г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А21-8675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Колотюк Л.В. по доверенности от 29.08.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24957/2023) общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2023 по делу N А21-8675/2022 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - Таможня, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ООО "Феникс", Общество, ответчик) 2 035 500 руб. утилизационного сбора, пени в размере 140 619,13 руб., а также, пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 15.06.2023 с Общества в пользу Таможни взыскан утилизационный сбор в размере 2 035 500 руб., пени в сумме 174 815,53 руб. за период с 03.02.2022 по 17.05.2023 (за исключением периода моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022), а также пени за период с 18.05.2023 по день фактического исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета 34 051 57 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Феникс" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 15.06.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на то, что ввезенные по ДТ N 10009100/170122/3005633 шасси не являются транспортным средством, а представляют собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства; ввезенные шасси в качестве самоходных машин не оформлялись и были разукомплектованы (разобраны на части после ввоза), паспорт транспортного средства, самоходной машины на спорный товар не оформлялся. Таким образом, по мнению подателя жалобы, таможенным органом не подтверждена законность требования об уплате утилизационного сбора за спорный товар.
Таможенным органом представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Таможня извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Феникс" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/170122/3005633 товар: шасси седельного тягача VOLVO FH, в комплекте с двигателем, коробкой переключения передач, мостами, колесами, элементами подвески, топливными баками, седельносцепным устройством и прочим оборудованием, 2011 года выпуска, номер шасси YV2AG10A0BB589725, предназначено для разборки на запасные части.
В графе 33 указанной ДТ декларантом был заявлен классификационный код 8706 00 190 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товар по ДТ N 10009100/170122/3005633 выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора.
Впоследствии таможенным органом установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных Обществом по ДТ N 10009100/170122/3005633 шасси колесных транспортных средств.
Согласно произведенному Таможней расчету сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составила 2 035 500 руб. (150 000 х 13,57).
В адрес Общества Таможней направлено уведомление от 29.03.2022 N 13-12/07916 о необходимости уплаты утилизационного сбора.
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда от 15.06.2023 с Общества в пользу Таможни взыскан утилизационный сбор в размере 2 035 500 руб., пени в сумме 174 815,53 руб. за период с 03.02.2022 по 17.05.2023 (за исключением периода моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022), а также пени за период с 18.05.2023 по день фактического исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 15.06.2023 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Из системного толкования положений преамбулы к Закону N 89-ФЗ, статей 21 и 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291); Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1249).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1249 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ,
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В силу пункта 11(2) Правил N 1249 документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
В рассматриваемом случае ООО "Феникс" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009100/170122/3005633 товар: шасси седельного тягача VOLVO FH, в комплекте с двигателем, коробкой переключения передач, мостами, колесами, элементами подвески, топливными баками, седельносцепным устройством и прочим оборудованием, 2011 года выпуска, номер шасси YV2AG10A0BB589725.
В графе 33 указанной ДТ декларантом был заявлен классификационный код 8706 00 190 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товар по ДТ N 10009100/170122/3005633 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При таких обстоятельствах, с момента помещения спорных шасси колесных транспортных средств под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10009100/170122/3005633 и их выпуска в свободное обращение на территории ЕАЭС Общество признается плательщиком утилизационного сбора, который был правомерно рассчитан Таможней в соответствии с Правилами N 1249, исходя из действовавших на момент выпуска товара базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Постановлению N1291.
Доводы Общества о том, что ввезенные шасси не являются транспортным средством, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Шасси колесных транспортных средств являются самостоятельным объектом, который облагается утилизационным сбором в силу Раздела V Перечня N 1249 "Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, M 2, M 3)".
Доводы Общества о том, что ввезенные шасси в качестве самоходных машин не оформлялись и были разукомплектованы (разобраны на части после ввоза), паспорт транспортного средства, самоходной машины, на спорный товар не оформлялся, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у Общества в связи с ввозом техники (шасси) на территорию Российской Федерации.
По смыслу статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре.
Наличие или отсутствие паспорта транспортного средства, не свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате утилизационного сбора.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности. При таком положении доводы Общества о том, что ввезенное транспортное средство не эксплуатировалось на дорогах общего пользования, правового значения не имеют, поскольку не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплачивать утилизационный сбор.
При таких обстоятельствах, Таможней правомерно в соответствии с Правилами N 1249 рассчитан утилизационный сбор в отношении шасси, ввезенных по ДТ N 10009100/170122/3005633, исходя из действовавших на момент выпуска товара базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Постановлению N 1291.
Произведенный Таможней расчет утилизационного сбора в размере 2 035 500 руб. проверен судом и признан правильным.
Доказательств уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, исковые требования Таможни о взыскании с Общества утилизационного сбора в размере 2 035 500 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно пункту 11(2) Правил N 1249 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, поскольку Обществом не представлены доказательства уплаты утилизационного сбора в срок, установленный пунктом 11(2) Правил N 1249, то на сумму неуплаченного утилизационного сбора подлежат начислению пени с 03.02.2022 (по истечении 15 дней с даты выпуска товаров по ДТ N10009100/170122/3005633).
Суд первой инстанции обоснованно применил к требованию о взыскании пени за неуплату утилизационного сбора моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497), ввиду следующего.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом вопреки позиции Таможни, правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Положения о введении моратория, установленного Постановлением N 497, судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.
При таких обстоятельствах, с учетом введенного Постановлением N 497 моратория, сумма пени, подлежащая взысканию с Общества, правомерно взыскана судом с 03.02.2022 по 17.05.2023 (за исключением периода моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022), что составляет 174 815,53 руб.
Кроме того, поскольку Обществом не представлены доказательства уплаты утилизационного сбора по спорной ДТ, то с Общества также правомерно взысканы в пользу Таможни пени, начисленные на сумму утилизационного сбора 2 035 500 руб. с 18.05.2023 по дату фактической уплаты утилизационного сбора включительно, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании с Общества утилизационного сбора и пени, с учетом срока действия моратория, введенного Постановлением N 497, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом положений части 3 статьи 110 АПК РФ суд первой инстанции также правомерно взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 34 051,57 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 15.06.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 июня 2023 года по делу N А21-8675/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8675/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Феникс"