г. Челябинск |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А07-2445/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2023 по делу N А07-2445/2023,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
30.01.2023 общество с ограниченной ответственностью "Компания "Асылташ" (далее - заявитель, Общество, общество "Асылташ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - ответчик, Министерство, Минэкологии РБ) от 06.09.2022 N 1014п о досрочном прекращении права пользования недрами с целью добычи кирпичных глин на Заводском месторождении в муниципальном районе Куюргазинский район Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда республики Башкортостан от 05.07.2023 заявленные требования удовлетворены, приказ от 06.09.2022 N 1014п признан недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что суд первой инстанции неверно исчислял сроки для принятия Министерством решения о прекращении права пользования участком недр, считает, что срок для принятия указанного решения должен исчисляться не с момента возврата отправителю почтового конверта с уведомлением, а с момента размещения на официальном сайте "Почты России" информации о статусе почтового оправления "возврат отправителю по истечению срока хранения". Кроме того, апеллянт заявляет о неверном применении судом первой инстанции норм материального права, указывая, что нормы Административного регламента распространяются на правоотношения, носящие заявительный характер, тогда как в настоящем случае решение о прекращении права пользования участками недр принято по инициативе Министерства.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Асылташ" является собственником Ермолаевского кирпичного завода, находящегося в селе Ермолаево Куюргазинского района. После приобретения завода заявителю передано два карьера, являющихся сырьевой базой данного предприятия.
Приказом N 015п от 16.01.2007 лицензия Ермолаевского межхозяйственного кирпичного завода 00059 ТЭ (от 10.06.1994 года) переоформлена на ООО Компанию "Асылташ", оформлены лицензия на право пользования недрами УФА 02531ТЭ на добычу кирпичных глин на Заводском месторождении и лицензия УФА N 00461 ТЭ на добычу огнеупорных глин в Сандинском месторождении огнеупорных глин в муниципальном районе Куюргазинский район Республики Башкортостан.
Приказом N 1014п от 06.09.2022 Минэкологии РБ принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами в Заводском месторождении. В качестве основания прекращения лицензии указано нарушение Обществом существенных условий лицензии.
Основанием прекращения лицензии послужил тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 02:35:010202:1 используется заявителем без предусмотренных законодательством прав на него.
Договор аренды земельного участка N 66 от 13.04.2007 заключен на основании постановления администрации Сельского поселения Ермолаевский сельсовет Куюргачинского района Республики Башкортостан N209 от 11.08.2006 со сроком аренды с 11.08.2006 до 10.07.2055. В аренду предоставлен земельный участок из категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 02:35:0102:0001, площадью 75815 кв.м., местоположение: РБ, Куюргазинский район, в 1,0 км. на северовосток от ЕМХКЗ Ермолаевское месторождение кирпичных глин. Цель использования: размещение и эксплуатация карьера кирпичных глин.
Земельный участок передан в пользование Администрацией СП Ермолаевский сельсовет 13.04.2007 по Акту приема-передачи (Акт N 66 от 13.04.2007 к договору N 66 от 13.04.2007).
Общество "Асылташ" указывает, что оплачивает арендную плату за пользование арендуемым земельным участком. Договор сторонами не расторгнут.
Не согласившись с приказом Минэкологии РБ от 06.09.2022 N 1014п о досрочном прекращении права пользования недрами в Заводском месторождении, Общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедуры прекращения права пользования недрами административным органом нарушена. Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами по указанному в оспариваемом приказе основанию является надлежащее уведомление недропользователя о нарушении и не устранение им выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок. Установив вынесение Министерством решения ранее истечения указанного трехмесячного срока, предусмотренного законодательством для устранения недропользователем выявленных нарушений, суд признал оспариваемый ненормативный акт не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы общества "Асылташ".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как следует из положений ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По правилам ст. 21 Закона о недрах принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления и прекращения права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", в соответствии с п. 1 ст. 20 которого принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами на участках недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 (далее - Положение), Министерство определено в качестве республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
В ст. 20 Закона о недрах, ст. 19 Закона N 144-з установлены основания для досрочного прекращения права пользования недрами:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами;
2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
3) систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами;
4) если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами;
5) ликвидации пользователя недр;
6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных частью первой статьи 23 Закона Российской Федерации "О недрах";
7) непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонд геологической информации Республики Башкортостан;
8) подачи пользователем недр заявления о досрочном прекращении права пользования недрами;
9) возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
В ст. 21 Закона о недрах (пункт 4), ст. 20 Закона N 144-з указано, что решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято только по истечении не менее трех и не более 12 месяцев со дня доставки пользователю недр уведомления о допущенных нарушениях, и при условии, что в указанный срок пользователь не устранил нарушения. При этом уведомление (направляемое органами государственной власти субъектов РФ) считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому было направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено либо пользователь не ознакомился с ним.
Судом первой инстанции установлено, что в оспариваемом приказе Министерства от 06.09.2022 N 1014п "О досрочном прекращении права пользования недрами на Заводском месторождении" каких-либо ссылок на ст. 20 Закона о недрах, ст. 19 Закона N 144-з не приведено, равно как и не указано материальное основание досрочного прекращения права заявителя на пользование недрами на основании лицензии УФА 02531 ТЭ.
Вместе с тем уведомление о начале процедуры досрочного прекращения лицензии от 29.04.2022 N М09-08-5962 направлено обществу "Асылташ" 06.05.2022. Согласно указанному уведомлению недропользователю сообщается о нарушении п. 5.1 условий к Лицензии УФА 02531 ТЭ: 1) действие лицензии приостановлено приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 17.09.2018 N 800п, однако добычные работы производились в 2018 - 2020 году, в соответствии с представленной отчетностью по добыче обществом "Асылташ" в 2021 году добыто 1,0 тыс. м3 глины кирпичной. 2) в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок используется обществом "Асылташ" без предусмотренных законодательством прав на него.
В уведомлении дословно указано следующее: "...в течение трех месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить вышеуказанные нарушения и обеспечить их исполнение, в противном случае в соответствии со статьей 20 Закона РФ "О недрах", в отношении лицензии УФА 02531 ТЭ может быть принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами.".
Право пользования недрами приостановлено приказом Министерства от 17.09.2018 N 880п, согласно которому обществу "Асылташ" для целей восстановления в полном объеме действия лицензии следует предоставить в Минэкологии Республики Башкортостан сведения по мониторингу месторождения полезных ископаемых и состоянию окружающей среды на Заводском месторождении за 2016, 2017 годы, представить в Минэкологии ежемесячные сведения о фактической добыче полезного ископаемого и сведения о фактической сумме уплаты НДПИ с указанием стоимости добычи 1-м.куб.(т) полезного ископаемого за 2016, 2017 годы.
Письмом от 26.05.2022 N 5 недропользователь сообщает в Министерство о представлении в Минэкологии Республики Башкортостан сведений по мониторингу месторождения полезных ископаемых и состоянию окружающей среды, ежемесячные сведения о фактической добыче полезных ископаемых за все предыдущие годы. В связи с указанным заявитель просит восстановить действие лицензии.
Письмом от 30.06.2022 N М09-08-9119 Министерство доводит до сведения общества "Асылташ" решение отказать в отмене решения о приостановления действия лицензии по причине, которая первоначально в приказом Министерства от 17.09.2018 N 880п не указывалась: не направление в Минэкологии Республики Башкортостан договора аренды земельного участка. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 02:35:010202:1 используется недропользователем без предусмотренных законодательством прав на него.
На основании изложенных обстоятельств суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что основанием для прекращения действия лицензии общества "Асылташ" на право пользования недрами в Заводском месторождении явилось не устранение нарушения, выразившегося в использовании земельного участка 02:35:010202:1 без предусмотренных законодательством прав на него.
Вместе с тем из прямого указания закона (ст. 21 Закона о недрах, ст. 20 Закона N 144-з) следует, что срок, устанавливаемый пользователю в уведомлении на устранение нарушения, не может быть менее 3 месяцев и более 12 месяцев, и исчисляется с даты получения пользователем недр такого уведомления.
С учетом того, что уведомление о начале процедуры досрочного прекращения лицензии от 29.04.2022 N М09-08-5962, письмо Министерства от 30.06.2022 N М09-08-9119 обществом "Асылташ" не получены (по причине изменения юридического адреса), суд счел правомерным исчислить данный срок с даты возвращения почтового отправления в Министерство 09.06.2022. В этом случае на даты вынесения оспариваемого ненормативного акта 06.09.2022 трехмесячный срок устранения недостатков не истек, решение о прекращении права пользования недрами принято преждевременно.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083372481536 статус "возврат отправителю по истечению срока хранения" присвоен почтовому отправлению 07.06.2022, в связи с чем именно с этой даты уведомление следует считать доставленным недропользователю. Вместе с тем указанный довод правомерность выводов суда первой инстанции не опровергает. В этом случае оспариваемый ненормативный акт также вынесен до истечения 07.09.2022 трехмесячного срока, установленного законодательством для добровольного устранения выявленных нарушений без угрозы досрочного прекращения действия лицензии.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, принимая во внимание наличие и фактическое исполнение обществом "Асылташ" договора аренды земельного участка N 66 от 13.04.2007, заключенного со сроком аренды с 11.08.2006 до 10.07.2055 на основании постановления администрации Сельского поселения Ермолаевский сельсовет Куюргачинского района Республики Башкортостан N209 от 11.08.2006.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" в п. 2 Приложения N 11 установлено, что срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный в письменном уведомлении о допущенных нарушениях, выданном в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" по 31 декабря 2022 г., продлевается на один год.
С учетом указанной меры поддержки недропользователей, установленной на период с 14.03.2022 до 31.12.2022, следует признать за обществом "Асылташ" право сохранить за собой действие лицензии на продленный Правительством Российской Федерации срок устранения нарушений, указанных в уведомлении от 29.04.2022.
Довод апеллянта о неверном применении судом первой инстанции норм материального права ввиду того, что нормы Административного регламента распространяются на правоотношения, носящие заявительный характер, тогда как в настоящем случае решение о прекращении права пользования участками недр принято по инициативе Министерства, выводов суда, основанных на положениях ст. 21 Закона о недрах, ст. 20 Закона N 144-з, не опровергают.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, Министерством допущены нарушения в процедуре досрочного прекращения права пользования недрами, что привело к нарушению прав и законных интересов общества "Асылташ" и является основанием для отмены ненормативного правового акта.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2023 по делу N А07-2445/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2445/2023
Истец: ООО Компания Асылташ
Ответчик: Министерство природопользования и экологии РБ