г. Москва |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А40-57120/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г.Яковлевой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2023 по делу N А40-57120/23,
по заявлению ПАО "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным и отмене решения уведомления об отказе государственного кадастрового учета, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Сибрикова А.А. дов. от 22.03.2022 |
от заинтересованного лица: |
Махмудова У.Э. дов. от 24.08.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала - Московского банка ПАО Сбербанк (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления N КУВД-001/2022-28839441/8 от 19.12.2022.
Решением от 06.07.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, общество обратилось в Управление с Заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок от 08.07.2022 г. N MFC-0558/2022-1067210-1 в отношении объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг (Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав), к указанному заявлению также были приложены:
1. Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 28.06.2022 г. N б/н, Морев Максим Олегович;
2. Доверенность от 11.10.2021 г. N МБ/8531-Д, Еремина Анжелика Анатольевна, нотариус города Москвы.
Управление по итогу рассмотрения поданного заявления вынес уведомление о приостановлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта недвижимости от 19.07.2022.
Согласно описи документов, принятых для государственной регистрации от 18.10.2022 Банк представил в Управление заявление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении недвижимого имущества с тем, чтобы устранить ранее указанные Росреестром недостатки.
Уведомлением Росреестра по Москве о приостановлении государственного кадастрового учета от 18.10.2022, регистрационные действия были приостановлены на основании заявления Банка в срок до 19.12.2022 для устранения Банком причин первоначальной приостановки регистрационных действий.
Согласно описи документов, принятых для государственной регистрации от 21.10.2022 г. (дополнительные документы) Банк, для устранения причин приостановки государственной регистрации, во исполнение уведомления Росреестра от 19.07.2022, представил:
- Заявление о предоставлении дополнительных документов от 21.10.2022;
- Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 09.10.2022 г. N б/н;
- Доверенность от 11.10.2021 N МБ/8531-Д заверенная Ереминой А.А. нотариусом города Москвы.
Управление направило в Банк Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 03.11.2022, при этом, ответчик указал на произведенное переустройство лестниц.
19.12.2022 Управлением отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости (здания), кадастровый номер 77:07:0015008:13480, расположенного по адресу г. Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО "Сбербанк России" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу части 1 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
В соответствии с п. 1, п. 2, п. 6, п. 7.3. ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Согласно п. 4 ч.5 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в Управление с целью актуализации сведений об основных характеристиках здания и проведения его государственного кадастрового учета, право собственности на которое уже зарегистрировано в ЕГРН.
В собственности ПАО Сбербанк находится недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: г, Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации прав от 11.08.1999 г. Серия АА N 008625, право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации прав от 11.08.1999 г. Серия АА N 008625 площадь нежилого здания, принадлежащего ПАО Сбербанк и расположенного по адресу г. Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1 составляет 611,8 кв.м. По данным ЕГРН площадь здания составляет 414,8 кв.м (в выписке имеется информация об исключении некоторых сведений (о площади 611,8 кв.м) как ошибочно внесенных). В результате возведения ненесущих перегородок с целью изменения конфигурации помещений для удобства их эксплуатации площадь помещений в здании уменьшилась на 9,3 кв.м и составила 405,5 кв.м.
Здание реконструкции не подвергалось, в нежилом помещении была произведена перепланировка, в связи с чем, не требуется получение Заявителем и предоставление в регистрирующий орган иных документов, кроме представленных вместе с заявлением.
При этом, перепланировка нежилых помещений была произведена в нежилом здании.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Означенных строительных работ, в результате которых возникли бы надстройки, перестройки, изменение высоты и т.п., не производилось.
В силу п.1.7. Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП получение разрешения на строительство не требуется в случае выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Согласно п. 3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП не требуется получения разрешения на строительство: при демонтаже (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности (п. 3.8).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, проведенная перепланировка не требует дополнительно каких-либо согласований, получения разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, соответственно такие документы регистрирующий орган не вправе запрашивать у Заявителя.
Функции строительно-технического контроля (надзора) к полномочиям регистратора, не обладающего соответствующими специальными познаниями в области строительства, не относятся. В отсутствие надлежащих заключений компетентных должностных лиц такие выводы выходят за пределы компетенции регистрирующего органа.
Требованиями ст. 29 Закона N 218-ФЗ на государственного регистратора возлагаются полномочия по проведению правовой экспертизы документов, то есть их проверке на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
При возникновении сомнений в квалификации проведенных строительных работ (перепланировки или реконструкции), государственный регистратор не лишен возможности обратиться в компетентные контрольно-надзорные органы города Москвы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления о проведении работ по переустройству лестниц и о том, что эти работы не входят в перечень, установленный в 432-ПП, что является препятствием для осуществления регистрационных действий, не соответствует действующим нормам и правилам.
Кроме того, означенная позиция также подтверждается мнением кадастрового инженера, обладающего специальными познаниями.
В пояснительной записке исх. N 09 от 09.02.2023, указано, что для внесения изменений в площадь и планировку нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0015008:13480 по адресу: г. Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1 был подготовлен технический план. Для частичного изменения конфигурации лестницы на 1-ом этаже не требуется получение разрешения на строительство, проведенные работы не выходят за рамки работ, включенных в перечень Постановления N 432 -ПП.
Таким образом, обществом в управление представлены все необходимые документы для совершения испрашиваемой государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения в установленном порядке путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0015008:13480, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шолохова, д. 10, корп. 1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2023 по делу N А40-57120/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57120/2023
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ