г. Москва |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А40-90577/23 |
Судья И.В. Бекетова,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-90577/23, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Московской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2023 N 10013000-002171/2023,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНЕ (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.04.2023 N 10013000-002171/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ, с наложением взыскания в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Решением от 13.07.2023 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
От таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как указано выше, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 6 000 руб.
Диспозицией ст. 16.10 КоАП РФ является несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Как установлено судом первой инстанции, 08.01.2023 на железнодорожную станцию "Электроугли" (Московская область, Богородский городской округ, г. Электроугли), на транспортном средстве железнодорожная платформа N 94831955 в контейнере N THKU1014354 доставлены товары весом брутто 9747,5 кг, общей стоимостью 33398 долларов США, в количестве 20 грузовых мест. 10.01.2023 указанное транспортное средство с товаром помещены в зону таможенного контроля СВХ ООО "ОБЛТР АНСТЕРМИН А Л" (142455, Московская область, Богородский городской округ, территория Носовихинского шоссе, ул. 26- ой км, д. 5), находящуюся в регионе деятельности Восточного таможенного поста Московской областной таможни (далее - МОТ) (с 15.03.2023 переименована в Московскую таможню, приказ ФТС России от 14.09.2022 N 738).
Перевозчиком, ответственным за доставку вышеуказанной товарной партии, выступило ОАО "РЖД".
Согласно сведениям, указанным в графе D ТД N 39855453/261022/0254531, срок таможенного транзита был установлен до 25.12.2022.
Однако транспортное средство контейнер N THKU1014354 с товаром доставлены в зону таможенного контроля Восточного таможенного поста МОТ 10.01.2023.
После представления указанных документов должностное лицо Восточного таможенного поста МОТ зарегистрировало их подачу оформлением подтверждения о прибытии N 10013030/100123/5000929. Согласно полям электронной копии транзитной декларации - вкладка "изменения в ТД" в КПС "Совершение операций" в электронной копии транзитной декларации N 39855453/261022/0254531 в соответствии с историей обработки, 19,12.2022 внесена информация о продлении срока таможенного транзита до 30,12.2022. В тоже время данная информация о продлении срока таможенного транзита до 30.12.2022 не скорректирована и не отображена в графе D электронной копии транзитной декларации.
10.01.2023 получены объяснения от агента системы фирменного транспортного обслуживания железнодорожной станции "Электроугли" ОАО "РЖД" Никотиной Анастасии Владимировны (зарегистрированная по адресу: Московская обл, г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, д. 14, кв.70), которая сообщила, что контейнер N THKU1014354 перемещаемый на железнодорожной платформе Ш 94831955 по железнодорожной накладной N 31206784, прибыл на железнодорожную станцию "Электроугли" 08.01.2023 и помещен в зону таможенного контроля 10.01.2023. Причины прибытия данного контейнера с нарушением, установленного срока таможенного транзита ей не известны. Информация о продлении либо об обращении ОАО "РЖД" за продлением срока таможенного транзита отсутствует.
В связи с противоречивыми сведениями о сроке таможенного транзита на бумажном носителе железнодорожной накладной и в электронной копии транзитной декларации N 39855453/261022/0254531, Восточным таможенным постом МОТ письмом N 46-15/010 от 11.01.2023 направлен запрос в таможенный орган отправления - таможенный пост "Алтынкольжол" Департамента государственных доходов по Алматинской области Республики Казахстан по фактически установленной дате таможенного транзита.
В соответствии с письмом Департамента государственных доходов по области Жетысу Республики Казахстан (вх. N 46-15/197 от 21.03.2023) при пересечении таможенной границы ЕАЭС товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 39855453/261022/0254531, таможенным постом "Алтынколь-жол" установлен срок таможенного транзита до 25.12.2022.
Таможней установлено, что согласно программному обеспечению КПС "Транзитные операции" срок таможенного транзита не продлевался.
Таким образом, выявлен факт несоблюдения обществом установленного порядка таможенного транзита, а в частности - нарушение срока доставки товара, перемещаемого по таможенной процедуре таможенного транзита.
Постановлением таможни по делу об административном правонарушении от 11.04.2023 N 10013000-002171/2023 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания статьи 210 АПК РФ.
В соответствии со статьей 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита или таможенный режим международного таможенного транзита.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении следующих действий (бездействия): несоблюдение установленного таможенным органом срока таможенного транзита; несоблюдение определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, если он был установлен; доставка товаров в место доставки, отличное от определенного таможенным органом.
По правилам статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке (транспортировке) товаров: от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия и от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия.
В соответствии с положениями ст. 144 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления в таможенный орган назначения (далее - срок таможенного транзита).
В отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, срок таможенного транзита устанавливается из расчета 2 000 км за 1 месяц, но не менее 7 календарных дней.
Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 000 км за 1 месяц, либо срок, определяемый исходя из особенностей перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
Установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика может быть продлен в пределах срока, установленного пунктом 4 статьи 144 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, являлся ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Кодекса действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
Из материалов дела усматривается, что по данным транзитной декларации N 39855453/261022/0254531 срок таможенного транзита должен был быть завершен 25.12.2022.
Между тем фактически общество обратилось в таможенный орган для завершения процедуры таможенного транзита по указанной декларации только 11.01.2023, т.е. с нарушением установленного срока, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.10 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Обществом по делу не представлено достаточных надлежащих доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности соблюдения им установленного порядка таможенного транзита.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Довод жалобы о том, что общество не имело возможности воспользоваться своим правом и обратиться в таможенный орган с заявлением о продлении таможенного транзита, так как после истечения срока таможенного транзита его продление не осуществляется, отклоняется судом.
Порядок передачи грузов на межгосударственном стыковом пункте производится в соответствии со Служебной инструкцией к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении и Соглашения о порядке передачи вагонов и контейнеров через межгосударственный железнодорожный передаточный переход.
Заключение договора перевозки подтверждается накладной.
Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки, и принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Передачу груза перевозчики удостоверяют подписями и проставлением календарных штемпелей в передаточной ведомости, а также проставлением календарного штемпеля принимающим перевозчиком в графе "отметки о передаче груза" накладной.
Время подписания передаточной ведомости принимающим перевозчиком считается моментом состоявшейся передачи. Контейнер N THKU1014354 с товаром, перевозимый по железнодорожной накладной N 31206784 от 18.10.2022 (транзитная декларация N 39855453/261022/0254531) передан ОАО "РЖД" от ТОО "КТЖ-грузовые перевозки".
ОАО "РЖД" приняло груз к перевозке без указания оговорок и без замечаний.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ТК ЕАЭС, ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке по территории одного из государств-членов_в порядке, установленном международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств либо законодательством государств-членов в области транспорта, если передача товаров осуществляется между железнодорожными перевозчиками одного государства-члена.
С передачей груза по железнодорожной накладной N 31206784 от 18.10.2022 (транзитная декларация N 39855453/261022/0254531) обязанности перевозчика по соблюдению сроков таможенного транзита перешли от ТОО "КТЖ-грузовые перевозки" к ОАО "РЖД".
Как указывалось выше, согласно положению ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при принятии груза к перевозке могло внести в накладную обоснованные оговорки и замечания, тем самым надлежащим образом исполнить обязанности перевозчика, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, общество, в полном объеме исполняя обязанности перевозчика, при наличии информации о нарушенном сроке таможенного транзита, могло отказаться от исполнения договора перевозки.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-90577/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90577/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ