации, офисы.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 711 и 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость. Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ), за исключением отдельных случаев.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для ООО "ЭкоТек" утвержден постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 (в редакции постановления от 30.11.2020 N 468): на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 491,68 руб./м3; на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 493,64 руб./м3; на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 498,44 руб./м3; на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 498,44 руб./м3; на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 542,61 руб./м3; на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 542,61 руб./м3; на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 566,37 руб./м3, на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 566,37 руб./м3., с 01.07.2022 по 30.11.2022 - 591,85 руб./м3.
В отсутствие подписанного договора расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
По общему правилу тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 14158/06, определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993), то есть действует исключительно на будущее, а не на прошлое. Исходя из существа такого показателя как норматив накопления ТКО, определяющего нормативный объем отходообразования, участвующий при определении объема оказанных услуг по вывозу ТКО, приведенная выше позиция может быть распространена не только на сам тариф, но и на норматив образования ТКО.
Из материалов дела следует, что ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: город Калтан, ул. Калинина, 44 (площадь помещения 145,7 кв. м) и пр-т Мира, 65А (площадь помещения 145,7 кв. м).
Договор между ответчиком и региональным оператором на спорные помещения не заключен. Представленный в материалы дела проект договора N 160419-22/ТКО не подписан со стороны ответчика.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашения с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлены нормативы накопления ТКО для категорий потребителей: административные здания, учреждения, организации, офисы - 0,126 м3/1 м2 общей площади в год.
Истцом в материалы дела представлен расчет, из которого следует, что задолженность по объекту: г. Калтан, пр-т Мира, 65А составляет 5 995 руб. 86 коп. (истцом учтена аренда части спорного помещения), задолженность по объекту: город Калтан, ул. Калинина, 44, составляет 14 575 руб. 89 коп.
Апелляционным судом расчет проверен, ответчиком не опровергнут.
На основании изложенных норм права, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что факт оказания услуг по обращению с ТКО и ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, равно как и не представлено в материалы дела доказательств оплаты ответчиком, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца задолженность в заявленном размере.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не был ознакомлен с заявлением об уточнении исковых требований, судом апелляционной инстанции отклоняется.
25.05.2023 через Информационную систему "Картотека арбитражных дел" истцом было подано ходатайство об уточнении заявленных требований.
В судебном заседании 25.05.2023 суд первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнение исковых требований (протокол судебного заседания, л.д. 65).
Определением суда от 25.05.2023 судебное заседание отложено на 27.06.2023 15 час. 30 мин.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Принимая во внимание, что учреждением были представлены отзывы на исковое заявление, пояснения, ходатайства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ответчик имел реальную возможность ознакомиться с ходатайством об уточнении заявленных требований до принятия судебного акта по существу спора, представить возражения, с учетом того, что судебное заседание было отложено и ответчику предоставлено время для совершения процессуальных действий, однако ответчик своими процессуальными правами не воспользовался, не проявил какой-либо инициативы по сбору и представлению суду доказательств для надлежащего обоснования занимаемой по делу правовой позиции.
Кроме того, учреждением в суде апелляционной инстанции не заявлены доводы относительно уточненной суммы исковых требований.
Доводов по существу спора жалоб не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04 июля 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21234/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (ОГРН 1024201857195, ИНН 4248001906) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В.Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21234/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа"
Третье лицо: Администрация Калтанского городского округа, ООО "Мастер-строй"